Большинство обывателей о существовании
Фарерских островов даже не подозревают. А те, кто слышал о них, вряд ли
навскидку покажут на карте. Поэтому особенно интересно было добраться
туда на собственном автомобиле!
Главное
– не надо путать Фарерские острова (на местном языке – Овечьи) с
Сейшельскими, Коморскими и Фолклендскими. В отличие от последних,
находящихся у берегов Аргентины (с ними их путают наиболее часто), эти
совсем «рядом», в Атлантике, между Великобританией, Норвегией и
Исландией.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙФареры – это фактически
суверенная страна, расположенная на 18 крупных и многочисленных мелких
островах. Юридически она достаточно тесно связана с Данией, которой
отданы внешнеполитические функции, но в то же время имеет свои
парламент, таможню, валюту и даже автомобильные номера. История Фарер
почти такая же древняя, как и самой континентальной Европы. Например, на
одном из островов есть большой деревянный дом с крышей из травы,
которому около 900 лет – национальное достояние! Он был построен из
остатков кораблей после крушения, и все эти девять веков в нем живет
одна семья. Часть жилища превращена в этнографический музей, где среди
прочего демонстрируют детские игрушки чуть ли не тысячелетней давности,
найденные археологами на чердаке и в подвале. И удивителен не возраст, а
то, что сделаны они из кокосовых орехов и панцирей тропических черепах.
В связи с этим фарерцы совершенно уверены, что Америку (как Северную,
так и тропическую Южную) открыли именно их предки задолго не только до
Колумба, но и до великого исландского викинга Эрика Рыжего.
Дополнительные баллоны предохраняют технику от опрокидывания на крутых склонах
ТРАВА У ДОМАОднако, несмотря на древнее
прошлое, о Фарерских островах весь остальной мир знает в основном
благодаря успехам их футбольной команды. Этому, как выяснилось, имеется
свое объяснение: что не деревня среди гор, то обязательный стадион с
отличным полем. Да и с травой там вообще проблем нет – зимой ниже нуля
не бывает – тренируйся на газоне хоть круглый год! Правда, летом столбик
термометра держится около плюс 10 и дождь моросит постоянно. За пять
дней нашего пребывания на островах он не переставал ни на минуту: то лил
как из ведра, то превращался в легкую, омерзительную морось. И это в
июле! Всего же, если верить справочникам, здесь 280 дождливых дней в
году.
- Мина в центре столицы
- Острова притягивают облака. Здесь почти всегда туман
МИНЫ НА ОГОРОДЕНа островах много старинных и
новых храмов чрезвычайно необычной архитектуры. Зачастую даже трудно
опознать в огромных модерновых проектах из новейших материалов церковь, и
лишь общая атмосфера места подсказывает его назначение. Улочки городков
и деревень на Фарерах живописны по-европейски, но поэтичны очень
по-своему. Особенно хороша столица – город-порт Торнсхавн, в котором во
время Второй мировой войны квартировались восьмитысячный английский
контингент и военно-морская база, обеспечивавшие проводку конвоев из
Америки в Россию. С тех пор в разных частях островов остались огромные
пушки береговой артиллерии, а в столице в огородах корпуса бывших
морских мин часто используются как садовые бочки. Старинные дома с
крышами из дерна соседствуют с вполне современными зданиями, концертными
залами и ресторанами.
Водопадов и речек здесь великое множество!
Церковь XXI века в стиле модерн
В ПОИСКАХ РАДОСТИКстати, о ресторанах. Найти на
Фарерах заведение с алкоголем очень сложно. Обычно улицы пустынны и
дождливы, спросить не у кого. Даже вывесок нет! Что же касается
спиртного вообще, то, как и во многих других странах северной Европы,
здесь оно в принципе есть, но донести его до рта достаточно сложно: или
немыслимые цены, или совершенно неудобное время продажи, или полное
отсутствие в магазине. Зато на улицах, площадях, на любых публичных
пространствах много памятников выдающимся местным личностям и просто
скульптурных композиций. Каких только изваяний нет: и одинокий рыбак в
порту, и грузчики с носилками, и бургомистр маленькой деревеньки, и
альбатросы в центре столицы, и овца в городском сквере. Есть необычный
бронзовый голый человек, идущий с огромным камнем (вариация на тему
«Булыжник – оружие пролетариата»). Или не менее странный интеллигент в
бабочке, но в ковбойской шляпе и европейском плаще. Есть обнаженные
женщина с мужчиной. Вроде бы сидящие на гранитных кубах, но женщина
почему-то головой вниз. Кто изображен, понять сложно, названия на
фарерском. Но впечатляет.
Стратегический залив между островами
СКВОЗЬ СКАЛЫДороги, как и везде в Европе,
практически идеально ровные, пусть и достаточно узкие (понятно, что горы
кругом). Все острова соединены либо мостами, либо вполне современными
тоннелями. Удивить нас было непросто, за долгие странствия по миру
встречали всякое – например, норвежские тоннели по 37 километров, но на
северной оконечности острова Бордой увидели нечто необычное. Полтора
километра без света, с камнями, падающими со свода от звука проезжающего
автомобиля! Но прелесть была даже не в этом – ширина «трубы» ровно на
одну машину, то есть движение в один ряд. И без светофора и фонарей –
просто дырка вековой давности в скале. Завидев далеко впереди фары
грузовика, долго перемигивались, а потом метров триста сдавали задним
ходом до единственного «кармана». Было действительно страшно!
В попытке найти короткую дорогу
СЧАСТЛИВЫЕ ЛЮДИПриусадебные участки не редкость
даже в столице. Огороды небольшие, но обязательно с грядками картофеля –
одной из немногих культур, дающих урожай в этих краях. Все остальное
место в традиционном рационе фарерцев занимают рыба и мясо. Причем 30
процентов всего потребляемого – мясо гринды, разновидности китов до 8
метров длиной. Охота на гринд ведется, как и тысячу лет назад, силами
всего мужского населения поселка, а не только профессиональными
рыбаками. Стадо китов загоняют лодками на отмель, окружают и забивают
гарпунами. Зал Музея моря в Торсхавне, посвященный этому промыслу,
оформлен в мрачных тонах – в цивилизованной столице явно осуждают
средневековые обычаи «диких» островитян. Но, видимо, именно так веками
воспитывался характер фарерцев, позволявший не только выжить на этой
суровой земле, но и полюбить ее.
ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Чтобы
попасть на Фареры, россиянам нужна Шенгенская виза – финская или
норвежская. Не стоит шутить на таможне – автомобили с чужими номерами
досматриваются тотально. Паромы на острова ходят не часто, и готовьтесь,
что свободных мест может не оказаться, поэтому билеты стоит приобрести
заранее, например, в Москве. К тому же следует иметь соответствующий
временной резерв, чтобы в нужный момент оказаться в нужном месте. А
опоздать на «самый важный паром» очень легко – в той же Норвегии
множество переправ через фьорды, так и норовящих сбить с четко
рассчитанного графика движения. По пути через Заполярье встретятся
протяженные участки без АЗС – желательно взять с собой дополнительное
топливо, особенно в горные районы. Не помешает и туристическая одежда,
так как дожди с ветром возможны в любую минуту. Непосредственно на
Фарерских островах распланировать отдых и мероприятия (треккинг,
дайвинг, рыбалка, музеи и пр.) с радостью помогут в Информационном
центре для туристов в столичном Торнсхавне. Найти его несложно, покажет
любой местный житель. Все они хорошо говорят на английском, датском,
часто немецком и французском языках.