К 70-м годам тягач МАЗ-537, выпускавшийся на Курганском заводе колёсных
тягачей, стал морально устаревать. Тогда конструкторы завода во главе с
В.А.Пискарёвым начали работу по совершенствованию тягача. Основным
направление работы было увеличение мощности двигателя. Были сделаны
попытки установки на автомобиль танковых дизелей В-38 (на КЗКТ-545) и
Д-12А-650 (КЗКТ-7426). Опытные автомобили успешно прошли испытания, но в
серию не попали из-за малого ресурса танковых двигателей. В апреле 1978
года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №262 (подкреплено
соответствующим приказом Минавтопрома №141 от 6 июня), поручавшее КЗКТ
разработку семейства перспективных тягачей для работы с прицепами
грузоподъёмностью 150, 300 и 600 тонн. Работу по созданию тягача
возглавил главный конструктор В.П.Косов. В результате появился
автомобиль КЗКТ-7427 с дизелем Д-12АН-650 производства ПО
"Барнаултрансмаш". Но ресурс и этого двигателя оказался недостаточным:
при нормальной эксплуатации тягача его хватило бы только на год. Тогда
было решено применить двигатель ЯМЗ-8401 той же мощности производства
Ярославского моторного завода. В 1985 году начались приёмочные
испытания, в которых приняли участие 2 опытных балластных тягача
КЗКТ-7427. Во время испытаний они доставили из Ташкентского аэропорта на
Ташаузскую ГЭС турбину массой около 80 тонн. Дальнейшие работы по
усовершенствованию тягачей возглавил новый главный конструктор завода
Ю.Т.Бутров. Используя опыт создания КЗКТ-7426 и КЗКТ-7427, была
разработана новая базовая модель - КЗКТ-7428. В качестве силовой
установки было решено использовать двигатель ЯМЗ-8401.10-04, который к
тому времени уже был успешно применён на карьерных самосвалах БелАЗ-7540
и БелАЗ-7548. В конце 80-х годов КЗКТ-7428 успешно прошёл все виды
испытаний и был рекомендован в производство. Серийное производство
началось в 1990 году. КЗКТ-74282 предназначен для доставки тяжёлых (до
75 тонн) неделимых грузов по дорогам различных категорий, в том числе по
грунтовым. Основной прицеп ЧМЗАП-8390. На аэродромах (главным образом с
твёрдым покрытием) применяется для буксировки самолётов массой до 200
тонн.
КЗКТ-74282 имеет лонжеронную раму, к которой крепится большинство
механизмов и систем. Двухрядная 6-ти местная кабина сдвинута вперёд. Она
оснащена теплоизоляцией и шумоизоляцией, вентиляционной установкой,
измерителем уровня дозы ИМД-21Б, двойным остеклением, светозащитными
шторами на окнах, 2-мя отопителями (один связан с системой охлаждения
двигателя, другой автономный), кронштейнами для крепления оружия.
Передние сиденья подрессоренные с индивидуальной регулировкой. Задний
ряд сидений может трансформироваться в 2 спальных места. Грузовая
платформа металлическая с неоткрывающимися бортами, оснащена настилом с
ячейками для 8 балластных грузов. В качестве силовой установки применён
4-х тактный 12-ти цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
ЯМЗ-8401.10-14, размещённый за кабиной. Двигатель оснащён 2-мя
турбокомпрессорам и системой промежуточного охлаждения воздуха.
Воздушная система имеет 2 фильтра со сменными фильтрующими элементами.
Для надёжного пуска двигателя имеется свечное электронное факельное
устройство ЭФУ. Для пуска при температурах ниже -15oC
применяется предпусковой подогреватель ПЖД-600И. По желанию заказчика
может устанавливаться дизель Камминс KTTA19-C650. Запас топлива размещён
в 2 основных баках по 420 литров. В системе питания имеется
подогреваемый расходный бак ёмкостью 60 литров. Для прокачки топливной
системы установлен ручной насос РНМ-1КУ2. Трансмиссия гидромеханическая,
включает гидротрансформатор, трёхступенчатую планетарную коробку
передач, двухступенчатую раздаточную коробку и гидрозамедлитель
(используется как вспомогательная тормозная система). На II и III
передачах гидротрансформатор может блокироваться. Для увеличения
проходимости межколёсные дифференциалы двух передних мостов выполнены
как механизмы повышенного трения, двух задних - самоблокирующиеся.
Межосевые дифференциалы блокируемые. Подвеска передних колёс независимая
торсионная, задних - безрессорная балансирная. Рулевой механизм снабжён
гидроусилителем. Тормозная система имеет раздельный
пневмогидравлический привод. За моторным отсеком установлена лебёдка. В
аэродромном варианте устанавливается рация для связи с экипажем
буксируемого самолёта, дополнительное сцепное устройство в передней
части (монтируется на дышле с упругими элементами), дополнительные фары
для освещения буксирных устройств, фонари БАНО-45 на крыше кабины и
грузовой платформе. В настоящее время производство автомобилей семейства
КЗКТ-7428 продолжается. На базе тягача разработана серия шасси
повышенной проходимости: КЗКТ-8003 (6x6), КЗКТ-8005 (8x8), КЗКТ-8014
(10x8).
Источник: http://truck-auto.info/kzkt/343-74282.html |