И как выглядит этот самый гелевый протектор-подушка жесткого диска? И
можно ли собственными силами улучшить конфигурацию – произвести, так
сказать, легкий тюнинг? С этими вопросами я и обратился к специалистам,
через руки которых в год проходит не одна сотня «милитаристов».
В джиперской практике используется множество различных компьютеров.
Известны даже случаи внедрения в салон LR Defender полноценного
системного блока и 17-дюймового ЖК-монитора... Но наибольшую
популярность получили три защищенные модели: ноутбуки классической
компоновки Panasonic CF27 и CF28, а также «планшетник» Walkabout
Hammerhead HH3 Tablet PC. Сравнительно недорогие и надежные, как
автоматы Калашникова. Вот с их начинкой мы и познакомились поближе.
ЛЕГЕНДА № 27
Panasonic CF27 – самый бюджетный на сегодня вариант ноутбучной основы
навигационной системы. Его стоимость колеблется в пределах от $280 до
$340 в зависимости от конфигурации. Корпусы же модификаций одинаковые за
исключением исполнения клавиатуры – встречаются как традиционные
кнопочные, так и влагозащищенные. В наши руки попала модель с обычной
«клавой», процессором PII 300 МГц, 128 Мб оперативной памяти, жестким
диском на 6 Гб и встроенным GPRS-модулем. Судя по потертостям на
корпусе, «машинка» много где повоевала – есть даже косвенные признаки,
что она участвовала в «Буре в пустыне». Специально для этой операции
была выпущена партия с желтым верхом. Кстати, это не краска, а
специальное покрытие.
Во время эксперимента с наездом на ноутбук колесом под грузом верхняя
крышка потрескивала и немного прогибалась (в пределах нескольких
миллиметров, заметных визуально), но как только автомобиль сполз с
«препятствия», тут же приняла первоначальное положение без остаточной
деформации. Никаких замечаний к работе компьютера после такого
издевательства не возникло. Да уж, «бронежилеты» из магниевого сплава
Panasonic делает на славу. Но это не «гидрокостюмы», и купаться в них не
рекомендуется! Даже с герметичной клавиатурой этот компьютер остается
лишь брызгозащитным. На откидные крышки боковых и заднего отсеков, под
которыми скрываются дисковод и разъемы, хоть и уплотненные прокладками,
надежды мало. Это скорее защита от пыли, чем от воды.
Но главный враг компьютеров в автомобиле – вибрации. Это основная
причина, выводящая из строя гражданские ноутбуки. В военном же самый
нежный элемент конструкции – жесткий диск – заключен в стальной
контейнер, внутри которого находится амортизирующая прослойка, так
называемая гелевая подушка. Обволакивая винчестер снизу и по боковым
поверхностям, она гасит внешние вибрации. Застывшее желе представляете?
Очень похожая субстанция – и не жидкая, и не твердая. Просто и надежно,
как в армии. В целом же CF27 неплохой вариант для спарки с
GPS-навигатором по USB-интерфейсу. Можно даже вдали от дома в Интернет
зайти – достаточно открыть нижнюю крышку и установить в гнездо
SIM-карту.
НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК
Если Panasonic CF27 можно сравнить с бравым капитаном разведчиков, то
модель CF28 вполне соответствует рангу полковника. И не штабного, а
очень даже боевого, заслуженного и при этом на пенсию отнюдь не
собирающегося. Защищенность и возможности этого компьютера превосходят
ТТХ «однополчанина». Конфигурация (процессор PIII 600 МГц, оперативная
память 256 Мб, жесткий диск 20Гб, DVD-ROM) позволяет установить на
машину систему Windows XP, а не устаревшие версии вроде Windows 98 или
2000, выше которых CF27 в базовой комплектации просто не тянет. Корпус
также из магниевого сплава, а его верхняя и нижняя части собираются с
уплотнительной прокладкой. Клавиши клавиатуры отформованы из единого
резинового листа. Крышка, в которой находится матрица, герметична, а сам
экран закрыт бронебойным стеклом. Нырять, конечно, нельзя, но, попав
под дождь, можно особо не переживать. Жесткий диск смонтирован в
собственном кейсе с гелевым демпфером. Вывод: универсальный защищенный
компьютер, с помощью которого можно и ориентироваться в дальнем походе, и
использовать его в качестве хранилища цифровых фотографий. А на стоянке
еще и любимый фильм посмотреть. Стоимость удовольствия (б/у, конечно) –
от $590 до $1090. На наш взгляд – разумная плата за предоставляемые
возможности.
ПРЯМОУГОЛЬНАЯ «ТАБЛЕТКА»
Обычно эти бесклавиатурные компьютеры называют «таблетками» (от Tablet
PC). Встречаются они различных фирм и степеней защищенности. Выгодно
отличаются от КПК большим экраном с хорошим разрешением, возможностью
установки «взрослых» версий операционной системы (обычно Windows XP),
емким «винтом» и достаточной «операционкой», чтобы провернуть
многомеговые карты. Плюсы по сравнению с традиционными ноутбуками в
простоте монтажа в автомобиле и меньшем весе. Hammerhead HH3 – один из
«планшетников» по адекватной цене, отвечающих «нашим» задачам.
Комплектация: процессор P III 400 МГц, жесткий диск 10 Гб, оперативная
память 256 Мб. Цена в работоспособном б/у состоянии порядка $300.
Заглянув внутрь, поражаешься – свободного места практически нет.
Компоновка настолько плотная, что отсутствует даже радиатор охлаждения
процессора. Его роль выполняет корпус, а в самом нагруженном по
температуре месте – на нижней стенке – фрезой выбрана канавка сложной
формы, увеличивающая площадь охлаждения. «Коробка» полностью
водонепроницаема – все разборные части соединяются через прокладки, а
выводы разъемов замазаны изнутри герметиком. Матрица закрыта бронебойным
стеклом, поэтому для управления используется не тачскрин с
палочкой-стилусом, а активная «ручка» (радио-скрин) со встроенным блоком
электроники и автономными элементами питания. Для загрузки программ и
информации, а также коммуникации с GPS-навигатором используется
USB-интерфейс. Других устройств для ввода-вывода нет, хотя присутствует
универсальная антенна радиоканала, к которой можно подключить блок GPRS,
например.
Из трех представителей внедорожных компьютеров Hammerhead кажется
наиболее защищенным от механических воздействий. Но есть и обратная
сторона медали. Отсутствие какой-либо внешней вентиляции и плотный
монтаж при длительной работе могут привести к перегреву и последующим
глюкам. Помните об этом, собираясь путешествовать по жарким странам, да и
просто отправляясь в путь летом, пусть даже и в средней полосе.
БОЛЬШЕ ЖИЗНИ!
Как все люди, и военные, и гражданские, состоят из костей и мяса, так и
компьютеры, не важно с какой степенью защиты, собраны из обычных
комплектующих. Что это значит? Да то, что для ремонта или модернизации
«уставшего ветерана» можно использовать элементы, приобретенные в
обычных компьютерных магазинах. Вместо ущербного диска на 6 Гб в
Panasonic можно установить современный, хотя бы «гигов» на 40–60 или
даже на 80–120. Определяющий форм-фактор – 2.5 дюйма, то есть
практически любой ноутбучный «винт». Кстати, специалисты считают, что
винчестер на ноутбуке «живет» не более двух лет, максимум до трех.
Дальше возможны сбои и падение системы. Процент риска увеличивается с
каждым годом эксплуатации и очередной поездкой по бездорожью.
Хотите, чтобы «старичок» не отставал от жизни? Если знакома ситуация,
когда приехали на точку, а стрелка OziExplorer на экране показывает, что
до нее еще километра полтора, то, значит, пора добавить прибору
«мозгов», точнее, оперативной памяти. Выбор модулей огромный!
Отдельный разговор об электричестве. Как правило, в автомобиле
компьютер питается от бортовой сети через автоадап-тер или используя
инвертор на 12–220 вольт и сетевой блок питания. Автономная батарея
применяется редко, да и обычно через год-два она приходит в полную
негодность. Тем не менее аккумулятор весьма желателен в качестве
аварийного буфера, на тот случай, если неожиданно прервется подача по
основному энергетическому каналу – например, штурман, подпрыгнув на
очередной кочке, зацепится за провод и выдернет разъем. И все пропало! А
было бы внутреннее питание, можно успеть треки сохранить.
Самостоятельно разбирать батарею не рекомендуется, поскольку в ее
корпусе, кроме непосредственно «топливных» элементов (типа обычных
пальчиковых), находится и электронный блок. По сути, это компьютер в
компьютере, отвечающий за учет заряда-разряда, напряжение, силу тока и
прочие электрические вопросы. Если электроника цела, то замена
элементов питания на новые, обойдется примерно в $70.