Чудная пора лето! Сезон отпусков и отпускников… Один из
прекраснейших способов увидеть и познать многое – путешествие на
автомобиле. Благо наша великая Родина и предоставляет такую возможность
и равенство в правах: « …Каждый гражданин России имеет право выбора
передвижения и места пребывания … на всей территории РФ…» как-то так в
Конституции написано.
Традиционно сотни тысяч россиян тянутся к нашему югу: Кавказ, Крым,
Астрахань. Но наша семья видимо, традиций, соблюдать не желая, уже
устала от такого рода путешествий и, самое главное мест. Калининград с
Балтикой очень понравились в прошлом году! Но ненависть к Евросоюзу и
пересечению их границ по пути в Кёниг на собственном авто покамест
убивают любые зачатки желания попасть в Калининградскую обл. из Москвы
не самолётом. Таким образом, в июне текущего года перед нашей семьёй
встала нелёгкая дилемма выбора: куда податься в нелёгкое безденежное
время на свеженьком Рэме, приобретённым именно для экспедиционных
целей? Так, чтобы было интересно, красиво, бюджетно и, главное, свежо!
Всё вышеизложенное было лишь предысторией нашей экспедиции.
Благодаря клубному форуму, я познакомилась с Леонидом (gold lion -
ник). Протестив мой Рэмчик, Лёня высказал мысль, что путешествовать на
нём неплохо, видимо. И тут же озвучил мою давнюю мечту: «А мы пойдём на
север!», т.е. на Кольский полуостров. Обсудив детали данного
мероприятия, мы с супругом сразу выразили желание присоединиться к
экипажам на Патролах – все дизеля! Маршрут планировался следующий:
Москва – Ярославль – Вологда (по Архангельской трассе М8), далее в
Карелию на Вытегру, вдоль Онежского озера, через Беломорканал на
Медвежьегорск, а там выйти на питерскую трассу Кола (СП-б – Мурманск
М18), доехать до Мурманска, погулять по нему, оттуда на п-ов Рыбачий к
самой северо-западной точке России. Еще немного покружить по Кольскому,
заехав в горы – хребет Мусту-Тунтури, и – назад. Особенно
тщательно я опросила «бывалых» как на Кольском мы будем себя
«чувствовать» на абсолютно шоссейном, неподготовленном Рэме, у которого
из внедорожного комплекта только подключаемый полный привод… Услышав в
ответ, что броды будут глубиной до 1 м, грязи почти нет, только камни,
шоссейная резина не есть гуд, но потянет, я опросила на клубном форуме
путешественников: каково форсировать метровые броды на Рэме без
шноркеля? Игорь удостоверил меня, что «вполне!» Успокоившись, я решила
– едем! Два Патрола уже ушли на север 05.07.09, и ждали нас в Хибинах.
Но само путешествие, как ни странно, началось с дикого рывка на юг от
Москвы! Нам нужно было сына из Воронежа забрать, а ещё выполнить
обещанное многим людям – расстрелять сурков-байбаков на границе
Воронежской, Ростовской, Луганской областей. 02.07.09. мы двинули по М4
на Воронеж, 05.07.09 утром со «снятыми» с московского поезда в Воронеже
охотниками, двинули дальше на Богучарский р-н, доехали удачно. Раньше
мы охотились с Чирока – вроде удобно очень было… Но Рэм!!! МММ!! Вот –
боевая машина пехоты! Как он (неподготовленный никак!) в степях себя
показал:
- на мосты посадить – надо суметь, стараться;
- зацепить агрегатами можно, но при умелом водиле, не возможно в принципе;
- экономично на соляре оооочень по буеракам скакать!
- стрелять с Рэмчика в разные стороны, вывесившись из окон очень неплохо;
- ехать в кузове и стрелять в разные стороны (акромя в направлении кабины) ещё удобней оказалось!!! (фото стрелка прилагается).
- На М4 не лейте в баки ничего КРОМЕ ЛУКОЙЛА!!! Это не реклама !!! В
этом здравый смысл и логика (М. Булгаков), а ещё опыт «прохождения
трассы», МНОГОЛЕТНИЙ!!!! Лукойл под Ефремовым – самый дешёвый и
отличный – 16.30 р. (ДТ), Дальше 16.90, за Воронежем 16.40.
Настреляли байбаков, уток. Здорово там, в Придонье!
Удивлять начал расход соляры – компа показания были нелогичны и отличны
от количества «сожранного мяса» и пройденных км… Что-то около 11-10 л
на 100км оказалось…
И сразу 06.07.09 на Москву, заморозив сурковое мясо и, закинув шмотки для севера в кузов, 07.07.09 выдвинули на север.
Первое серьёзное удивление было в том, что Лукойла (вышерасхваленного и
мною предпочитаемого) северней Московской обл. вообще нет!!! Спрашиваем
попутчика, Лёню, где, как? Объяснил – СлавНефть и пр. Нефть… тока так…
Лукойл – на юге… Менжуясь по поводу соляры, «бывалые» объяснили – да
нормуль, лейте! Не обманули! Совет всем кому придется так ехать – на
север от Москвы СлавНефть (16.50 р./л) – очень неплоха! Претензий
никаких. Трасса М8 (Москва-Архангельск) проходит по живописным
местам: там и Золотое Кольцо России – Переславль, Ростов, Ярославль, до
Вологды. Далее мы ушли на Вытегру. В Вологодской обл. - сплошь
памятники старины, зодчества, гидросооружений, этноса, природы и пр…
Именно так! Ехали мы как ведомые, вдоль живописнейших мест с озёрами, с
идущими вдоль трассы пешими туристами с рюкзаками и ковриками за
плечами, с авто, тянущими за собой лодки и катера… Каждые 2-5 км на
трассе Вологда – Вытегра указатели на то, что Вы сможете прикоснуться
либо, к памятникам Древней Руси… либо Священной России… В Вологде Патролу понадобилась помощь, слегка. Какие же там вкусные, молочные продукты!!! Настоящей сметаны
поели семьёй, и кефиру. В 600-650 км от Москвы начинаются вологодские
озёра. Их много, они все здоровые! Огромные! Названия смотрите на
карте: Кубенское, Белое, и т.д. От Белозера дорога … она… то есть…
трасса… то нет… !!!! Так и есть!!! Ну, нет там дороги, за которые в РФ подорожный налог стригут! Ну там нет дороги вообще!!!! А на карте вроде есть, и люди по ней ездят… Парадокс! Нонсенс!
Выехали мы на Вытегрскую дорогу – ровная-неровная – российская она. Км
в 700 от Москвы на первом встречном и- последнем в севере до Мурманска
Лукойле (18.70 р./л ДТ), есть и «добрые люди» вливающие по 15 р. :-) .
Залили полные баки – т.к. по наставлениям «старичков», поняли, что
ближайшая бензоколонка в 700 км J Почти не обманули! Км 550 до
нормального топлива проход… А! Каково ТАЗАМ (40 л бак) ??? ААА !!!
ЖИРУЮ!!!! Теоретически, есть места, где можно залиться (только Пудож и
то хрень топливо), ну время… Трасса пролегает сквозь живописный лес,
местами выходящий к Беломорканалу и Онеге потом. Кустарник и деревья,
лиственные, ростом ниже наших на 3-4 м, практически бьют по зеркалам.
Т.е. трасса – точнее дорога асфальтированная (местами - нет) идёт вдоль
лесонасаждений вплотную. Никакой разметки! Да и зачем? Днём и так
видно, ночью летом … и так видно (мы в 22.00 туда скатились и солнце
видели, в 2.00 темно стало). Дорога спать заставляет ооочень! Мы с Юрой
менялись как могли (учитывайте – охоту и Воронеж!) , почти 2-е суток не
спали… Но она же (дорога) и будит! Первый раз в жизни (а мне лет уже
поди не шешнатцать) я еду, вижу дорогу, а мысли мои уже… далеко…в
другом измерении, в другом мире, при чем, я это чётко поняла и
отследила ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ!!! и тут нах..ре.крен удар… понимаешь, что ты
ЗДЕСЬ, и на неровной дороге… И так раз несколько, поменялись, потом муж
(те же впечатления у него были), потом снова… И перед Вытегрой
началась… да…она… называется северная дорога! Там асфальт, оказывается,
лежит только на трассах федерального значения! Задались мыслью: при
встрече с нами кроме нас – внедорожников пару Нисанов и 3 Нивы видали,
остальные – все «брюхоползки». Они им чО? Ходовую кажные пол-года
переделывают??? Во всей основной массе встреченных нами там авто были
те – на которые кредиты дают, пожалуй, без паспорта даже… Ну нет там
дорог, просто гейдер раз проехал, потом каток прировнял грунт…
ПЫЛИЩА!!! И НАМ И ВАМ НЕ СНИЛОСЬ, Господа!! Тут надо возгордиться всем
членам клуба! А не членам (как и мне) привстать!!! Додж – Рэм
сглатывает эту всю ерунду – на РАЗ!!! Так, как, потом оказалось, везде
на севере!!! Ууух…
Вытегру проезжали ночью 8.07.09. взяли в магазине пива, хлеба, а от
комаров у них (!!! На севере!!!) ничего не бывает в местных
универмагах!!! Двинули на Карелию, Леня сказал – привал глубокой ночью,
когда, мол стемнеет! И хде там у них ноооочь на севере??? Надо сказать,
что по карельским дорогам автомобили редки как в попутном, так и во
встречном направлении. Лесовозы, местные и объезжающие виток через
Питер и Петрозаводск мурманчане, спешащие на юг и с юга, да еще более
редкие москвичи. Т.е. можно встать ночью, ежели случись чего… и часа
1,5-2 машину проходящую ждать. После многочисленных наших просьб к Лёне
(а мы меняться каждые 100 м устали) – начали искать ночлег… Заночевали
на реке Пяльма – в Карелии. Ребята в Патроле спать не могли: вещи +
собаки. А мы втроём завалились (просто кто, где сидел) в Додге, как
уставшие… и не знавшие, ещё, что СЕМЬЯ ИЗ 3-Х ЧЕЛОВЕК В РЭМЕ СПИТ легко
и непринуждённо! Если только Он Квад каб! … Утром – дождь, сыро, трава
по пояс, у людей палатка мокрая… Берег реки, каменистый, отвесный.
Красиво! Я- то спала, когда в Карелию въехали. Юра, увидев реку после
сна, (9.30-10.00) взял спиннинг и пошёл бросать. 2-й заброс и форель на
700-800 г! Радости не было предела. Пока пробуждались остальные члены
экспедиции, пока костёр-шашлык, чай – и.…
Днём под проливным дождём двинули снова на север. Повенец по дороге
– там Баломорканал пересекаем. Там детдом… вот – который,
действительно, в помощи нуждается! И В КОНКРЕТНОЙ!!! К вечеру 08.07.09
мы выехали из Медвежьегорска и встав на трассу М18 – уверенно помчали
на север! Тут нас стали снова терзать смутные сомнения:
- Бортовой комп уверенно показывал 12,5-13,5 л/ 100 уже как сутки, а соляра по прежнему жралась в соотношении где-то 10-11л/100км.
- Ниссан Патрол - уж очень часто дёргал нас на заправку. Соотношение
таково: Бак Патрола 90 л, бак Рэма 130, через … км Патрол на заправке с
0, у Рэма ½ бака, и так потом раз 5. Что по трассе, что по бездорожью!
Вот и считайте! А я когда-то питала мысли о Патроле… Люблю себя и
уважаю – у меня в итоге Рэм! Ну, об этом потом…
ДТ от СлавНефть на севере стоит от 21.90 до 23.00 руб. / л. Лукойл в
Мурманске (1-й и последний на Кольском) 21.70 р./л. Дальше соляра до 26
р. доходит. Други – бензинщики! Только там за Мурманском теперь Вам
счастье: 92-й там на рупь дешефше ДТ! J Трасса Кола от Питера до
Крайнего севера теперь очень хороша… когда Карелия заканчивается, а
Мурманская обл. начинается. По всей дороге скалы небольшие, на которых
имены всех перво-и-проходимцев, болота, леса. И все это под дождём,
проливным местами оглядывали. Но леса в Карелии ниже наших м на 2-3, к
северу они вообще 3-4 м высотой. ! ХОЧУпредупредить неопытных водителей
и вообще всех! За рулём давно я… И инструкторов по контраварийному
вождению слушала… долго… и ездила по полигонам много… Но когда на
трассе (было это незадолго до Полярного круга) я одной рукой держала
руль, а другой Соса-солу, наскочив на кочку-выбоену (не скажу уже)
своим большим колесом Рэм, поддавшись «природным инстинктам» вырвал
руль у меня из левой руки (неслабой в абсолюте), лежавшей по всем
спортивным правилам на руле – только так!!! Благо реакция у меня пока
рабочая, руль я тут же поймала правой… (салон… соса-сола… а…) Теперь
пью и ем только тогда, когда двигатель заглушен! К полуночи с
08.07.09 на 09.07.09 мы подъехали к стеле «Полярный круг»! Слава,
Господу, что дождь за 50-70 км к этому месту прекратился. Там все
всегда привязывают ленточки на память, фотографируются, не смотря на
то, что Полярные круги (Северный и Южный) каждый год меняют свою
«дислокацию» (см. Википедию). Тут стало нравиться одно – блин, едем
ночью – а всё на ближнем и не слепят встречные! J Ура! Да здравствует
Полярная ночь! И отдыхает Питер! Ну, нет у Вас такого!! ГЫЫ! Как не
орите про свои Белые ночи! НЕТУ У ВАС ИХ! ))) Только к этому моменту до
нас с мужем дошло, что 4 фонаря, разного калибра, взятых по привычке на
рыбалку… здесь проваляются без надобности. Проехали ещё км 200 с
остановочками и встали на ночлег (время около 2-х ночи) на реке
Пиренга. Река, одно из многих, образующая озёра (ну ет я потом, в
и-нете вычитала), и впадающая в море… Рыбы там…МММ. … Не свезло нам. Ну
и ладно! Подкрепившись ну, ООчень вкусной свежеприсоленной
форелькой, 2 раза, после полудня 09.07.09 мы поехали «разглядывать» уже
настоящий Кольский. Трасса ровнёханька! С погодой повезло – сухо,
тепло, солнечно. Местами на трассе был ремонт, но это Вам не М4, М6!
Там пробок нет, трасса не загружена, как южные. За Кандалакшским
поворотом вид с шоссе становится живописнейшей! Озёра, реки кругом,
сопки всё выше и выше поднимаются. Дорога начинает сочинский серпантин
напоминать и чем дальше, тем витиеватее. Хибины вдалеке возвышаются,
покрытые снежными шапками. Мурманск – город на сопках.
Интересный, небольшой, без архитектурных изысков. За пару часов мы все
его интересности увидеть успели. Вид на залив и порт с мемориала
«Алёша» впечатляет. Нашли очень неплохой ресторанчик «Теруляй». Кто
будет в Мурманске – очень советуем! Кухня хорошая, выбор большой всех
видов блюд, а цены вполне бюджетные и всё на фоне приличного
обслуживания. Очень поразило то, что глубокой ночью (с 2 до 5 часов) в
городе народу никого на улицах и светло… Фильмы ужасов напомнило.
Но наш путь лежал дальше на северо-запад. В 80 км от Мурманска пост
погранконтроля – проверяют паспорта и… пропускают на подконтрольную
территорию. Далее мы съехали с трассы и «полезли» в гористую местность
искать бездорожье, красивую тундру, Северный-Ледовитый океан (Баренцево
море). Заночевали в горах на реке. Деревья там есть и довольно высокие
вдоль рек и на сопках. Чем севернее мы забирались, тем ниже становилась
растительность, пока на побережье не превратилась в редкий кустарник и
мхи вперемешку с травкой.
Одной из целей путешествия была такая – прикоснуться к
нерассказанным нам на уроках истории и в учебниках истории страницам
Великой Отечественной войны. Оказывается за незамерзающий порт Мурманск
в 1941-1944 гг. шли нешуточные бои. При чём советские войны были в
гораздо более худших условиях, чем фашисты, заранее укрепившиеся и
подготовившиеся к ведению боёв и осады в крутых северных условиях.
Памятники и обелиски в большом числе встречаются и на трассе за
Мурманском и в горах, и на побережье… Свежие могилы во многих местах у
мемориалов.
До сих пор неизвестно точное количество погибших и их имена. Лагеря
и стоянки поисковиков мы встречали вдоль хребта Муста-Тунтури, тех, что
ищут незахороненных. Видали мы и «чёрных»… До сих пор в горах озёра все
минами усеяны, а камни вперемешку с ржавым железом. Патронов для
Маузера много валяется. Мы детям порох высыпали и поджигали – так,
забавы для. Поскольку по дороге на Рыбачий и на нём из представителей
власти мы видели только меня (хотя рыбнадзор, говорят, там рыскает), то
поминали павших мы у каждого обелиска, те кто за рулём был, тоже
присоединились. Таким образом бездорожье не так сильно доставало и
комары не мешали, да и море … Баренцево Средиземное напомнило при
первом свидании. Вечером 10.07.09. снова в путь. Хорошо, что
поздним вечером можно легко передвигаться и ночью запросто лагерь
разбивать – светло! Комары только да мошка злее и наглее становятся.
К Рыбачьему путь не был таким уж сложным – люди на Жигулях ездят, но
аккуратно. А вот на сам Рыбачей через п-ов Средний можно попасть только
через броды в отлив. Кои на Кольском бывают несколько раз в сутки. Нам
повезло – мы не ждали ничуть. Остановившись на песчаном берегу
Северного-Ледовитого океана, было решено: искупаться, искупать слегка
автомобили (а то чёж они насухую-то возле океана!). На удивление
Баренцево море очень солёное, как Индийский и Тихий океаны, Атлантики,
извините, не видела пока. Вода прозрачная, на берегу панцири крабовые
валяются и ежей морских. Температура воды в июле +6, температура
воздуха была +14 – 23. Нашей «моржовой» семье – в самый раз. Да и
остальные тоже окунулись. Все места увиденные нами очень красивые! Но
жить там… пожалую, с ума сойдёшь через непродолжительное время. Да и
лето – не зима. Зимы на океане суровые! В броды Рэм по фары
залезал, интересно, что местами ехать приходилось только сквозь водные
преграды, иначе кругом только болота. В полном приводе за всё
путешествие раза 4-6 нужда была и то раза 3 из-за размеров и массы,
когда резко и круто наверх лезть нужно было ещё при смене
горизонтального направления, на фотографиях видно. Именно такие участки
представляли собой сложность для почти 6-метрового «Монстрика» с
незащищёнными снизу агрегатами и довольно низкой для внедорожника
посадкой, а со всех сторон ещё и камни большие торчат. Ничего, на
удивление всех «патрольщиков» справились и не оторвали, и не цепанули
ничего. Хотя Патролы в большем на полном катались, а нам и так неплохо
было! Но ругались с мужем постоянно – у нас разные взгляды на варианты
прохождения препятствий, да и это тоже пережили. Встречались
местами на Рыбачьем заброшенные военные городки – зрелище удручающее и
за державу обидно! А с другой стороны не позавидуешь людям, которые там
службу несут, ещё и жить там постоянно … Ни деревца, ни культурных
ценностей, ближайший населённый пункт в 50 км, одни и те же лица
вокруг... Что там делать? Правильно: либо сопьёсси, либо свихнёсси!
На море очень много гусей. Ружья с собой не было. А то бы… Учитывая
отсутствие охотоведов, милиции и пр., можно было бы про тушёнку забыть.
А то она на 5-й день поперёк у меня вставала ужеL. Ловилась бы рыбка –
другой совсем расклад бы был. Но в море надо на моторке выходить, у нас
таковой не было. Да и больше 2-х дней мы на одном месте не стояли, а
рыбу – её искать надо. Ещё посетили Верхнетуломское водохранилище – во
где воды-то! И рыбы тоже, но… несезон… Лося видели в лесу, и грибы
подберёзовики только-только начинались. Надо в конце августа туда
ездить. Постояв пару дней на море, вернулись на континент и полезли в горы на хребет Муста-Тунтури. Во, где война-то была!
Сделали серьёзный вывод – по северным дорогам надо натощак ездить!
Не то содержимое при тряске очень наружу просится, либо просто мешает
жить! Назад ехали с грустью, но с континента шла непогода, дожди,
холод. Мы и так загорели на севере, не хуже, чем на юге. Там солнышко
низко, не обжигает и круглые сутки у моря. На обратном пути наша группа
разделилась, т.к. мы в Москву не торопились, а хотелось ещё многое
увидеть и рыбку половить. В Белом море ещё нужно было окунуться
обязательно, хотя бы в Кандалакшский залив!
Белух (северные огромные дельфины) там видели, плавают, кораблей не
боясь. 2-е суток назад ехали не спеша. Надо отметить «весёлый выезд из
Ярославля!», представьте темная ночь, от которой мы за 10 дней
отвыкнуть успели, более 1000 км за спиной без отдыха почти, а там
дорожники вывески-указатели не развешивают где нужно. Непонятные
раздвоения и растроения дорог. Вроде выехали из города, едем мин. 20,
огни огромного города огибаем (впоследствии это химкомбинат оказался),
вдруг бац – снова знак на белом фоне Ярославль! Чуть не выругалась! Ещё
мин. 40 покружили. Как оказалось – мы не одиноки. Наши компаньоны также
кружили днём ранее, да и за нами пара мурманских авто катались в
поисках дороги на Москву. 17.07.09 утром прибыли в Москву. Выводы напросились сами собой:
- Сочи нервно курит в стороне как курорт, да и вообще…
- Для тех кто любит исключительно жару – см пункт 1).
- Астрахань хороша – но рыбы в ней уже на всех не хватает! А за место
в своей (!!!) палатке на берегу реки, извините я 1000 руб. пока не
готова отдавать в сутки (такие 2 г. назад в Астраханской обл. расценки
были). Да и жара там – Сочи снова нервно курит!
- Автомобиль Додж-Рэм, конечно по комфортабельности Лексусу уступит…
Но! Вы в Лексус накидайте столько барахла как в Додж! И чтоб в салоне
не пахло… Особенно: рыбой, канистрами с ДТ, бензином, алкоголем, ну и
мясом, традиционно! Всю ерунду патролщики в Додж скинули, узнав, что в
нём корову можно похоронить и не найти через 10 лет! J Я полностью
подтвердила свои надежды и пожелания по поводу своего автомобиля! Я не
ошиблась с выбором авто, его комплектации, параметров и пр. Немножечко
приложить руки и средства… И «Арктик-трофи» -наш!
- Наш русский север гораздо интересней, спокойней, комфортабельней русского юга!!!
- Комары на севере не так страшны как их «рисуют»! Вы в Подмосковье в
начале июля в лес заходили? А в Волгограде в мае бывали? Летом Мурманск
– отдыхает! В нём один + - то, что холодно и раздеваться не надо, вот и
не съедят. А в Волгограде-Астрахани проклянёшь всё: и жрут, и одеться
как? Ночью + 28 – 35!
- Я не ксенофобка, но дальше Карелии я ни одного кавказца не встретила – и то приятно после Москвы и Сочи!
- Рыба дорогая, но свежая и очень вкусная. Самим ловить надо!
Красиво там, спокойно. И больше я туда на 7 дней не поеду! НА МЕСЯЦ!!! Так-то!
Больше фотографий в галерее!
Автор: Ленчик . Сохранены авторские стиль, лексика, грамматика и синтаксис. Источник: http://www.dodgeram.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99:Iz-Moskvi-na-kray-Rossii-Kol-skiy-poluostrov&catid=11:Stat-i-odnoklubnikov&Itemid=27
|