Огромные
грузовики рассекают просторы нашей Родины, не обращая внимания на
мельтешение вокруг них. Вроде и ездят «легковые» автомобилисты с ними
рядом, а все равно дальнобойщики словно живут в своем мире. Водитель
дальнего следования Александр не без самоиронии, присущей большинству
дальнобойщиков, рассказал Avto.ru о своей работе.
Водительский стаж Александра насчитывает четырнадцать лет. За руль
многотонного МАЗа он сел полтора года назад и ежемесячно выезжает в
дальние рейсы (Великий Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Краснодар).
Это не первое его знакомство с грузовиками: когда Александру было
четырнадцать лет, он ездил на работу со своим отцом, механиком в ОТК в
МосХлебТрансе. Уже тогда он ездил за рулем ЗИЛов, ГАЗов и прочих
грузовиков и постепенно освоил технику езды на крупногабаритных машинах.
Специфику работы на грузовиках Александр знал с детства, поэтому, сев
за руль вверенного ему на работе МАЗа, он быстро влился в рабочий ритм.
Сначала слушал разговоры коллег по рации СВ-диапазона, а затем и сам
стал общаться в канале. «Основная проблема в поездке на дальние
расстояния – когда не знаешь, где хорошая заправка и кафе и где не
опасно остановиться переночевать. Ребята все мне рассказали по рации, и
первый рейс прошел успешно, как и последующие», – вспоминает Александр.
Водитель несет материальную ответственность за груз. Чтобы он всю
дорогу лежал в сохранности, перед каждой поездкой, помимо проверки
технического состояния, нужно не лениться и проверять заодно
герметизацию прицепа. Груз на стоянках украсть не пытаются, а мелких
воришек интересуют деньги на солярку. Например, на поездку в Краснодар
уходит около 30 000 рублей (солярка, еда) – есть чем поживиться. За
грузами охотятся преступники другого масштаба, они готовятся к операциям
заранее, по чьей-то наводке. Но особо важные грузы обычно сопровождает
охрана, к ним просто так не подкатишь. Вероятно, многие вспомнят фильм
«Форсаж», где герои ловко и незаметно для водителя отстегивали прицеп с
грузом. Александр лишь усмехнулся, сказав, что это выдумки – в обычной
жизни с грузовиком равняется легковушка, из которой на дальнобойщика
направляется оружие, и его заставляют прижаться к обочине. Затем его в
лучшем случае выгоняют из кабины.
Во время
первой командировки в Питер, когда Александр встал на ночь на охраняемой
стоянке под Тверью, дальнобойщика разбудил странный шум. Стоянка
оказалась не такой уж безопасной – в кабину пытались проникнуть воры.
Сейчас он знает все необходимые точки на своих маршрутах и дает дельный
совет всем автомобилистам: «Если вы подыскиваете место заправки,
перекуса или ночлега на трассе, остановите свой выбор на том месте, где
стоят фуры». К качеству бензина это может не относиться, но солярка
точно не подкачает. Хотя он и сам однажды зимой залил в МАЗ плохую
солярку, и ночью двигатель стал глохнуть, его спас припасенный на такие
случаи антигель. Оказывается, на заправке вместо зимнего дизеля залили
летний, и на морозе он загустел.
Времена лихих 90-х канули в Лету, сейчас уже к дальнобойщикам не
подходят бравые ребята с битами, пытаясь выяснить, «чей груз, куда
везешь» и «кто твоя крыша». А если и отваживается какая-то шпана
поиграть в героев боевиков, то на них просто не обращают внимания. Хотя
коллеги Александра, вернувшиеся из рейса в Мурманск, рассказывали, что
на северных дорогах пока главенствует беспредел. Вспоминается еще один
фильм, в котором показывали дальнобойщиков, – «Бумер». Вот там режиссер
попал в точку – водители грузовиков действительно стоят друг за друга
горой и могут оказать достойный отпор даже отъявленным бандитам. Однажды
Александр нарвался на нервного водителя: после Ростова был ремонт
дороги, а справа по обочине всех объезжал автомобиль, который попытался
втиснуться в ряд перед его грузовиком, но из-за собственной
неосторожности чуть не свалился в кювет. Водитель решил отыграться на
грузовике – догнал его, высунул из окна руку с травматическим
пистолетом, выстрелил и уехал. Хорошо, что пуля попала в дверь и
оставила лишь небольшой отпечаток, дальнобойщик даже не стал вызывать
милицию из-за маленькой вмятины.
Зато о сериале
«Дальнобойщики» Александр отзывается с иронией: «Конечно, это сказка.
Чтобы был интересный сюжет, с ними в каждой поездке случается какая-то
история. Но совершенно неправдоподобно, например, что они могут
отстегнуть прицеп с грузом и отлучиться к кому-то на помощь – кто же
бросает ценный груз посреди трассы? Или когда они помогают своему
коллеге быстро и без потерь собрать рассыпавшийся по дороге груз.
Однажды я видел, как перевернулась фура, груженная ящиками с
апельсинами. Водитель не успел и глазом моргнуть, как их стали
растаскивать, ему оставалось лишь махнуть рукой, мол, битые ящики
разбирайте, а целые не трогайте».
Со служителями закона отношения складываются довольно гладко, хотя и
бывают исключения. Например, один из воронежских постов имеет дурную
славу среди дальнобойщиков: при норме в 13 600 килограмм даже 10-тонники
не могут пройти весовой контроль. За «перегруз» приходится платить 500
рублей, и знающие люди готовят деньги заранее. Зато в остальных случаях
водителей большегрузов останавливают редко – с документами у них все в
порядке, торопиться некуда, да и про засады в кустах предупреждают
заранее по рации. «В Москве за превышение скоростного режима на 18 км
никто не остановит, а в Краснодарском крае – моментально. Просто не
стоит торопиться и нарушать».
Вопрос о соседстве с легковыми автомобилями вызвал ухмылку: и тем и
другим есть на что пожаловаться. Грузовики намного тяжелее легковушек,
они более шаткие, угол поворота у них намного больше. Разгоняются они
медленно и так же медленно останавливаются. Поэтому на фурах тяжело
ездить в городе, особенно в пробке, где прыткие «малолитражки» пытаются
проскочить в любое освободившееся «окно», невзирая на особенности
тормозного пути грузовиков. «Моему трехосному 14-тонному МАЗу для
разворота требуется четыре ряда. Тормозной путь у груженой 24-тонной
фуры на 60 км/ч составляет не менее 50 м, и это в случае, если у нее
исправна тормозная система», – сетует Александр.
В
правительстве идут разговоры об обязательном оборудовании грузовых
автомобилей тахографами. Это прибор, фиксирующий скорость, время в пути,
время простоя и прочую дорожную информацию. Так можно отследить, не
нарушал ли водитель скоростной режим и сколько он проехал километров
между остановками на отдых. По правилам за рулем положено проводить не
более восьми часов или проезжать не более 500 км, а дальнобойщики сидят
по 10-15 часов, проезжая 1000-1500 км. Конечно, работодателю это
невыгодно, да и на зарплате водителя это существенно скажется. Но и в
этом вопросе русские умельцы найдут выход.
Работа водителем большегрузного автомобиля – это не просто профессия,
а образ жизни. Каждый рейс – отдельная история, постоянная смена
обстановки, жизнь на колесах. Далеко не каждый способен выдерживать
такие моральные и физические нагрузки, и в большинстве своем
дальнобойщики – это спокойные и мудрые мужчины, готовые прийти на помощь
незнакомому коллеге и найти выход из безвыходной ситуации.
Источник: http://avto.ru/review/post_19368.html |