Плато Маньпупунер (среди туристов
просто Пупы) – одно из самых культовых и красивейших мест Уральского
хребта. Побывать там – мечта любого серьезного путешественника, но очень
не многим это удавалось с первой попытки…
Расположено это загадочное плато на Северном Урале, на территории
Печеро-Илычского заповедника, в верховьях реки Печеры. Знаменито оно
своими шестью каменными столбами, высотой от 25 до 50 метров. Сказать,
что здесь необычно, значит, не сказать ничего. Это уникальное,
мистическое место, ничего подобного нигде нет, как и таких ощущений,
которые испытывает человек, находясь возле каменных великанов…
ПО СЛЕДУ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ
В июле этого года мы с друзьями из Екатеринбурга и Москвы побывали на
перевале Дятлова (место загадочной гибели девяти туристов Уральского
педагогического института 2 февраля 1959 года). И ребят «зацепило» –
Северный Урал так просто не отпускает, захотелось большего. Короче,
решили организовать экспедицию на Пупы. Обозначили сроки, определили
состав участников, вложились в подготовку машин. А еще взяли трек и
описание маршрута у Алексея Дудорова, группа которого в 2004 году стала
первой (и до сих пор единственной), кто добрался до плато Маньпупунер на
внедорожнике. Мы не раз помянули их команду добрым словом, когда
плутали в горах, где нет и никогда не было дорог.
Итак, 4 сентября мы стартовали из Екатеринбурга на четырех машинах по
три человека в каждой. В Ивделе последняя заправка, запас топлива 260
литров на каждый автомобиль, еды и прочего на две недели. Дальше на
север, через Вижай, Ушму, по уже протоптанной дорожке к перевалу
Дятлова. Кстати, на колесах на перевал тоже заезжали единицы – в этом
году кроме наших летних отпечатков других мы не видели. За перевалом для
нас начинается неизведанное, хотя тогда это не сильно напрягало. Были
уверены в себе и в машинах, да и не раз приходилось прокладывать новые
маршруты. К тому же здесь мы не первые, а значит, есть определенная
уверенность в достижении конечной цели.
УПРАВЛЯЕМ МЕЧТОЙ!
Немного о нашей технике. Трофи-путешествия – это экстремальное
направление туризма, а не легкая прогулка по лесным дорожкам. В связи с
этим к автомобилям предъявляются особые требования. Мы остановили свой
выбор на Toyota Land Cruiser 78 с турбодизелем 1KZ-TE (130 л. с.).
Дальше информация для специалистов и знатоков: передняя и задняя
блокировки ARB, пониженные пары в мостах 5.29, лебедка Warn 9500 XP,
колеса Simex 36/12.5/15. Плюс, естественно, лифт, каркас, рации, GPS и
прочее. В общем, максимум того, что можно сделать с этой наиболее
подходящей по конструкции машиной, сделано. В салоне вполне комфортно
могут расположиться на ночлег три человека. Сейчас в проекте пять
абсолютно одинаковых автомобилей. Есть собственный сервис, где они
«затачивались» и обслуживаются.
УРАЛЬСКОЕ ЧУДО СВЕТА
Несмотря на погоду, которая слегка капризничала, от перевала Дятлова до
границы Печеро-Илычского заповедника доехали за три дня без особых
проблем. Это 84 км, но легкими их назвать нельзя. Гряды камней
(курумники), верховые болота, довольно крутые склоны, траверсы, где
каждый крен таит в себе опасность переворота. Для прохождения некоторых
участков приходилось спускаться к границе леса и там прорубаться по
тайге, преодолевать завалы, реки, глубокие овраги, с выходами в 50–55
градусов. Все это было по-настоящему круто, но машины двигались, лебедки
тянули – в общем, шла нормальная работа. Однажды на пути нам
встретились небольшое стадо диких оленей и косолапый. В отличие от нас
он вряд ли обрадовался и потому поспешил удалиться. Он здесь хозяин, а
мы непрошеные гости, вроде как нехорошо получилось – приехали мы в его
владения без спроса...
9 сентября, спустившись с хребта Поясовый Камень и остановившись у
границы заповедника в верховье реки Печеры, разбили лагерь. На следующий
день десять человек пошли на плато, до него примерно восемь километров
(разрешение на посещение заповедника было согласовано заранее), а двое
остались на стоянке, чтобы подготовить технику в обратную дорогу.
Вечером «пешеходы» вернулись. Усталые, но довольные, сказали: «Пупы –
это сила!» Потом были походная баня, праздничный ужин, костер до утра,
гитара и приятное чувство душевного спокойствия, ведь цель достигнута и
завтра домой. Если бы мы знали, что будет завтра…
ПО ЛИТРУ НА КИЛОМЕТР
Утром погода начала шалить, пошел дождь, потом похолодало и повалил
снег. Когда поднялись на хребет, к снегу добавился сильнейший ветер.
Ситуация изменилась мгновенно: на ветру верхний слой почвы, трава, мох –
все обледенело. Снег облеплял еще теплые камни, стекла и дворники
машин, застывая на них слоем льда. Траверсом идти невозможно,
стаскивает. Опасность завалиться набок возросла в разы. Болота, как
губка, напитались влагой, а сверху ледяная корка – внатяг идти
невозможно. Курумники тоже стали непроходимыми, особенно на подъеме.
Буксуя, машины передними колесами скалывали камни, оставляя острые, как
бритва, края, о которые задние покрышки вспарывались как грелки.
Меняли колеса, ремонтировали и ехали дальше. Скорость движения заметно
снизилась, а расход топлива возрос. Решено было продвинуться как можно
дальше и постараться добраться до избушки в горах, примерно на середине
пути до перевала.
Надо отдать должное ребятам – все знали куда едем и технически были
готовы ко всему. Но теория и реальность – две большие разницы.
Человеческий фактор предсказать невозможно, а критические ситуации
обнажают все слабости характера человека. И парни не подвели. Никто не
стонал, каждый старался сделать все что мог. Практически вручную
затаскивали одну машину вверх по камням с помощью шлейки, а за нее уже
лебедились остальные. Постепенно приспособились, и работа пошла быстрее.
Остаться ночевать в горах, в снегу и на ветре, – удовольствие ниже
среднего. В двенадцатом часу ночи подошли к избушке, разожгли печку –
согрелись. Сделали ужин, поели – полегчало. Подвели итоги: за 14 часов
прошли 41 километр, что совсем не плохо, учитывая погоду. Это с одной
стороны, но с другой – самая трудная часть пути еще впереди, а снег не
прекращается. Правда, ветер стал потише и вроде потеплело, но самое
плохое то, что топлива явно не хватит на обратную дорогу. Расход за этот
день составил примерно литр на километр! К тому же спутниковый телефон
приказал долго жить, а значит, раньше чем дней через десять нас не
хватятся. Вот такая получилась невеселая картинка…
ТЯЖЕЛАЯ ДОРОГА ДОМОЙ
Подъем в шесть утра, короткий завтрак – и в путь. Надо выбираться с
гор, и как можно быстрее, пока не засыпало окончательно. Утром, хотя
снег кончился, ехать легче не стало. Лед сковал камни, сугробы намело в
некоторых местах по колено (и это 12 сентября!), а до ближайшего жилья
еще 160 километров. Задача этого дня – дойти до перевала Дятлова (42
км), это граница леса. Горючки должно хватить. Дальше остатки солярки со
всех сливаются в одну машину, на которой необходимо спуститься до реки
Лозьва (еще 24 км), туда, где спрятан НЗ – по 40 литров солярки на
обратную дорогу до Ивделя. Забрав топливо, нужно вернуться обратно и
заправить оставшиеся машины. Ну а ближе к Ивделю ходят лесовозы,
значит, и дизтопливо должно быть. Такой план.
Как и что было дальше в тот день, рассказывать можно долго, но поверьте
на слово – было непросто. Уже далеко за полночь мы стояли за перевалом,
в месте ночевки. На следующий день все заправленные последней соляркой
двинулись вниз к Лозьве. А еще через сутки рано утром въехали в
Екатеринбург. Экспедиция закончена. Все нормально, мы вернулись. Десять
дней тяжелого бездорожья. Десять дней физического и морального
напряжения. Десять дней тяжелейших испытаний для машин и людей. Устали
как черти, последние сутки практически не выходили из-за руля. И вот мы
дома. Все, теперь спать, спать…
НУ ЧТО, ПОЕХАЛИ ВМЕСТЕ?
Уже потом, отдохнув, мы вспоминали моменты этой поездки и делали оценки
острых ситуаций и наших действий в них. Конечно, говорить о героическом
преодолении каких-то трудностей смешно. По большому счету все было в
общем-то штатно. Да и героизм в большинстве случаев не более чем
обратная сторона глупости, ведь 70 процентов успеха закладывается еще
на этапе подготовки. Да, естественно, был некий риск, но дело сделано,
цель достигнута, в намеченные сроки уложились. Все довольны, есть планы
на будущий сезон, есть техника, есть уже сложившаяся команда, а значит,
будут еще интересные походы. Ведь Россия большая, и в ней немало
замечательных мест, в которых стоит побывать. Да и наш проект «Дороги
Урала» не закрытый клуб. Если вам по вкусу ветер странствий, есть силы и
желание путешествовать по-настоящему, присоединяйтесь – и в путь...
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СПРАВКА
Как рождаются кекуры?
Каменные великаны с плато Маньпупунер
– не что иное, как кекуры. Именно так называют отдельно стоящие
столбообразные скалы. Как они получаются? Сначала во вмещающие породы
снизу внедряется магма и застывает в виде продолговатых тел. Потом
агенты эррозии – вода, ветер, мороз и жара – десятки, сотни миллионов
лет грызут камень, превращая горы в равнины. Однако зачастую
магматические тела намного прочнее вмещающих пород и поэтому
противостоят эррозии существенно дольше. Так и получается, что, когда
какие-нибудь песчаники уже давно рассыпались в прах, гранитные пальцы
Земли продолжают салютовать небесам... Разумеется, сочетание
граниты/песчаники мы приводим в качестве примера, вариантов множество.