Первый чехословацкий трехосный артиллерийский тягач "Tatra-25"
создавался в середине 1920-х годов в рамках программы выпуска тяжелых
армейских грузовиков "Tatra" с традиционными хребтовой рамой-трубой и
всеми односкатными колесами на независимой рессорной подвеске. Это была
одна из первых в мире машин с колесной формулой 6х6 и первый в программе
завода "Tatra" коротко капотный автомобиль с характерной высоко
приподнятой над шасси бортовой платформой для размещения грузов или
балласта массой до четырех тонн и отдельной кабиной для доставки боевого
расчета буксируемой военной техники.
В
конструктивном плане тягач Т25 являлся укороченным полноприводным
исполнением базовой серии Т24 с колесной базой 3000+1150 миллиметров,
оборудованным несколькими типами бензиновых двигателей жидкостного
охлаждения. В процессе его проектирования и испытаний было создано
несколько прототипов, которые постоянно совершенствовались и оснащались
различными агрегатами, в том числе четырех цилиндровым двигателем Т64
(7,5 литров, 65 лошадиных сил) или шести цилиндровыми Т58/Т59 рабочим
объемом 11,2 и 12,2 литров, развивавшими близкую по значению мощность
105-110 лошадиных сил, в отдельных версиях - до 120 лошадиных сил.
На
всех исполнениях монтировали четырех ступенчатую коробку передач с
двухступенчатой раздаточной, а в дифференциалах задних мостов имелись
ручные механизмы блокировки. Собственная масса тягачей составляла
5,0-5,5 тонн, максимальная скорость движения автомобилей по шоссе
достигала 60 километров в час. После долгих доводочных работ и новых
испытаний в 1933-1934 годах было собрано 28 машин Т25 для буксировки
тяжелых орудий. Кроме того, в декабре 1930 года на пробном шасси Т25
изготовили единственный прототип оригинального колесно-гусеничного
тягача У377 со 120-сильным мотором, коротким бортовым кузовом, двумя
укороченными гусеничными движителями и четырьмя подъемными колесами с
литыми шинами, установленными на продольных балансирах с обеих сторон
каждой гусеницы.
Вместо
традиционных опорных катков гусениц использовалась опорная рама, а
ведущими являлись только задние колеса увеличенного диаметра. Развитием
серии Т25 считаются средние заднее приводные артиллерийские тягачи со
всеми односкатными колесами, построенные в середине 1930-х годов в
опытных образцах. Первым был короткобазный трех тонный автомобиль Т22 с
63-х сильным бензиновым мотором водяного охлаждения и передними двойными
пневмокатками для преодоления высоких препятствий, унифицированный с
опытным грузовиком Т28А с укороченной колесной базой (3200+1150
миллиметров). Его дорожный просвет достигал 280 миллиметров, собственная
масса порядка 3000 килограмм. Второй бескапотный прототип Т84 снабжался
вынесенной вперед кабиной и установленным за нею 72-сильным мотором.
Тягачи развивали скорость до 65 километров в час и могли буксировать
пушки массой 3-5 тонн. В 1935 году патент на них был продан французской
фирме "Lorraine".
Источник: http://truck-auto.info/tatra/630-25.html |