Маршруты гораздо менее популярный у туристов, чем в районе Анапурны. В среднем по нему проходит одна группа в два дня.
Существует 2 варианта трека: один ведет до итальянского базового лагеря и возвращается обратно, а другой – проходит через ледник и спускается в Джомсом. Маршрут с ледником сложный, предусматривает ночевку на леднике, мы прошли первым вариантом. Подъем к базовому лагерю и спуск вниз заняли у нас 10 дней, включая один день отдыха. Но, при очень быстром движении, к базовому лагерю можно подняться за 4 дня и спуститься за 3 дня. Восмитысячник с маршрута практически не видно, фотография горы, которую печатают на продающейся в Катманду и в Покхаре карте маршрута и на открытках сделана с Toon hill, стоящего на Джомсом треке.
Погода в середине апреля не баловала: ясно было только с утра, а часам к 10 небо затягивало тучами. Прояснялось только к вечеру, а в базовом лагере, когда мы его достигли, целый день шел снег. Но на следующее утро, пока было солнце, снег растаял.
Начальный пункт трека – город Бени. Дорога из Покхары до Бени на автобусе занимает около трех часов. В Бени есть несколько отелей, но более аскетичные, чем в Покхаре.
Горячей воды в комнатах вы не найдете, по просьбе вам подогреют бак.
От Бени на автобусе (отходящем с нижней автобусной станции, находящейся около моста, не с той, на которую приходит автобус из Покхары) на автобусе или на локал-джипе можно доехать до города Darbang (около 2,5 часов). По этой дороге ходит несколько автобусов в день, так что доехать можно без проблем. Но при желании можно начать маршрут и от Бени, что делают некоторые туристы. Но большую часть пути придется идти по грунтовой автобусной дороге, и каждое проезжающее мимо транспортное средство будет обдавать вас клубами пыли.
Интересный поселок по пути из Бени в Дарбанг – Татопани, здесь около реки стоит храм, и около него – горячая ванна.
В Дарбанге есть несколько отелей, но те, которые видели мы, не отвечают европейским понятиям об отелях. Один отель с виду приличный, но все комнаты в нем были заняты студентами, приехавшими сдавать экзамен, поэтому судить о нем трудно.
Туриндустрия в этом районе, в отличие от маршрутов в районе Анапурны, малоразвита: по пути стоят несколько сарайчиков, в которых при желании можно остановиться на ночь Но «гест-хаузов для европейцев» в пути вы не встретите, поэтому на маршрут нужно брать палатку, горелку (в принципе, везде можно разводить костры), посуду, и небольшой запас продовольствия – сухое молоко, консервы и прочие калорийные блюда. По дороге и в деревнях есть дхабы и магазинчики, в которых можно пить чай и пополнять запасы продовольствия – в основном риса, печенья, а также пива. Продукты в большинстве дхаб дороже раза в 2, чем внизу, но по московским меркам все равно не дорого. Самая дешевая дхаба находится сразу после крутого подъема по высокой вырубленной в скале лестнице, на 2-3 день пути. Здесь можно купить продукты по ценам, как внизу. Последний крупный поселок, в котором есть магазин – Jyardan . Примерно в часе пути до Jyardan – обвал дороги, который нужно проходить вдоль спущенной со скалы веревки. В принципе, человеком в средней физической форме, этот участок проходится без проблем, но желательно иметь что-нибудь для подстраховки, потому что высота подъема – метров 8. Это самый опасный участок на дороге, его можно обойти, следуя верхней дорогой.
Обозначенные на карте поселки Dobang и Choriban представляют из себя поляны, на которых стоят дхабы. Хозяева дхаб живут в деревне Jyardan и открывают дхабы, когда видят, что идут туристы. Dobang – в марте–апреле - очень живописное место, домики стоят в окружении цветущего рододендронового леса.
От Jyardan до Dobang почти полный день пути. Между ними на другом берегу реки маленький поселок Татопани с горячим источником, в нем хорошо остановиться на ночь, погреться в ванной (особенно в прохладную погоду).
От Choriban до базового лагеря около 2 часов подъема.
Самый красивый участок пути – между двумя деревянными мостами, тут тропа идет в темном реликтовом лесу вдоль берега реки.
В месте, обозначенном на карте Итальянским базовым лагерем» стоит дхаба. В 20 минутах подъема от нее виден ближайший ледник. Подъем на ледник у группы французов с шерпами занял около 2 часов.
|