Чтобы по-настоящему понять Русский
Север, надо побывать там, где нет асфальта и мобильной связи, где вместо
дорог зимники, а паромные переправы заменяют мосты. И где жили и живут
замечательные люди. Такой район есть в Архангельской области, называется
он Лешуконский
Когда
на одном из форумов в Интернете появилось приглашение поучаствовать в
путешествии по Лешуконью, моей первой мыслью было: «Вот же повезет
кому-то!» Время шло, а все жизненные обстоятельства неожиданно стали
сводиться к тому, что оказаться в этих местах надо мне самому.
Завязалась переписка, начались обсуждения маршрута и сроков поездки.
Наконец билет до Архангельска в кармане, ночь в поезде и очное
знакомство с Николаем Романовским. Он – любитель офф-роудных походов,
инструктор по туризму, побывавший на краю света, но бесконечно любящий
свой родной северный край и собирающий по крупицам историческую
информацию о нем.
ВДОЛЬ ПИНЕГИНаш путь лежит от Архангельска на
восток. Проезжаем Малые Карелы не останавливаясь. «Это музей. Не стоит
время тратить, еще и не такое увидим», – говорит напарник. После поселка
Белогорский асфальт заканчивается, сменившись гравийкой вдоль Пинеги.
Все населенные пункты расположены на берегах этой реки – издревле
главной и единственной транспортной артерии этих мест. Не бездействует
она и сегодня – среди автодорожных знаков то и дело попадаются
судоходные створы. При высокой воде по Пинеге ходят суда, доставляя в
труднодоступные районы топливо, необходимые продукты и товары. В
половодье вода затапливает порой автомосты через притоки, но летом, в
июле, пройти по ней можно лишь на моторке.
Недолгая остановка
возле села Красная Горка. На действительно высокой горе стоит
Красногорский Богородицкий монастырь. Сейчас он в плачевном состоянии,
реставраторы еще сюда не добрались. Здесь покоится прах сподвижника
опальной царевны Софьи – князя Василия Голицына, сосланного по указу
Петра Первого.
КРАЙ ПАРОМОВЗа древним Пинега-Кулойским каналом
уходим на северо-восток. Еще недавно тут был только зимник, а теперь –
вполне пригодный грейдер, отсыпанный среди бескрайних болот. На речке
Немнюга минуем последний мост, дальше только паромы. Первый – через
Кимжу. Дорожники так спешили сдать дорогу на Мезень к сроку, что
умудрились утопить здесь наплавную переправу.
Перебрались и
свернули к селу Кимжа – одной из жемчужин Русского Севера, история
которого уходит к началу XVI века. Сохранившаяся здесь Одигитриевская
церковь 1763 года постройки, а также жилые дома – типичные образцы
архитектуры этой местности.
МЕЗЕНЬСамая
северная точка путешествия – город Мезень. До Полярного круга отсюда
около сотни километров, но далее «наверх» дорог нет никаких, да и
приграничная зона начинается, поэтому фотографируемся у стелы, посещаем
мемориал участникам Великой Отечественной войны и покидаем город в
направлении основной цели – Лешуконья. Грейдер отменного качества, еще
не разбитый тяжелой техникой, позволяет развить приличную скорость, но
торопиться не стоит – через каждые 10–20 километров повороты к стоящим
на берегу Мезени селам, тоже заслуживающим внимания. Лямпожня,
Козьмогородское, Погорелец, Юрома, Заозерье, Заручей, Березовец,
Смоленец – везде можно увидеть старинные жилые избы с резными
наличниками, мельницы, часовенки и церкви, поклонные кресты.
В ПОИСКАХ «МЕЗЕНОЗАВРОВ»Село Лешуконское
известно с 1641 года как центр Усть-Вашской волости, сейчас это районный
центр. Прогулявшись по улицам, полюбовавшись рекой Вашкой с высокого
берега, заехали в соседнее Ущелье, где ранее находился Ущельский
монастырь, Иова пустынь. Он был основан в начале XVII века иеромонахом
Соловецкого монастыря. Ныне осталось лишь несколько крестов, а на месте
прежней церкви во имя Святого Иова Ущельского Чудотворца стоит новенькая
часовня.
Дальнейший маршрут идет по правому берегу Мезени. Еще
на пароме узнали, что дорог в привычном понятии здесь не будет. До
первого села Пылема предстояло двигаться прямо по берегу. Иногда
приходилось объезжать поваленные деревья по воде, а иногда взбираться и
на крутой склон. Крупные ручьи и притоки форсировали по мостам,
находящимся далеко от береговой линии: их уже построили, но дороги еще
не подвели – приходилось бороться с глинистыми колеями. Встретили
продуктовый «УАЗ»-«буханку». Два раза в неделю он проходит этот
нетривиальный маршрут, обслуживая жителей отдаленных сел. В бухте одного
из ручьев сделали привал и решили поискать останки скелетов динозавров,
названных в прошлом веке их первооткрывателями «мезенозаврами». Жаль,
но ничего не нашли…
За Пылемой уходим от реки в луга. Ничего
похожего на дорогу здесь тоже нет, но по свежим километровым столбам
направление движения вроде читается. Нам нужно проехать между двух озер.
У местных это место называется бар. Почему бар – так и не поняли, но в
протоке застряли крепко, пришлось поработать лопатами.
«ПЛАЧУЩИЙ» БЕРЕГОчередной этап «песчаного
триала» привел в деревню Колмогора. В петровские времена здесь было
большое село, своя церковь и магазея – хранилище неприкосновенного
царского запаса зерна. А по состоянию на январь 2008 года в пяти жилых
дворах осталось только девять человек – восемь пенсионеров и один
безработный. Из них четверо инвалиды. Грустная статистика. Принято
говорить, что в таких местах доживают свой век или выживают. Но
оказалось, что здесь люди именно живут! Ведут натуральное хозяйство,
пекут хлеб, растят скот, работают в огороде, заготавливают дрова на
зиму. Спрашиваю у вышедших на крыльцо селян о судьбе соседнего,
заинтересовавшего резьбой дома.
– Чей такой?
– Да ничей! Похоронили хозяйку с полгода назад, пустой стоит.
Однако
вижу – в поленнице дрова, в амбаре сено, на окнах занавески. За стеклом
на подоконнике пачка сахара и чая, просматривается самодельная мебель.
Жизнь как будто не остановилась, а всего лишь перешла на другой уровень…
Каждый
дом в деревне – произведение искусства. Просторные, добротные, в
которых жили большие семьи. И страшно предположить, что будет с ними
хотя бы через 10–20 лет. Возможно, на карте добавится приписка «нежил.»,
а срубы разберут на дрова или в лучшем случае свезут в музей по типу
Малых Корел. Зато пока есть настоящее – Колмогора стала нашим маленьким
открытием и украшением всей поездки по Лешуконью! А весь прилегающий
берег Мезени «плачущий» – он сочится бесчисленными ключами-родниками.
Нам повезло увидеть это своими глазами.
СЕВЕРНОЕ ГОСТЕПРИИМСТВОМестный центр – село
Ценогора. Есть даже свой аэропорт, правда, самолет здесь бывает лишь раз
в неделю. После нескольких дней в лесах решаем не отказываться от благ
цивилизации и неожиданно определяемся на ночевку в здании… сельской
администрации. Это мэр поселка Дина Леонидовна, которую мы невзначай
разбудили поздним визитом, предоставила ночлег с удобствами, а утром
накормила домашними пирогами и провела экскурсию по часовне Флора и
Лавра, а также по сельскому музею домашней утвари. Ничего вроде
уникального в нем нет, но сам факт создания подобной экспозиции в
глубинке говорит о многом. Еще нам вручили распечатку прогноза погоды на
неделю и договорились о проводнике для похода в местную святыню – Юдину
пустынь. Спасибо вам, гостеприимные северяне!
В ПУСТЫНЬКак
и было обещано, в соседнем Белощелье нас уже ждал «гид» Сергей.
Колоритный мужичок в белой рубахе и… с косой в руках. «Заодно и покошу
там – трава, поди, разрослась. Поехали!» Добрались до села Конещелье,
точнее, уже урочища – никто в нем давно не живет. Отсюда до Юдиной
пустыни восемь километров по лесу.
– Машина у вас добрая, конечно, но к Юде только на тракторе проезжают.
– Если на тракторе можно, то, может, и нам попробовать?
…Проехать
получилось только половину пути, далее пришлось топать пешком – на
болотах гать сохранилась не везде, так что и тракторная колея в итоге
переходит в узенькую тропку.
В 1764 году по указу Екатерины был
закрыт Ущельский монастырь (просуществовавший 150 лет) «как мелкий и
маломощный». Братия разошлась по миру. Согласно преданию, один из
иноков, Иуда, пришел сюда, на речку Попьюгу, и основал скит. Вскоре к
нему присоединились Иаков и Иоанникий. К ним потянулись жители окрестных
деревень за духовным наставлением, советом или утешением. Именовали
братьев по-простому: Юда, Яков и Аника. До наших дней сохранились старая
часовня и перекладины от огромного Поклонного креста. От деревянной
церкви, разрушенной советской властью, остался лишь фундамент. Но Святой
источник еще сочится! А на пригорке над пустынью в 2002 году
воздвигнута скромная современная часовня – там чисто и сухо. Сергей
покосил траву вдоль тропинок, мы же внимательно осмотрели окрестности,
обнаружили подобие келейного корпуса – развалившийся сруб в некотором
отдалении от пустыни, заложили геокешерский тайник (подробности см.
www.geocaching.ru) и направились обратно.
ВОЗВРАЩЕНИЕСобственно, дальнейшая дорога
оказалась не дальняя. Моста через реку Попьюга нет, а перед бродом
разлилась огромная глинистая лужа. Одной машиной, да без лебедки, да
вдали от какой-либо помощи – не стали рисковать. Пересмотрев планы,
решили вернуться в Пинежский район и углубиться в изучение другой,
печальной страницы истории Севера времен ГУЛАГа. Поэтому отправились
обратно в Смоленец, добрались до трассы Лешуконское – Архангельск,
пересекли Мезень и вышли к Кимже. Тут, кстати, произошла встреча с еще
одной компанией экспедиционеров из Москвы и Тулы. Разбили совместный
лагерь на берегу Мезени и за вечерним чаем делились впечатлениями,
треками, советами и, конечно, новыми планами походов по Русскому Северу.
ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУОтправляясь
в Мезенский район Архангельской области, следует учитывать, что город
Мезень находится в приграничной зоне. АЗС нам попадались в Белогорском,
Пинеге, Мезени и Лешуконском. Есть заправка в Ценогоре, но она работает
по предварительной договоренности. На июль 2008 года сотовая связь
работала по дороге до Пинеги, а затем только в районных центрах – Мезени
и Лешуконском. Архангельская глубинка – царство паромов, и от графиков
их работы полностью зависит расписание вашего продвижения. Летом 2008
года паром на Кимже работал с 5 до 23 часов, за один автомобиль брали
250 руб. Ходит он независимо от количества желающих, по факту их
прибытия. Паром через Мезень работает с 6 до 23 часов, 600 руб. за
авто. Ходит по заполнению, но не менее четырех автомобилей. Паром через
Пезу – с 6 до 22 часов, стоимость зависит от размера автомобиля – 60–120
руб., работает по факту прибытия «пассажиров». Паром Смоленец –
Лешуконское (официальный): из села Лешуконское – в 1час ночи, 7, 9, 12,
18 часов (пт., пн.); обратно в 2, 8, 10, 13, 19 часов (пт., пн.).
Частный: из Лешуконского – в 6, 15, 22 часа; обратно – в 7, 16, 23 часа.
Стоимость от 90 до 120 руб. – в зависимости от автомобиля.