В этом году исполнилось 60 лет одному из шедевров
коммерческого автомобилестроения – легендарной машине Unimog. Это
воистину многофункциональное транспортное средство, способное
удовлетворить запросы cамых разных групп потребителей – от фермеров и
коммунальщиков до военных. Первые
наброски будущей машины сделал в августе 1945 года немецкий конструктор
Альберт Фридрих – бывший глава КБ авиадвигателей Daimler-Benz.
Автомобиль представлялся ему как своего рода гибрид трактора и
грузовика. Собрав команду инженеров, Фридрих стал сотрудничать с
небольшой немецкой фирмой Boehringer (Берингер), на заводе которой
осенью 1948 года и началась серийная сборка новых машин. Они получили
название «Универсальное моторное средство» – Universal Motorgera..t,
сокращенно Unimog. Оригинальная машина привлекла внимание
руководства концерна Daimler-Benz. Он выкупил права на их производство.
Для этого было создано специальное отделение Unimog на заводе в
Гаггенау, которое с 1951 года развернуло выпуск автомобилей Unimog 401.
|
|
Многочисленные гидравлические выводы
для навесного оборудования, устанавливаемого спереди и сзади на
Unimog U800, U900 и U1150. Гидронасос – 40л/мин., давление – 180
бар. | Трансмиссия, пружинная подвеска и портальные
мосты автомобилей Unimog U800, U900 и U1150. |
С тех пор сменилось уже несколько поколений этих машин. Но и сегодня
они сохраняют те характерные черты, которые обусловили их высокую
популярность. Прежде всего, это необычайная гибкость в применении,
приспособленность для самых разных видов работ. Автомобили имеют
механический отбор мощности, гидро- и пневмовыводы для применения с
различным навесным оборудованием. Важным качеством «Унимогов»
является их высокая проходимость. Автомобили оснащены полным приводом,
блокируемыми дифференциалами и имеют короткую базу и портальные ведущие
мосты с колесными редукторами, которые обеспечивают высокий клиренс. К
тому же Unimog отличается необычайно прочной конструкцией шасси,
смонтированного на мощной лонжеронной раме. Сегодня «Унимоги»
широко распространены во всем мире. Но в Украине их, увы, не так много –
главным образом из-за их высокой цены. А жаль! Первенец из
Гаггенау Первый универсал,
выпущенный в Гаггенау в 1951 году, имел обозначение Unimog 401, или
U25, ибо оснащался дизелем в 25 л. с. (4 цил., 1,8 л). Благодаря
многоступенчатой трансмиссии скорость могла колебаться от 0,3 – 0,6 км/ч
до 60 км/ч. Имелся отбор мощности и спереди, и сзади – для привода
навесного оборудования. Нужно отметить также блокируемые дифференциалы и
пружинную зависимую подвеску обоих мостов. В целом это была компактная
машина полукапотной компоновки, с базой всего 1,72 м и коротким
кузовом на 1 т груза. Двухместная кабина была предельно простой,
утилитарной, с брезентовым тентом. Подарок для НАТО С самого начала Unimog
привлек внимание военных. Эти машины использовались в пограничных
формированиях, во французских оккупационных войсках. Но в 1955 году ФРГ
вступила в НАТО, и был объявлен конкурс на создание гаммы чисто военных
автомобилей. В легком классе – грузоподъемностью до 1,5 т – победу
одержал специально созданный для армии Unomog 404, известный также как
Unimog S. По сравнению с гражданским вариантом он имел более длинную
колесную базу – 2,2 м и куда более мощный двигатель, причем не
дизельный, а карбюраторный. Интересно, что эту 2,2-литровую «шестерку» в
82 л. с. позаимствовали у легковой машины Mercedes-Benz 220.
Максимальная скорость автомобиля Unimog S достигала 85 км/ч. Полная
масса доходила до 5,0 т. Unimog S оказался удачным и выпускался
до 1972 года. Всего было изготовлено 46 тыс. машин, из них 25 тыс. –
для бундесвера. На этой базе была создана целая гамма специальных
автомобилей, а также первый в ФРГ бронетранспортер – Unimog SH 405.
И солдат, и пахарь Военный автомобиль,
предназначенный для замены машины Unimog S, начали разрабатывать еще в
1970 году. В серию он пошел только 8 лет спустя – под названием Unimog
U1300L. Грузоподъемность его возросла до двух тонн. На смену бензиновому
мотору пришел дизель (5,7 л; 130 л. с.). КП имела 8 передач, причем
как переднего, так и заднего хода. Скорость достигала 80 км/ч. Машина
выпускалась до 1987 года, и за это время бундесвер получил более 18
тыс. автомобилей. Unimog U1300L активно поставлялся и в вооруженные
силы других стран. Новое внешнее оформление этой машины было
унифицировано с многочисленными гражданскими версиями, выпускаемыми в
80-е гг., в том числе с тяжелой машиной Unimog 2100 (на фото). Растем,
братцы, растем! В 50–60-е гг. Unimog стал
«подрастать» – удлинялась колесная база, увеличивалась мощность
двигателей. В 1956 году появился Unimog 411, он же U30 и U32. За ним
последовал Unimog 406 (U65 и U70) грузоподъемностью 1,75 и 2,0 т. Еще
более мощные серии – 413 и 416 были созданы в конце 60-х и оснащались
двигателями в 80 и 100 л. с. Преобразились машины и внешне: они
получили капот и цельнометаллические кабины обтекаемой формы.
Симметрия и асимметрия В 1992 году начался выпуск
автомобилей Unimog легкой и средней гаммы, предназначенных, прежде
всего, для городских служб. На них стали устанавливать более просторную,
откидывающуюся кабину, и плоский, сильно покатый капот. Причем на
легкой машине U408 (U90) полной массой 6,2 т он был асимметричным –
сдвинут вправо (см. фото) – для лучшей видимости дороги при работе с
навесным оборудованием. На средней же модели – U418 (U120) капот
простирался на всю ширину кабины. Под этими капотами размещались,
соответственно, 87-сильный 5-цилиндровый (асимметричный) дизель и
4-цилиндровый (симметричный) турбодизель в 133 л. с. Интересно, что
тормоза на всех колесах были дисковые, с системой ABS. «Белая
ворона» Поскольку автомобили
Unimog широко применялись в коммунальном хозяйстве, возникла идея:
создать машину, специально приспособленную именно для этой сферы.
Действительно, зачем муниципальному «служаке» большие вездеходные
колеса, внушительный клиренс и полукапотная компоновка? В итоге в 1996
году появился совершенно нетипичный Unimog – модель UX100, своего рода
«белая ворона» в благородном семействе. Машина имела переднюю кабину с
отличным обзором и удобной посадкой-высадкой, а также колеса небольшого
диаметра. На некоторых автомобилях UX 100 вместо 5-ступенчатой
механической КП устанавливали гидростатическую трансмиссию (на версиях
4х4), что значительно упрощало управление в городских условиях. И тем
не менее эта модель, что называется, не пошла, ибо была лишена
универсальности классического «Унимога». На рубеже веков В
самом конце прошлого – начале нынешнего века под маркой Unimog
выпускались два десятка базовых шасси легкой, средней и тяжелой гаммы с
двигателями мощностью от 73 до 380 л. с. В 2000 году
появляется новое семейство машин Unimog, в которое вошли следующие
модели: U300, U400, а также U500. Полная масса машин составляла 10–16 т.
Кабины улучшенной формы были изготовлены из углепластика.
Это были типичные представители «коммунхозовского» направления – с
короткой базой, усовершенствованными гидравлическими выводами
(VarioPower) для навесного оборудования. На моделях U300/U400
устанавливается 4-цилиндровый дизель 4,25 л мощностью 150/177 л. с., а
на U500 – «шестерка» 6,4 л мощностью 231 л. с. Сегодня они отвечают
нормам Евро 4. Изюминка машин – рабочее место водителя
VarioPilot. Рулевое колесо вместе со щитком приборов и педальным узлом
можно легко передвигать по кабине – в крайне левое или в крайне правое
положение. Последнее удобно при очистке тротуарных бровок, стрижке
газонов и других видах коммунальных работ.
В русле эпохи Веление нашего времени – забота об
экологичности и экономичности автомобилей, а также о комфорте и
безопасности водителей. Самый новый Unimog U20 (на фото слева),
дебютировавший в конце 2006 года, полностью отвечает этим требованиям.
Он оснащается экономичным турбодизелем в 156 л. с., который
соответствует экологическим стандартам Евро 4, а с 2009 года выйдет на
уровень Евро 5. Грузоподъемность машины – до 3,4 т. Высокую
эффективность в работе обеспечивает совершенная система привода
навесного оборудования. Конструкторы отказались от полукапотной
компоновки и создали «переднюю», комфортабельную кабину, которая
отвечает всем современным требованиям эргономики, что снижает
утомляемость водителя. Машина с отключаемым полным приводом может
двигаться с любой необходимой скоростью – от 1,5 до 90 км/ч. | |
А транспортные машины, пригодные и как база для спецтехники,
представляет семейство U3000 – U5000 капотной компоновки, появившееся в
2003 году. Полная их масса: 7,5–14,1 т. Мощность: 150–218 л. с. Леонид Гоголев Фото Daimler-Benz и автора
Источник: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/14085.html |