На
чем только не путешествуют по горам: на автомобилях, мотоциклах и
велосипедах, на своих двоих или чужих четверых. А вот клуб
«Партизан-экстрим» организовал путешествие на ATV. Приняли в них участие
и мы с Grizzly…Позади
почти полторы тысячи километров, впереди плато Лагонаки и четыре дня
четырехколесной свободы. Мы в нашем базовом лагере в поселке Гуамка,
расположенном в Республике Адыгея. Понять, что это база, легко – вся
территория усеяна квадроциклами. Они представлены известными брендами
(«китайцев» и иже с ними не было), и большинство – топовые, самые мощные
модели. Три четверти выпущено японской мотопромышленностью. Причем
много Yamaha Grizzly 700, так что наш длительнотестовый «гризленыш»
оказался в обществе своих кровных братьев.
ВПЕРЕД И ВВЕРХДля
начала «партизановцы» предложили довольно короткий маршрут, чтобы в
дальнейшем избежать эвакуационно-спасательных работ из дальних ущелий и с
козьих троп. Но состав участников оказался достаточно сильным,
аутсайдеров не было.
Горные дороги для равнинного
человека весьма специфичны. Основа их – камни разной формы и размеров. В
пологих местах и между седловинами эти дороги заполняются стекающей
сверху жидкой грязью, состоящей из перегноя растительности. Плюс ко
всему многочисленные лесовозы очень разбивают эти дороги. Особенно
неприятно, что под грязью или в лужах не видно камней. Сосчитать сложно,
сколько раз легкосплавная защита на моем квадрике отрабатывала свой
хлеб. Броды при кажущейся небольшой глубине также весьма коварны:
сильное течение меняет намеченную траекторию движения и запросто сажает
ATV на камень. К тому же холодная вода да под таким напором очень
способствует появлению эмульсии в агрегатах.
И МОЖНО СВЕРНУТЬ
Я
ехала на стандартных 25-х колесах, а у большинства покрышки, а значит, и
дорожный просвет были повыше. Но тут, на мой взгляд, палка о двух
концах: повышаем просвет – значит, увеличиваем центр тяжести. А в горах,
где крены порой достигают критических величин, лучше шкрябать защитой
по камням, чем кувыркаться вниз. Один из «гризликов» все-таки показал
нам, что такое «кувыркаться». На очень крутом подъеме не заметный под
травой камень, попавший под переднее колесо, привел к перевороту. Пилот
успел катапультироваться, а квадрик, как колобок, начал свой путь вниз.
По пути с багажников отскакивали канистры, сумки с вещами. Зрелище,
достойное фильма-боевика. На удивление все закончилось лишь погнутыми
решетками багажника и несерьезными трещинами пластика. Таких
множественных переворотов больше не было, но еще несколько человек
поймали ямы в траве, исполнив полеты шмеля. Но и тут все обошлось, а
самыми серьезными травмами были растяжения связок. Так что доктор,
входивший в команду, остался без работы.
ПРИШЕЛ ТЯГАЧ
Каких-либо
технических проблем во время путешествия с нашими мотовездеходами не
приключалось. Главное, с чем пришлось повозиться, – это с проколотыми
колесами. Причем в один из дней даже прибегнули к методу частичной
погрузки.
За четыре дня путешествия мы накатали чуть больше
трехсот километров пробега. Километров не простых – местами за сложность
их можно смело умножать на три. Почти все время режим вариатора стоял
на пониженной передаче L, а чтобы разгрузить трансмиссию, работал полный
привод. Удивительно, но расход топлива оказался очень гуманным. Если в
непроходимых болотах «гризликовского» 20-литрового бака хватает
километров на 90, то тут запас хода увеличился больше чем в полтора
раза.
Кто-то спросит: а как выбирали маршрут? Ведь наверх идет
множество тупиковых лесовозных дорожек. Маршрутом с «Партизан-экстрим»
поделился местный офф-роуд клуб «Степной Ветер», так что нам почти
удалось избежать слепого тыканья наудачу. Хотя кое-где тяжелая техника
внесла коррективы. В одном месте лесовозы разломали мост, а в других
путали нас различными «своротками», на которых, чтобы развернуть
квадрик, его приходилось откренивать парочкой человек.
ВЫШЕ РАДУГИ
В тех
краях, но уже внизу, есть заповедное Гуамское ущелье, по которому больше
ста лет назад проложили узкоколейную железную дорогу. Ее основным
предназначением было вывозить лес в Апшеронск. Дорога идет по
вырубленной в скалах полке, а внизу бурлит река. Есть легенда, что
где-то здесь припрятано золото генерала Колчака.
Несмотря на то
что максимальная точка наших путешествий немного недотягивала до 2000 м,
ощутить на себе все особенности высоты удалось в полной мере. Внизу, в
долине, мы ходили в футболках, а наверху требовались куртки. В один из
дней нас поливал дождь со снегом. А какой ветер гуляет по хребтам –
вспоминать холодно! Но, как известно, нет плохой погоды, есть плохая
одежда. И если правильно экипироваться, то ничто не отвлекает от
красивейших видов. Посмотришь направо – и видишь далекие снеговые поля,
слева – переход леса в зону альпийских лугов, ущелья и скалы. А в один
из дней под нами играла всеми цветами радуга…
После путешествия
квадрик был отправлен на ТО, в первую очередь из-за износившихся
тормозных колодок, а также для замены масел во всех агрегатах. Несмотря
на то что до регламентного ТО-2, проводимого при пробеге 2500 км, еще
оставался запас, масла поменяли из-за длительных поездок по болотной
жиже и преодоления многочисленных бродов. Как оказалось, не зря – в
переднем редукторе был слабый намек на эмульсию.
Еще раз пришлось убедиться в
замечательных свойствах электроусилителя. Он, помимо прочего, работает
еще как демпфер и не дает рулю бить по рукам, когда под колесо попадает
камень. Длительный тест Grizzly 700 еще не закончен, и горы оказались
совсем не серьезным испытанием для него. Он, как друг из песни
Высоцкого, был проверен в деле: «пусть он в связке в одной с тобой, там
поймешь, кто такой».