Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Одним из самых харизматичных экспонатов выставки "Мир Автомобиля 2009"
стал вездеход "Викинг", построенный по спецзаказу. Суть проекта
заключалась в том, чтобы построить не узкоспециализированный вездеход,
а автомобиль повышенной проходимости. "Вау-фактор" оригинальной амфибии
проверял корреспондент "Водителя Петербурга".
Одним из самых харизматичных экспонатов выставки "Мир Автомобиля
2009" стал вездеход "Викинг", построенный по спецзаказу. Суть проекта
заключалась в том, чтобы построить не узкоспециализированный вездеход,
а автомобиль повышенной проходимости. "Вау-фактор" оригинальной амфибии
проверял корреспондент "Водителя Петербурга".
В уже далеком 2000 году компания "Атон-Импульс" разработала и
запустила в серию амфибии "Викинг". Однако финансовое положение
банка-спонсора ухудшилось, поэтому построено было всего несколько
машин. Тестовый вездеход был собран в 2004 году под номером семь. Цена
на тот момент была около 3 миллионов рублей. При постройке были
использованы детали от многих отечественных автомобилей, но по сути
"Викинг" - это "Нива"-переросток. Карбюраторный двигатель объемом 1,7
литра через десяточную коробку передач и специально разработанные
бортовые редукторы вращает 1,3-метровые колеса низкого давления.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Постоянные поломки беспокоят испытателя, но радости все равно больше
- ярко-желтый громила привлекает пристальное внимание как на выставках,
так и на дорогах. А качество бортовых редукторов, единственных
уникальных деталей, поражает: после покупки машина приехала из Москвы в
Петербург своим ходом, и уже по приезду обнаружилось полное отсутствие
масла в деталях - его просто забыли залить на заводе. Пришлось заменить
все четыре редуктора, и по сей день они не беспокоят владельца. К
сожалению, этого не скажешь о других деталях: манометры пневмосистем
работают лишь частично, поэтому давление колес измеряют визуально - 3
складки на шине означают давление около 0,2 кг, а ровное колесо - 0,7
кг. Зато запчасти к отечественным агрегатам можно купить где угодно.
Несмотря на некоторые сложности в эксплуатации водитель обожает
"Викинга", и поездить на этой машине - большая радость.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Если же посмотреть не предвзято, то единственная деталь автомобиля,
сделанная по-настоящему красиво, - это кузов из стеклопластика.
Несмотря на то, что боковые двери взяты от "восьмерки", а задняя - от
"Соболя", выглядит "Викинг" очень органично: большому кузову - большие
колеса. При разработке прототипов была заявлена масса около 1300 кг,
однако в процессе доработок автомобиль "потолстел" почти в два раза -
снаряженная масса составляет 2400 кг. Однако это не помешало ему
прекрасно плавать и даже получить сертификат малотоннажного судна, так
что регистрация у "Викинга" двойная - в ГИБДД и ГИМС.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Виной такого увеличения массы являются усиленный кузов и появление
"лодки". Последняя доработка стала необходима, так как потяжелевший
кузов без нее не мог держаться на плаву. Из-за того, что ширину
колесных дисков пришлось увеличить, увеличился радиус поворота, поэтому
на узкой лесной дорожке в районе Сертолово "Викингу" пришлось несладко:
иногда повороты проходили за 3-5 приемов. Кстати, расход этого
мастодонта составляет всего около 18 литров на 100 км. Конечно, это
примерные данные, однако два бака по 40 литров еще никогда не тратили
полностью.
К слову сказать, по проселкам, лесным дорогам и колеям амфибия идет
просто великолепно: огромные колеса и полностью независимая
пневмоподвеска сглаживают все неровности - даже лежащее поперек дерево
лишь качнуло кузов. Ах, если бы все машины ездили так мягко... На джипе
ползти за "Викингом" было очень тяжело - я боялся утопить в лужах
маленький Jimny, а по колее на "дорожных" покрышках проезжал кое-где
лишь с разгону.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Мне удалось проехать за рулем этого монстра по асфальту. Первое, что
пугает, - это габариты: до выхода из категории B не хватает всего 1-2
сантиметра. За рулем жарко - сказывается устаревшая конструкция печки -
и шумно. На максимальной скорости в 73 км/ч разговаривать в салоне
почти невозможно. На прототипах звуки от двигателя и трансмиссии
уходили вниз под машину, однако на серийных экземплярах эти узлы были
закрыты герметичной лодкой, и единственным выходом для шума остался пол
салона.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Но какие ощущения испытываешь за рулем! Сидишь выше всех, едешь в
своем режиме - кому надо, тот объедет. И, конечно, поражает всеобщее
внимание. Стоило выехать за ворота на шоссе, как тут же проезжающие
водители начали мигать, бибикать и махать руками.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Рулевое управление сродни катеру: повернул руль - и лишь через
секунду машина реагирует. Спасает лишь то, что окружающие шарахаются в
разные стороны от желтого громилы и не мешают проезду. Переключать
передачи нужно очень быстро, потому что наката почти нет, однако
сделать это не всегда удается: четкость коробки передач ужасная, а
пятая передача включается ударом наискосок - найти ее движением
вправо-вверх почти невозможно. Изнутри скорость в 50-60 км/ч кажется
просто космической, а асфальт - гладким. Но мечты о хороших дорогах
остаются лишь мечтами, и мы отправляемся в лес - туда, где и должен
обитать "Викинг". Потому что на проселке ему нет равных.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Песчаный карьер с резкими уклонами и огромными лужами - это
идеальное место для вездехода. Боковые крены, которые машина способна
преодолеть, заставляют взяться покрепче за ручки в салоне, иначе есть
вероятность просто упасть с сиденья. А на заднем диване вообще
держаться особо не за что, поэтому при резком спуске велика вероятность
падения на двигатель. Его расположение в салоне очень удачно с точки
зрения ремонтопригодности: открыл кожух и делай все, что нужно. Прямо
над кожухом двигателя расположен большой люк - можно встать в полный
рост и охотиться, а если открыть багажник (этим заведует ручка в
салоне) и откинуть заднее сиденье, то можно рыбачить прямо из салона.
Из-за гладких шин въезд и выезд из воды должен быть ровным и
пологим, иначе колеса не смогут зацепиться. При быстром входе в
маленькое озерцо мы не только погнули номерную рамку, но и зачерпнули
воду в "лодку". Виной тому решетка радиатора и отсутствие герметичного
пола в "багажнике", который расположен спереди. На воде можно грести
колесами (тогда скорость будет около 2-3 км/ч), однако лучше поступить
по-другому - один тумблер снижает давление в задней пневмоподвеске и
опускает задний бампер в воду, а второй запускает водомет. Так можно
развить скорость до 7-10 км/ч.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
После водных процедур мы выехали из карьера и остановились на
уклоне, чтобы стекла вся вода, которая попала в лодку. Раньше на
"Викинге" был установлен водооткачивающий насос, но при очередном
выплескивании масла и антифриза он "подавился" и перестал работать.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Однако при попытке тронуться вверх раздался удар, машина дернулась и
встала. "Приехали",- подумали мы, вылезая из машины. Александр,
водитель автомобиля, держал ногу на тормозе и соображал, что же мы
могли сломать. Однако без детального осмотра разобраться не получилось.
Так как сломалось что-то в трансмиссии, то на передачу автомобиль
поставить было нельзя - не держит. Пришлось залезать на место водителя
и давить на тормоз.
Вездеход "Викинг". Фото Дмитрия Олейника с сайта spbvoditel.ru
Через пять минут поисков был вынесен вердикт: что сломали -
непонятно, будем вылезать на лебедке. Для начала зацепились за плиту,
по которой "Викинг" вылезал на сушу. Дальше, размотав трос, зацепились
за другую плиту, расположенную метрах в тридцати. Медленно, но верно
амфибия поползла вверх. Более детальный осмотр выявил поломку - при
резком старте в горку мы оторвали вал между редуктором и задним правым
колесом. Попытки тронуться вперед заканчивались неудачей до тех пор,
пока Александр не утопил педаль газа в пол - что-то щелкнуло, "Викинг"
дернулся и поехал. Как оказалось, конструкторы поставили центральный
самоблокирующийся дифференциал, что стало полной неожиданностью даже
для испытателя.
На этом наш тест-драйв был закончен, и мы отправились обратно на
стоянку, довольные и на грязных внедорожниках, которые привлекали
внимание окружающих.
Подводя итоги тест-драйва, можно сказать, что задумка очень хороша,
однако воплощение в металле и пластике, как обычно, некачественное.
Сейчас автомобиль используется как выставочный шоу-кар, также на нем
изредка катаются "для души". Как вездеход "Викинг" не получился - по
болоту едет плохо, весит много и часто ломается. В скором времени, по
всей вероятности, будет продолжен выпуск этих амфибий. Будем надеяться,
что конструкторы смогут излечить "Викинга" от детских болезней, и тогда
на автомобиль будет спрос.
Текст: Белоусов Юрий.
Водитель Петербурга
Источник: http://autorambler.ru/journal/tuning/18.05.2009/560950334/ |