Hagglund BV206 Cargo Carrier – не просто «Лось». Перед нами вариант с принудительным складыванием в вертикальной плоскости
Вездеход Bv206, состоящий на вооружении армий многих стран мира, с 1981 по 1988 годы выпускался шведской фирмой Hagglunds AB. Машина производилась в неисчислимом количестве вариантов (как армейских, так и гражданских). Диапазон назначений этих гусеничных вездеходов очень широк – от банальной перевозки личного состава армий НАТО и выполнения функций носителя вооружений до транспортировки экзотического геофизического оборудования. Среди этой техники есть и топливозаправщики, и краны, и т.д. Но когда мы узнали о том, что в Россию привезена достаточно редкая модификация популярного шведского вездехода (у нас эти машины продаются под торговым названием «Лось»), мы не могли оставить этот факт без пристального внимания...
На первый взгляд, перед нами стоял самый обычный грузовой вариант шведского «Лося» – такие используются и как грузовое шасси для спецтехники, и как носитель вооружения. Bv2062A, или Hagglunds Bv206 Cago Carrier (так именуется его гражданская версия), в отличие от распространенной грузо-пассажирской модификации Bv2061A имеет открытый передний модуль и не считается плавающим, так как у него негерметичный прицеп. Но наше внимание к машине привлекла отнюдь не ее нелюбовь к водным процедурам. Судя по сохранившимся кронштейнам на каркасе безопасности и в салоне (если этим словом можно назвать открытый отсек для экипажа), этот «Лось» 1987 года выпуска в годы армейской службы был носителем безоткатного противотанкового орудия. В связи с этим вездеход комплектовался довольно любопытной системой повышения проходимости.
Наличие «руля высоты»
Вообще-то Bv206 представляет собой сочлененный вездеход, управляющийся поворотом модулей относительно друг друга в горизонтальной плоскости. Осуществляется «изгиб» при помощи гидросистемы (в сущности, это обычное гидростатическое рулевое управление). Такая система очень сильно упрощает управление вездеходом. Поскольку поворот происходит при помощи обычного рулевого колеса, сохраняются все привычные автомобильные навыки, что, в свою очередь, позволяет легко научиться управлению этим сочлененным вездеходом (в отличие от обычных гусеничных машин, управляющихся рычагами, подтормаживающими одну из гусениц). А теперь самое интересное. На «Лосе», в дополнение к «горизонтальной» рулевой системе, есть еще одна, позволяющая управлять им и в вертикальной плоскости! На практике это выглядит следующим образом: узел сочленения дополнен еще одним мощным гидроцилиндром, позволяющим водителю складывать вездеход, поднимая или опуская переднюю часть для преодоления препятствий, на которые обычный Bv206 просто не в состоянии подняться. Существует и еще одна функция этой системы. При необходимости она позволяет зафиксировать модули относительно друг друга в любом положении, не допуская их складывания под воздействием внешних сил, что может помочь при преодолении широких рвов и других препятствий, где определяющей является длина транспортного средства. Кстати, аналогичная система применяется и на тяжелом российском гусеничном вездеходе «Витязь», который может с плава выходить на край льда (кстати, единственый в мире). Правда, у «шведа» система изначально была предназначена для предварительного наведения на цель противотанковых ракет...
Сама по себе конструкция «вертикального складывания» не отличается какой-то особой сложностью. Силовой гидроцилиндр, расположенный в соединительном звене между передним и задним модулями, управляется обычным гидравлическим золотником, который во множестве применяется в строительной и дорожной технике. Давление, кстати, совсем не малое (до 150 атмосфер), подается от общей гидросистемы вездехода, обслуживающей рулевое управление и навесное оборудование, а та, в свою очередь, снабжается насосом, приводимым от двигателя через специальный карданный вал. В общем, ничего особенного, но насколько же это расширяет возможности вездехода!
Для демонстрации последних и была воздвигнута эстакада высотой один метр. «Лось» в обычном исполнении на такую ступень подняться уже не может. Причина проста: препятствие существенно выше гусениц вездехода, а торчащее вперед буксирное приспособление пресекает любые попытки вскарабкаться по вертикальной стене. По диагонали тоже не получится – передняя секция будет перекашиваться, и гусеницы неминуемо соскользнут. А что же наш особенный «Лось»? Hagglunds Bv2062A подъехал к эстакаде, гордо поднял «голову» и безо всякого напряжения вкатил ее на препятствие, после чего столь же аккуратно подтянул «хвост». При проезде в обратную сторону, то есть при спуске с уступа, картина также оказалась не совсем обычной. Стандартный «Лось» при съезде с такой высокой ступеньки в определенный момент «переламывается», наклоняя «голову», и резко клюет вниз, а задний модуль просто падает с уступа. Не надо объяснять, что при этом ощущает экипаж (Bv206 не отличается мягкой подвеской). Данный же экземпляр вездехода повел себя совершенно иначе. Выехав за край эстакады, он сперва далеко выставил первую сек-цию, замер в таком положении (слегка покачиваясь), затем плавно опустил «голову», еще немного продвинулся вперед, выгнулся в другую сторону, проехал вперед и так же плавно опустил «хвост». Никакого «экстремализма», все тихо, спокойно и профессионально.
P.S. Очевидно, что среди техники двойного назначения встречаются достаточно интересные экземпляры, и мы по мере возможности будем рассказывать о них на страницах нашего журнала.
Hagglund Bv2062A технические характеристики (данные производителя) | Габариты, мм | Длина | 6860 | Ширина | 1870 | Высота | 2400 | Колея | 1230 | Дорожный просвет, мм | 350 | Радиус поворота, м | 8 | Снаряженная масса | В зависимости от типа кузова не более, кг | 4800 | Максимальный вес буксируемого прицепа, кг | 2500 | Кол-во пассажиров (включая водителя) | 6 | Среднее удельное давление, кг/см2 | 0,138 | Максимальная скорость, км/ч | 52 | Запас хода, км | 330 | Топливный бак, л | 160 | Двигатель | бензиновый Ford V6 | Объем | 2,8 л | Мощность | 136 л.с. при 5200 об/мин. | Трансмиссия | 4-ступенчатая автоматическая Daimler-Benz W4A-040 | Раздаточная коробка | 2-ступенчатая: повышенная 1,27:1, пониженная 2,11:1 | Рулевое управление | гидростатическое | Тормозная система | гидравлическая дисковая | Гусеница | резинокордная армированная, шириной 620 мм | Преодоление уклонов | Твердая поверхность | 45 градусов | Глубокий снег | 17 градусов |
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала фирму «Томкар-союз» (495)937-6374, 500-9333
текст: Алексей ИСАЕВ фото: Алексей ВАСИЛЬЕВ
Материал взят здесь: http://www.off-road-drive.ru/archive/11/Lomka_s_gidravlicheskim_privodom
|