Чернигов – старинный, красивый город с богатой историей,
который имеет непосредственное отношение и к
автомобилестроению. Небольшое
предприятие, которое изготавливало спецтехнику для
киностудий бывшего
Советского Союза, внесло свою лепту в развитие автопрома.
Кроме специальных
киносъемочных машин и известных автобусов АСЧ на шасси
ГАЗ-53А, предприятие
выпускало и другую автотехнику.
Черниговские малыши
В начале 70-х годов прошлого века Черниговский производственный
комбинат
(ЧПК), ютившийся на небольшой площади, осваивает выпуск
микроавтобусов
на шасси УАЗ-452Д. В качестве образца на завод прибыла
документация на
автомобиль ЛЭК-452, который выпускали на Львовском
экспериментальном комбинате.
Освоив все тонкости техпроцесса по сборке таких машин, ЧПК
начинает их
производство.
Нужно добавить, что на предприятии активно проводились работы и
по созданию
своих образцов техники. Так, на базе УАЗ-452В был построен
опытный микроавтобус
на 11 посадочных мест, внешне напоминавший своих старших братьев
– АСЧ-03,
однако в серию он не пошел.
К 1973 году ежемесячный выпуск микроавтобусов на базе УАЗ-452Д
составлял
40 машин. За годы производства машина подверглась модернизации. В
частности,
горловина бензобака стала закрываться лючком, задняя стенка
кузова получила
широкое трапециевидное стекло, был обновлен салон. Микроавтобусы
получили
собственное название – «Десна».
В серии появились модификации, специально разработанные для
небольших
кино-телебригад. Отличительной особенностью этого варианта стало
наличие
грузового отсека в корме машины. В нем были сделаны специальные
полки
для хранения аппаратуры. Задняя стенка кузова получила
одностворчатую
дверь. Затем появились грузовой и пассажирский варианты
автомобиля.
В 1976 году предприятию было присвоено новое имя –
«Укркинотехпром».
А вскоре завод получил задание разработать на шасси ЕрАЗ-762
автомобиль
для перевозки в городских условиях телевизионных съемочных
групп. В результате
была изготовлена небольшая партия грузопассажирских автомобилей
ЧПК-762.
Микроавтобусы стали пользоваться большим спросом. Различные
ведомства
заказывали эти машины для своих нужд. Так, специально для
военных и по
их документации было создано два пиротехнических автомобиля. Для
ГАИ было
изготовлено 5 оперативных автомобилей АДТП с выдвижной
телескопической
вышкой, на вершине которой располагались два мощных прожектора.
Основные потребители черниговского завода – «киношники», также
стали
получать обновленную технику. Так, изменилась внешность машин, в
частности,
уровень крыши был приподнят более чем на 50 см. Автомобиль
киносъемочный
малогабаритный АКСМ.01-452Д имел высоту 2360 мм и вмещал 7
человек вместе
с аппаратурой.
Новый статус
В 1989 году предприятию было присвоено другое имя –
«Черниговский завод
спецавтотранспорта» (ЧЗСА). Новый статус позволил заводу
расширить круг
потребителей. Микроавтобусы в различных вариантах исполнения
изготавливались
по требованиям заказчиков. Одновременно проводились работы по
созданию
новых, конкурентоспособных образцов техники.
Однако в условиях современного рынка использование морально
устаревших
шасси было нерентабельным. Наиболее подходящей машиной, которую
можно
было использовать как базу для собственных разработок, стала
горьковская
«Газель». В результате в 90-х годах появилась новая модель
микроавтобуса
– ЧЗСА-02.МТ-3302 «Десна-2П». По сравнению с российской моделью –
пассажирским
вариантом «Газели» ГАЗ-3231 – черниговский микроавтобус получил
более
высокую крышу и увеличенную площадь остекления. Теперь пассажиры
могли
без труда стоять в полный рост. Изменилась и конструкция входной
двери
пассажирского салона: вместо привычной сдвижной была установлена
классическая
распашная.
Микроавтобусы первого выпуска сразу же попали на маршрут. А
спустя некоторое
время были выявлены все «сырые» места конструкции. И из
заводских ворот
стали выезжать доработанные микроавтобусы. Машины получили еще
большее
остекленение и двухстворчатую заднюю дверь.
В 2000 году, после введения в Украине обязательной сертификации
микроавтобусов,
их производство в Чернигове, к сожалению, было прекращено.
«Вахтовки» и фургоны
В конце 80-х ЧЗСА разработал и изготовил первые вахтовые
автомобили.
Такие машины стали пользоваться большим спросом, ибо их
стоимость была
намного ниже цены автобусов. Сначала это были ЧПК-3902 на шасси
ГАЗ-53-12,
ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. Все они имели унифицированные кузова, в
которых в два
ряда размещались сиденья на 19 пассажиров. С 1989 года название
автомобилей
изменилось. Они стали называться ЧЗСА-05П-53, ЧЗСА-05П-66 – и
так далее,
в зависимости от шасси. Грузопассажирские варианты обозначались
как ЧЗСА-05ГП,
плюс марка базовой машины.
В 1999 году было выпущено три партии «вахтовок» ЧЗСА-05П-4320
на шасси
полноприводного «Урал-4320». Этот автомобиль превзошел
российский аналог
производства нефтекамского завода. У черниговской машины был
усилен и
не прогибался пол, каркас кузова стал намного прочнее, а удачная
форма
крыши исключала затекание воды в салон. Подобный же кузов
впоследствии
стали устанавливать и на шасси КамАЗ-43105, при этом количество
пассажиров
увеличилось с 24 до 28.
В Чернигове была разработана и выпущена одна из самых
маленьких вахтовых
машин – 15-местная ЧЗСА-05П-3302 на шасси «Газели» ГАЗ-3302.
Еще одним направлением в деятельности предприятия был выпуск
грузовых
фургонов, в том числе изотермических. Они создавались на шасси
популярных
ЗИЛ-5301 «Бычок» (например, фургон для перевозки
чулочно-носочных изделий
– см. фото в заголовке), ГАЗ-3302 «Газель» и др. Фургоны ЧЗСА
получили
распространение не только в пределах Украины, но и соседней
Молдавии.
Но производство техники в небольших объемах оказалось
нерентабельным и
в 2000 году прекратилось вовсе.
Александр Говоруха
Фото автора и завода-производителя
Источник: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/6309.html |