автор Олег Подклетнов
фото Александра Страхова-Баранова
В 1954-1955 годах специально для
бундесверовского
тендера концерн Daimler Benz разработал
автомобиль
грузоподъемностью 1,5т.И битва за
военный заказ
была выиграна:в сравнении со своими
конкурентами
Borgward и Hanomag UNIMOG S404
продемонстрировал
наилучшие результаты...
Концепция UNIMOG S404 базировалась
на испытанной
конструкции универсального моторного
средства
UNIMOG. Эластичная рама, высокий
дорожный просвет
(40 см), мосты портального типа, полный
подключаемый
привод, принудительно блокируемые
межколесные
дифференциалы, передний 45-градусный и
задний
46-градусный свесы - все это
обеспечивало автомобилю
поистине экстремальную проходимость. В
ходе адаптации
шасси колесная база была увеличена до
2900 мм,
а колея расширена до 1630 мм. Что же
касается
шестицилиндрового карбюраторного
двигателя объемом
2,195 см3 и мощностью 82 л.с.,то он был
взят из
«легковой» программы концерна. Привод
дополнительного
оборудования (фронтальные насосы,
лебедки, генераторы,
компрессоры) был осуществлен от
механического
вала отбора мощности. Ну а для
буксировки прицепа
(весом до 14 т) и работы навесного
оборудования
часть машин оснащалась бортовой
пневмосистемой.
"Отставник" на "дыбах"
Всего с 1955 по 1972 год Daimler Benz
изготовил
около 46 000 автомобилей UNIMOG S404 (из
них на
нужды бундесвера ушло около 25 000).
Автомобили
поставлялись в армию в двух основных
вариантах
- с бортовой платформой и кунгом. UNIMOG
модели
S404 с бортовой платформой размером 3x2 м
помимо
грузов мог перевозить восьмерых солдат. В
этом
исполнении в армию было поставлено 14
223 машины
по цене 18 500 немецких марок за
единицу.
Морда "отставника"
Автомобили же со специальными
кузовами-фургонами
(3x2x1,45 м) использовались в качестве
санитарных,
шифровальных, командно-штабных,
радиолокационных
и прочих машин специального назначения.
Daimler
Benz построил для бундесвера 10078
фургонов ценой
22 000 немецких марок (без учета
стоимости дополнительного
оснащения). Для сравнения: легковой
седан MB 220
S представительского класса стоил 12 500
немецких
марок, а одна из самых дорогих машин в
модельном
ряду Daimler Benz спорт-купе MB 300 SL -
29 000
немецких марок.
Попробуем ездить "по-русски"
Помимо исполнений с бортовой платформой
и кузовом-фургоном
на шасси UNIMOG S404 устанавливали и
такое навесное
оборудование, как роторные
снегоочистители фирмы
и пожарные фургоны. Ну а для облегчения и
удешевления
маневров с 1956 по 1958 год на шасси
UNIMOG монтировали
тренировочные танки с бутафорской
броней...
Раз мостов нет,"пойдем в брод"
Являясь одновременно
автомобилем-долгожителем
времен создания бундесвера и комплексным
понятием,
обозначающим один из самых проходимых
легких грузовиков
Daimler Benz,UNIMOG S404 и спустя 40 лет
все еще
эксплуатируется в немецкой, французской и
швейцарской
армиях. Он был и остается рабочей
лошадкой и боевым
спутником уже нескольких поколений
"дойче
зольдатен". Более того, злые армейские
языки
утверждают, что старые UNIMOG S404 лучше
их последователей
UNIMOG U1300L, пришедших им на замену в
1979 году.
Кто сказал,что не проеду?
Наш бундесверовский дембель 1966 года
выпуска
служил шифровально- радиопередающей
машиной и
был пригнан в Россию в октябре 2001
года.
Правда, еще в Германии автомобиль
пришлось перекрасить
из камуфлированного в однотонный зеленый
цвет,
поскольку по немецким законам вывоз
камуфлированных
военных автомобилей требует специального
разрешения
министерства обороны. Также пришлось
демонтировать
некоторые элементы интерьера и
оснащения. Дело
в том, что с предыдущей машиной у нас
возникли
проблемы на российской таможне - она
хотела отнести
UNIMOG к категории специальных
автомобилей и отправить
его на сертификацию.
Итак, после небольшого ТО в Германии
наш 35-летний
отставник добежал (потребляя около 20
литров топлива
на сотню) со средней скоростью 80 км/ч
от сердца
Фатерлянда до Первопрестольной.
Внутри кабины
Не могу не отметить, что при кажущейся
аскетичности
кабины эргономика места водителя просто
изумительная
- все под рукой, сиденье удобное, ручной
газ (круиз-контроль
по-военному), панорамные зеркала и
прочие приятные
мелочи. Благодаря этому и путь в 2000 км
не кажется
утомительным. Правда, удобства для
водителя по
большей части созданы за счет пассажира,
у которого
даже нет углубления для ног. Бывалые
бундесверовцы
рассказывали, что иногда проштрафившихся
солдат
вместо гауптвахты сажали на пассажирские
места
на длинные перегоны типа Ганновер -
Мюнхен, после
чего в армии полностью прекратились
расстегивание
верхнего крючка на гимнастерке,
закатывание рукавов
выше локтя, насвистывание «Розамунды» и
прочие
неуставные отношения...
Панель приборов
Теперь об опыте эксплуатации... Первую
такую
машину мы пригнали в 1998 году и во
время первых
же испытаний... отломили раздатку от
коробки передач.
Однако виноват в этом был не автомобиль,
а эвакуатор
- бульдозер Т-130, который смог
добраться до застрявшего
лишь при помощи экскаватора,
прокопавшего подъезд.
Уже после знакомый немец, служивший в
свое время
инструктором по вождению в бундесвере,
сказал
глубокомысленно стуча себя пальцем по
лбу, очень
правильную вещь: «Основная опасность
внедорожной
езды на UNIMOG - эйфория
вседозволенности и потеря
ощущения предела. И главное, на UNIMOG
нужно ездить
осмысленно, с головой. Безбашенной езды
он не
любит!» Ой, сто раз был прав старый
вояка (это
доказали последующие три с половиной
года эксплуатации
наших машин).
Так, например, мы смогли убедиться, что
относительно
слабый мотор, с одной стороны, порой не
позволяет
UNIMOG брать препятствия ходом, с
другой, страхует
водителя от ошибок. А именно: когда
обутый в штатную
резину автомобиль ползет по бездорожью
внатяг,
то при невозможности движения вперед
машина обычно
способна без посторонней помощи выехать
задним
ходом.
Под капотом - все
рационально,доступно,защищено
Несколько слов о дефорсированном
двигателе. Он
отличается от штатного измененной
головкой блока
с увеличенной камерой сгорания и заменой
двух
карбюраторов на один внедорожный -
работающий
на больших углах крена. Результат:
возможность
работы на некачественном и
низкооктановом топливе,
увеличенный ресурс и устойчивость к
гидроудару
при попадании в цилиндры воды или масла.
Цена
- повышенный расход топлива. В этой
связи нужно
отметить, что именно этот фактор
позволяет приобрести
в Германии UNIMOG за довольно умеренные
деньги.
Ведь потребляй автомобиль более дешевую
солярку,
да еще и в меньших количествах,
расчетливые немцы
очень неохотно бы расставались с этими
машинами.
Кстати, с минимальными переделками в
автомобиль
встает трехлитровый дизель Mercedes
OM617 (обладающий
схожими характеристиками). Установочный
комплект
(с мотором) стоит в Германии около 5000
евро.
Однако в России при наличии относительно
недорогого
76-го бензина эта «модернизация» теряет
свою актуальность
и привлекательность.
Здесь работали немецкие шифровальщики
Опыт езды по Москве показал, что
автомобиль прекрасно
чувствует себя в общем потоке. А вот
прелесть
пружинной подвески лучше всего можно
ощутить на
разбитом проселке. Ведь там, где
водитель ГАЗ-66
подлетает до потолка кабины, пассажиры
UNIMOG
могут спокойно спать на полу кунга
(проверено
на личном опыте).
Во внедорожных же качествах машины мы
(да и не
только мы) смогли убедиться, когда
UNIMOG в стандартном
исполнении выступал эвакуатором на бахе
«Селигер»
1999 и 2000 годов, а также в других
внедорожных
соревнованиях. А еще на одном S404 (1962
г.в.),
подготовленном для трак-триала (был снят
кунг,
наварены дуги безопасности, а баки и
аккумуляторы
перенесены внутрь рамы), мы выиграли
Чемпионат
России и Белоруссии «МАЗ-Яровит» 2001
года в классе
С2 в составе команды Бронницкого 21 -го
НИМИ AT
МО РФ.
И как они тут ездят?
А потом, UNIMOG S404 - машина очень
красивая...
С поднятым тентом, снятыми боковинками и
откинутым
передним стеклом она всегда становится
главным
шоу-стопером на различных выставках и
парадах
старой и экзотической автотехники.
Ну а под занавес о тесте в «пампасах» в
пойме
Москвы-реки в Крылатском... Все наши
попытки сфотографировать
автомобиль в диагональном вывешивании не
увенчались
успехом - UNIMOG упорно держал все
четыре колеса
на земле. Тогда мы решили взять более
острый угол
прохождения земляного вала... Угол
наклона был
явно критический, и, наверное, стоило
остановиться,
но уж очень хотелось узнать, где та
точка,за которой
кунг утянет автомобиль набок... Но
UNIMOG некоторое
время еще держался, увеличивая угол
наклона, как
бы недоумевая, чего от него еще хотят. И
вдруг
крик: «Все, сейчас ляжет!» И
действительно, машина
медленно, как будто собираясь
вздремнуть, ложится
набок. Глушу мотор и выхожу из кабины
(поднятый
тент и опущенное стекло делают процедуру
легкой
и приятной). Замечательно легли... Даже
ни один
из навешенных под кунг ящиков и
бензобаков не
помялся! Проблемы лишь в вытекающем из
КПП масле
(из-за вылетевшего щупа) да капающем
из-под крышки
бака бензине. Да, щуп не мешало бы
закрепить,
а крышку бака уплотнить...Ставим
автомобиль на
колеса. Доливаем масло в коробку, и
машина с пол-оборота
заводится.
А теперь крутой склон, на вершине
которого гребень
с отрицательным уклоном. Разгоняюсь.
UNIMOG подскакивает
на гребне и... с трудом ловит точку
устойчивого
вертикального равновесия.
А поскольку задние колеса продолжают
движение,
то автомобиль ракетой устремляется
вверх. Вовремя
вспоминаю,что мы не в Шереметьево-2, а в
Крылатском,
и отпускаю газ. Автомобиль мягко
опускает передние
колеса на землю...
Уф, кажется выехали
P. S. Сегодня все семь пригнанных нами
UNIMOG
S404 на ходу и прекрасно себя чувствуют.
Один
трудится в Мурманской области,
периодически наведываясь
в Москву, на другом ребята совершают
поездки в
Астрахань, а остальные автомобили возят
своих
хозяев на охоту и рыбалку, принося
радость от
общения с этим чудом, гордо несущим
трехлучевую
звезду на радиаторной решетке...
Для истинных ценителей автомобиля - страница
фотографий с техническими
подробностями.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
длина/ширина/высота,
мм |
4930x2530x2064 |
радиус разворота , мм |
6250 ( как у УАЗ-469) |
масса полн./без нагр., кг |
4750/3800 |
двигатель M-180/II-U |
2,2л, бензин,дефорсированный со
125 до 82
л. с. |
степень сжатия |
6,8 |
система зажигания |
гидроизолированная |
мосты |
портальные , взаимозаменяемые,
блокируемые
межколесные дифференциалы,
подключаемый передний
привод, карданные валы в чехлах |
КПП |
8-ступенчатая (6 вперед и 2
назад), синхронизированная
|
кунг |
электрифицированный, автономно
отапливаемый,
с окнами и люками, система
внутренней циркуляции
воздуха |
доп. оснащение |
бортовая пневмосистема,
предпусковой подогрев,
подогрев АКБ, штекер подключения к
внешнему
электропитанию, светомаскировка |
Источник: http://www.voenavto.ru/universal/univ1.htm |