Praga Alfa TN имеет полный привод, внушительный клиренс, мощный
двигатель, трансмиссию с пониженным рядом, валы отбора мощности,
гидроприводы для работы с навесным оборудованием. Автомобиль пришел на
смену модели Praga UV 80, выпускавшейся с различными изменениями с 1986
года. Для тест-драйва мы выбрали модификацию TN-06 полной массой 10 тонн
и грузоподъемностью 4 тонны (полная масса модели TN составляет от 7,5
до 12 т.). Автомобиль был оснащен четырех дверной шести местной кабиной и
оборудован столичной фирмой "Титал" под аварийно-спасательный - для
обслуживания аммиакопроводов. От UV 80 машину отличает прежде всего
кабина: она стала более округлой и увеличилась в размерах.
Стала больше и площадь остекления, о чем свидетельствуют немаленькие
боковые окна и внушительное лобовое. Как и раньше, в основе кабины лежит
пространственный алюминиевый каркас, обклеенный алюминиевыми и
стекло-пластиковыми панелями. Фары теперь расположены на бампере, а на
решетку радиатора вернулась старая эмблема марки, она же герб столицы
Чехии - щит со стоящим на задних лапах львом. Высокой оценки заслуживают
широкие подножки (с "шипами" в елочку, чтобы ноги не скользили) и
удобные вертикальные поручни. Однако кабина расположена довольно высоко,
что несколько затрудняет процесс посадки/высадки. Потянув за
пластмассовые ручки (на наш взгляд, их лучше было выполнить под
естественный хват), открываем довольно широкие двери. В салоне и впрямь
просторно: его длина - 270, ширина - 210, высота - 142 сантиметра.
Между сиденьями водителя и переднего пассажира - моторный тоннель
высотой всего 32 сантиметра. Передние кресла на пневмоподвеске: повернул
рукоятку в одну сторону - сиденье опускается, повернул в другую -
поднимается. Помимо регулировки в продольном направлении (для людей ниже
среднего роста явно недостаточной), изменяется угол наклона спинки и
подушки. Установлены подголовники и ремни безопасности. Рулевая колонка
регулируется как по углу наклона, так и по высоте. Информативная
приборная панель отличается качественным пластиком и довольно
современным дизайном. Большие наружные зеркала имеют обогрев и
электропривод, управляемый удобным "джойстиком".
Потолочный вентиляционный люк выполнен из прозрачного пластика, что
обеспечивает дополнительную подсветку салона днем. На задних сиденьях
довольно уютно: обитый приятным на ощупь кожзаменителем диван,
индивидуальные подголовники для четырех пассажиров, плафоны светильников
на потолке, под откидной подушкой - вместительный отсек для
инструментов. Над головой и в ногах места предостаточно, а вот в плечах
не очень - и это при том, что мы были одеты по-летнему.
Поднимаем кабину, чтобы осмотреть мотор - рядный шести цилиндровый с
интеркулером турбодизель Deutz мощностью 170 лошадиных сил. Откинуть
кабину (примерно до угла в 45о) с помощью гидравлического
домкрата оказалось делом не из легких и довольно долгим. Однако эту
операцию не придется часто проделывать, поскольку заливные горловины
бачка омывателя и радиатора вынесены за откидной капот, а масляный щуп и
вовсе расположен под верхней подножкой, возле правого крыла. Заводим
двигатель, выжимаем сцепление, включаем передачу... Не едет.
Оказывается, за рычагом КПП находится рычаг поменьше, передвигая который
вперед/назад, включают соответственно передний или задний ход. Для
визуального контроля включения реверсивного хода на панели приборов есть
контрольная лампочка.
Прежде чем тронуться с места, необходимо рычагом переключения передач
выбрать режим движения. При выборе режима "трасса" на щитке приборов
загорается лампочка с изображением зайчика, а при рабочем (пониженный
ряд) - с изображением молоточков. Подключение переднего моста, как и
блокировка межосевого и межколесных дифференциалов, возможно только на
пониженных передачах. Кстати, на "низах" можно заблокировать руль или
включить ручной газ. Заслуживают похвалы информативный, с хорошей
обратной связью руль с гидроусилителем, а также прогнозируемые педали
газа и сцепления. А вот педаль тормоза очень чувствительная: чуть
переборщил - и машина останавливается как вкопанная. Добавим, что наша
Praga была укомплектована барабанными тормозами с ABS.
К механической шестнадцати ступенчатой коробкой передач (8 передач в
рабочем режиме - пониженный ряд и 8 в режиме "трасса") надо
приноровиться. Передачи в обоих режимах переключаются по Н-образной
схеме. На рычаге есть клавиша, с помощью которой можно выбрать первый
или второй диапазон: рычаг влево и назад - первая передача, щелкнул
клавишей вверх - вторая, рычаг вперед - третья, щелкнул - четвертая,
рычаг влево и назад - пятая и так далее. Когда автомобиль не сильно
нагружен, можно преспокойно трогаться с четвертой передачи и
пользоваться в дальнейшем только вторым диапазоном (то есть 2, 4, 6 и
8-й передачами).
Независимая подвеска всех колес - пружинная, на продольных и поперечных
рычагах, хорошо держит автомобиль в поворотах на высоких скоростях, а на
пересеченной местности позволяет преодолевать, казалось бы,
непреодолимые препятствия: канавы, уклоны, крупные булыжники, пеньки и
др. Конечно, не последнюю роль играет и отменная геометрическая
проходимость автомобиля, с углом въезда 45о и клиренсом 410
миллиметров. Praga Alfa TN 06 вполне подходит под определение
"многоцелевое транспортное средство" - этот автомобиль пройдет там, где
пройдут немногие. При этом он может перевозить немало людей и полезного
груза, а также работать с разнообразным навесным оборудованием: от
сельскохозяйственного и коммунального до аварийно-спасательного.
Источник: http://truck-auto.info/praga/514-alfa-tn.html |