Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Интересная информация [9]
Разные статьи, техническая информация, обзоры интересных авто и т.д.
4x4? 6x6! [21]
Подготовленные для бездорожья тяжелые грузовики.
Специальная техника [8]
Эксклюзивные автомобили, подготовленные для Экстремального бездорожья
IFA W50, IFA L60 и их модификации [6]
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Суббота, 21.12.2024, 18:40

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Грузовые Авто » 4x4? 6x6!




Были такие машины…
Чернигов – старинный, красивый город с богатой историей, который имеет непосредственное отношение и к автомобилестроению. Небольшое предприятие, которое изготавливало спецтехнику для киностудий бывшего Советского Союза, внесло свою лепту в развитие автопрома. Кроме специальных киносъемочных машин и известных автобусов АСЧ на шасси ГАЗ-53А, предприятие выпускало и другую автотехнику.

Черниговские малыши

В начале 70-х годов прошлого века Черниговский производственный комбинат (ЧПК), ютившийся на небольшой площади, осваивает выпуск микроавтобусов на шасси УАЗ-452Д. В качестве образца на завод прибыла документация на автомобиль ЛЭК-452, который выпускали на Львовском экспериментальном комбинате. Освоив все тонкости техпроцесса по сборке таких машин, ЧПК начинает их производство.

Нужно добавить, что на предприятии активно проводились работы и по созданию своих образцов техники. Так, на базе УАЗ-452В был построен опытный микроавтобус на 11 посадочных мест, внешне напоминавший своих старших братьев – АСЧ-03, однако в серию он не пошел.

К 1973 году ежемесячный выпуск микроавтобусов на базе УАЗ-452Д составлял 40 машин. За годы производства машина подверглась модернизации. В частности, горловина бензобака стала закрываться лючком, задняя стенка кузова получила широкое трапециевидное стекло, был обновлен салон. Микроавтобусы получили собственное название – «Десна».

В серии появились модификации, специально разработанные для небольших кино-телебригад. Отличительной особенностью этого варианта стало наличие грузового отсека в корме машины. В нем были сделаны специальные полки для хранения аппаратуры. Задняя стенка кузова получила одностворчатую дверь. Затем появились грузовой и пассажирский варианты автомобиля.

В 1976 году предприятию было присвоено новое имя – «Укркинотехпром». А вскоре завод получил задание разработать на шасси ЕрАЗ-762 автомобиль для перевозки в городских условиях телевизионных съемочных групп. В результате была изготовлена небольшая партия грузопассажирских автомобилей ЧПК-762.

Микроавтобусы стали пользоваться большим спросом. Различные ведомства заказывали эти машины для своих нужд. Так, специально для военных и по их документации было создано два пиротехнических автомобиля. Для ГАИ было изготовлено 5 оперативных автомобилей АДТП с выдвижной телескопической вышкой, на вершине которой располагались два мощных прожектора.

Основные потребители черниговского завода – «киношники», также стали получать обновленную технику. Так, изменилась внешность машин, в частности, уровень крыши был приподнят более чем на 50 см. Автомобиль киносъемочный малогабаритный АКСМ.01-452Д имел высоту 2360 мм и вмещал 7 человек вместе с аппаратурой.

Новый статус

В 1989 году предприятию было присвоено другое имя – «Черниговский завод спецавтотранспорта» (ЧЗСА). Новый статус позволил заводу расширить круг потребителей. Микроавтобусы в различных вариантах исполнения изготавливались по требованиям заказчиков. Одновременно проводились работы по созданию новых, конкурентоспособных образцов техники.

Однако в условиях современного рынка использование морально устаревших шасси было нерентабельным. Наиболее подходящей машиной, которую можно было использовать как базу для собственных разработок, стала горьковская «Газель». В результате в 90-х годах появилась новая модель микроавтобуса – ЧЗСА-02.МТ-3302 «Десна-2П». По сравнению с российской моделью – пассажирским вариантом «Газели» ГАЗ-3231 – черниговский микроавтобус получил более высокую крышу и увеличенную площадь остекления. Теперь пассажиры могли без труда стоять в полный рост. Изменилась и конструкция входной двери пассажирского салона: вместо привычной сдвижной была установлена классическая распашная.

Микроавтобусы первого выпуска сразу же попали на маршрут. А спустя некоторое время были выявлены все «сырые» места конструкции. И из заводских ворот стали выезжать доработанные микроавтобусы. Машины получили еще большее остекленение и двухстворчатую заднюю дверь.

В 2000 году, после введения в Украине обязательной сертификации микроавтобусов, их производство в Чернигове, к сожалению, было прекращено.

«Вахтовки» и фургоны

В конце 80-х ЧЗСА разработал и изготовил первые вахтовые автомобили. Такие машины стали пользоваться большим спросом, ибо их стоимость была намного ниже цены автобусов. Сначала это были ЧПК-3902 на шасси ГАЗ-53-12, ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. Все они имели унифицированные кузова, в которых в два ряда размещались сиденья на 19 пассажиров. С 1989 года название автомобилей изменилось. Они стали называться ЧЗСА-05П-53, ЧЗСА-05П-66 – и так далее, в зависимости от шасси. Грузопассажирские варианты обозначались как ЧЗСА-05ГП, плюс марка базовой машины.

В 1999 году было выпущено три партии «вахтовок» ЧЗСА-05П-4320 на шасси полноприводного «Урал-4320». Этот автомобиль превзошел российский аналог производства нефтекамского завода. У черниговской машины был усилен и не прогибался пол, каркас кузова стал намного прочнее, а удачная форма крыши исключала затекание воды в салон. Подобный же кузов впоследствии стали устанавливать и на шасси КамАЗ-43105, при этом количество пассажиров увеличилось с 24 до 28.

В Чернигове была разработана и выпущена одна из самых маленьких вахтовых машин – 15-местная ЧЗСА-05П-3302 на шасси «Газели» ГАЗ-3302.

Еще одним направлением в деятельности предприятия был выпуск грузовых фургонов, в том числе изотермических. Они создавались на шасси популярных ЗИЛ-5301 «Бычок» (например, фургон для перевозки чулочно-носочных изделий – см. фото в заголовке), ГАЗ-3302 «Газель» и др. Фургоны ЧЗСА получили распространение не только в пределах Украины, но и соседней Молдавии. Но производство техники в небольших объемах оказалось нерентабельным и в 2000 году прекратилось вовсе.

Александр Говоруха
Фото автора и завода-производителя



Источник: http://www.autocentre.ua/tr/Tracks/Past/6309.html
Категория: 4x4? 6x6! | Добавил: t0nick (07.08.2010)
Просмотров: 2471 | Теги: ПАЗ, газ, УАЗ, чернигов, ЧЗСА | Рейтинг: 0.0/0



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Как вы относитесь к мото технике (двухколесной) для покорения бездорожья?
Всего ответов: 32
Статистика