Самый смак дороги М-56
приходится на 250 километров перед Якутском. Если на всем своем
протяжении после Соловьевска она на «двойку», то здесь она оценивается
на твердый «кол». Я вспомнил, что с Качикатц, не доезжая Нижнего
Бестяха, можно уплыть на другую сторону Лены и доехать до Якутска по
асфальту, что мы и сделали.
Паром стоит 500 рублей и, похоже,
является неофициальным, так как кассы просто нет в природе и никаких
документов на уплаченные деньги не выдается. Позже мы называли в
разговорах переправу в Качикатцах «черными паромщиками», в отличие от
официальных паромщиков в Нижнем Бестяхе, у которых касса и чеки были.
Но стоит признать, что «черные паромщики» делают доброе дело, сокращая
проезжающим по М-56 сто жутких километров этой дороги, на которой по
причине ее высокого качества каждые 5-10 километров кто-то чинится или
меняет колесо и по сравнению с которой федералка «Амур» — просто
автобан.
Уже
ночью мы были в Якутске. Гостиницы в Якутске очень дорогие и вообще все
дорогое. Вписались в какой-то «Курбан-Байрам Хотел», заплатив 6 500
рублей, что является рекордом за все время поездки, и уснули. Утром
купили новый, уже медный, радиатор, засунули его под капот, долили
тосола и помыли за 800 рублей «буханку» внутри и снаружи на мойке,
чтобы избавиться от пыли, коей нас щедро попотчевала автомагистраль
«Лена». Пока меняли радиатор и мылись, наблюдали рытье канавы с помощью
знаменитого местного инструмента золотодобытчиков. Простецкий лом,
популярный в средней полосе, здесь не уважают.
Поехали
на паром. Простояли в очереди часа два, но провели время с пользой,
поели в расположенной на переправе кафешке. Паромы ходят без
расписания. Заезд на паром представляет собой шоу с демонстрацией всех
граней водительского мастерства, потому что, как только паром
причаливает и разгружается, очередь приходит в хаос и заезд идет в
стиле «кто наглей, того и тапки», все бибикают, орут в окна матом и
затирают друг друга, пытаясь протиснуться к аппарели. На пароме сразу
становятся видны предпочтения якутов в выборе автомобиля.
Кругом
одни «буханки», причем почему-то серые, другие цвета суперредкость.
Если в Москве или Питере скрыться от милиции на «буханке» невозможно,
по причине заметности ее в толпе «Порше» и «Мерседесов», то в Якутии
скрываться нужно строго на «батоне», лучше всего мышиного цвета.
«Буханку» тут предлагают даже в качестве приза в СМС-викторине по
телевизору. Если Ульяновский завод закроют или он перестанет выпускать
«бухлобусы», то на чем будет ездить Якутия неизвестно, другие машины
тут не уважают. Переправились в Нижний Бестях. Теперь мы на трассе
«Колыма», которая раньше начиналась от переправы через Алдан в Хандыге,
но недавно была реконструирована и переразмечена от Якутска до
Магадана. До темноты прошли около 150 километров. На 181 километре
трассы «Колыма» обнаружили подробный указатель с расстояниями до
Мегино-Алдана. В Ытык-Кюеле целых две бензоколонки, где есть 92-й
бензин.
К
ночи добрались до паромной переправы в Хандыгу. По сведениям ночевавших
на берегу КамАЗистов паром открывался в семь часов утра. Легли спать в
машине на берегу Алдана, поставив будильник. Утром проснулись, первый
паром, похоже, ушел досрочно, но через полчаса подошел второй. Паромы,
как у «черных паромщиков» в Качикатцах, —баржа с аппарелью и катер.
Переправа легковушки стоит 1 400 рублей, с пассажира, как всегда,
стольник. Погрузились последними и паром отошел. Течение Алдана
быстрое, навигатор показывает скорость 2-3 километра в час, еле ползем.
Всего переправа длится часа три с половиной. Съезжаем с парома и через
час мы в Хандыге. Прямо на въезде —магазин запчастей для УАЗов, там же
недалеко заправка с 92-м бензином, бензин стоит 28-30 рублей. Везде
советская символика, как будто СССР еще жив.
Гостиницы
в Хандыге существует две. Одна — деревянный новострой на шесть номеров,
как нам сказали, в ней селят иностранцев, ездящих на экскурсии по
ГУЛАГовским местам, а вторая — подъезд жилого дома, донельзя
заплеванный. Забиты обе, мест нет, но нам дали телефон мадам, посуточно
сдающей квартиру. За умеренную плату в нашем распоряжении оказалась
«трешка», чистая и даже с горячей водой и посудой, в двухэтажном доме.
Забросили вещи, сходили в магазин за картошкой, сварили, заправили
тушенкой, посмотрели по телевизору якутские новости и легли спать. С
утра двинулись на Кюбюме, или как ее тут называют «Куба». Проехали
развилку на Тополиное.
Дорога
до Тополиного круглогодична, а далее зимой готовят зимник, называемый
«Янским зимником». Начинаясь от Тополиного, через Усть-Куйгу, он
выходит в Тикси, протяженность его 1 780 километров. Кусок, отходящий с
Усть-Куйги на Депутатский, который был разморожен и брошен в 1995 году,
не пробивают. Зимник, по словам местных, без проблем проезжаем на
машине класса «Нива».
Далее уперлись в ремонт дороги, движение
закрыто с 7:30 до 17:30, пропускают по графику каждые 2,5 часа по
полчаса. Поднимают дорогу. Экскаватор нагребает грунт с обочин на
середину полотна. Попытались проехать за бутылку, но экскаваторщик
отказался и от бутылки, и от предложенных далее 200 рублей, сказав, что
работа для него святое, а выполнение плана — священный долг, а если он
будет отъезжать и всех пропускать за деньги, то план выполнен не будет.
Такие вот принципиальные люди трудятся в колымских ДРСУ.
За
время ожидания познакомились с двумя иностранными мотоциклистами,
покоряющими Колыму на мотоциклах марки «BMW». Первый из них — Вальтер,
парень лет тридцати пяти, австралиец, похоже, профессиональный
путешественник, спонсируемый баварцами, второй — англичанин, катается с
Вальтером на старости лет от скуки. Показали им «буханку», объяснили,
что выпускается она 50 лет без изменений и является «русиш милитари
машин». Иностранцы очень удивлялись конструкции и аскетизму внутри, что
ГУРа нет, кругом рессоры и в КПП всего четыре передачи. Так же они
сообщили очень интересную информацию, что в Якутию и летом можно
попасть минуя трассу М-56 с ее колдобинами, проехав через Жигалово,
проплыв с Усть-Кута на Мирный на барже за четыре дня, и далее, по
Вилюйской трассе, проехать в Якутск. Баржа стоит четыре тысячи рублей
за один метр длины автомобиля, но мотоциклы вместе с ними довезли
бесплатно, из уважения к ним.
Через два часа проезд открыли, и мы двинулись дальше. Начались прижимы.
«Ласточкино
гнездо», «Желтый прижим», «Черный прижим» и всякие мелкие, безымянные.
Прижимы вырублены в скале еще зековскими кирками и лопатами, пропасти
имеют глубину метров до тридцати. Через каждые сто-двести метров
устроены карманы, чтоб разъезжаться со встречными.
Проехали
метеостанцию «Восточная». На ней можно разжиться соляркой. Перевели
часы на час вперед, «Восточная» стоит на границе часовых поясов.
Проехали
еще километров 30 и свернули в бывший поселок французских киношников,
которые два года снимали здесь фильм «Волк», а теперь их поселок забрал
«Амурмост» с целью сделать в нем базу. Фильм, по слухам, должен
появиться в европейском прокате в сентябре 2009 года.
У
нас было поручение разыскать в нем одного мужика, оставленного
сторожем, и передать ему из Москвы презент — бутылку настойки. Каково
же было выражение лица этого товарища, когда он вышел на лай собак, и
произошел разговор: «Вы гражданин такой-то?», «Да, это я….. А что
случилось?!», «Тогда вам подарок — пузырь настойки из Москвы!». Похоже,
он подумал, что за ним пришли, чтобы забрать (а кто еще может
специально заехать в эту глушь?) а тут наоборот — бутылку дарят.
Доехали до Кюбюме.
Заправка
работает, есть 92-й по 32 рубля. Заправились. Снова встретили Вальтера.
Подобрали мужика, который сказал, что он рыбак и едет к сестре в
Усть-Неру, решили подвезти. Мужик в разговоре произвел странное
впечатление. Похоже, ни к какой сестре он не ехал, а являлся бродягой,
но чистеньким и не совсем потерявшим интеллигентность. На вопрос как
обстоят дела с горбушей, пошла она на нерест или нет, он ответил, что
наверно пошла, но не горбуша, а семга, и не в Магадане, а в Мурманске.
На все прочие вопросы он отвечал так же невпопад.
Пробили колесо,
единственный раз за всю поездку. Мужичок предложил помочь поменять, и
мы дали ему балонник. Ключ, похоже, он тоже держал в руках первый раз.
В общем, когда мы подъезжали к Усть-Нере, он попросил высадить его у
моста через Индигирку, а не в поселке. Мост через Б. Селерикан готов и
сдан, через Эльгу должна быть рабочая комиссия 22 июля 2009 года, по
мосту пропускают, но только когда не ведут работы, могут до вечера не
пускать. Проехали без проблем. Усть-Нера наполовину развалена, но жизнь
в ней еще теплится.
В
Усть-Нере есть бензоколонка с самой высокой в регионе ценой 92-го
бензина в 33 рубля за литр, шиномонтаж и два магазина с запчастями для
УАЗов. Зимой с Усть-Неры строят зимник, называемый «Колымским
зимником», который через Зырянку и Черский выходит на Чукотку, в
Билибино, по проезжаемости на легковушке сведений нет, но УРАЛы ходят.
Остановились в гостинице. Единственный бар со странным для этих мест
названием «Петушок» не работал. Притащили в номер чайник, плитку и
сделали тушенки с картошкой. Местная милиция, остановившая нас просто
поболтать, даже не проверила документы. Погуляли по поселку, и Аша
решил настроить интернет через GPRS.
Промучившись три часа, он
его запустил, но ping составлял 3,5 секунды с потерей 50% коротких
пакетов, длинные же вообще не проходили. Кабеля в Усть-Неру нет,
«Сахателеком» бросил все кабельные линии на правом берегу Лены и
наставил по селам и поселкам VSAT-терминалов. Как тут развиваются
нанотехнологии по указанию Кремля, не ясно, какие же технологии и
нацпроекты типа «Образования» с таким интернетом? А вот магаданская
часть кабельной линии до Мяунджи поддерживается в исправности.
Выспались
и поехали дальше. На выезде из поселка стоял и голосовал вчерашний
мужичок — «рыбак», видимо, у сестры в Усть-Нере он уже погостил и
теперь отправлялся к свояку троюродного племянника в Магадан. Брать не
стали, мы уже провезли его 200 километров, а теперь путь другие везут,
наша совесть чиста. Дорога хорошая, но некоторые мосты в ремонте, либо
аварийные, приходится объезжать вброд.
Дорожники
молодцы, «Колыма» содержится в образцовом для грейдера состоянии. Мы
все время сравнивали ее с «Леной» М-56 и удивлялись, вроде и
климатические условия одинаковые и регион один и тот же, но почему по
М-56 можно ехать только 30-40 км/ч да и то с опаской, а по «Колыме»
свободно едется 80-90 км/ч? На «Колыме» ямы и ухабы —редкость, а М-56
вся состоит из ям и ухабов. Речек и ручьев на «Колыме» больше, а
качество дороги выше?
Въехали в поселок Артык, за ним кончается
Республика Саха (Якутия) и начинается Магаданская область. Ничего
интересного, умирающий поселок, до сих пор живет при коммунизме.
В
Артыке пост с закрытым шлагбаумом, останавливаемся, и я иду на него с
документами. Все стены поста увешаны описаниями различных преступников,
ограбивших, убивших кого-нибудь или совершивших побег из мест
заключения. Доска не вмещает всех, поэтому свежие преступники висят на
доске, а полугодовой и более давности сшиты в толстый талмуд и висят на
веревочке. На посту сидят три якута без формы, но с пистолетами. Просят
не только документы на машину, но и паспорта — и водителя, и пассажира.
Проверили, попросили открыть кузов и осмотрели вещи, что везем. Ничего
подозрительного не обнаружили, денег не вымогали. Водителя бензовоза,
шедшего с Магадана, тоже досконально проверили, вплоть до сертификатов
на топливо и метрологии цистерны. Тоже ничего не нашли. Записали нас в
журнал, открыли шлагбаум, и мы проехали: бензовоз в Якутию, а мы из
Якутии. Вспомнили про подозрительного «рыбака», которого подвозили,
могли бы с ним вляпаться.
Заехали в Кадыкчан, распиаренный как колымская Припять.
Не
так давно, уже в новейшей истории России, город шахтеров, обслуживающий
угольный разрез и шахты, был разморожен и брошен. Среди зимы встала ТЭЦ
и люди в мороз -50 С остались без тепла. Несколько тысяч человек с
семьями вынуждены были эвакуироваться, бросив свои квартиры и
имущество. Где они нашли приют зимой в таком количестве, даже не
представляю. В некоторых квартирах остались печки-буржуйки, видимо, те,
кому некуда было идти, остались в замерзающем городе без воды, света и
канализации. На улицах полно брошенных машин, раздербаненных
мародерами, причем львиную долю составляют «Запорожцы». Учитывая то,
что печка у него на бензине и охлаждение воздушное, странный выбор
модели автомобиля для этих мест, видимо, «Запоры» распределяли
труженикам Колымы по остаточному принципу.
Зашли в бывшее помещение Дома связи, филиала Сусуманского узла.
Оборудование
АТС вывезено в организованном порядке, остальное просто брошено.
Валяются телеграфные аппараты, таксофоны, запчасти к телефонным
аппаратам, документация и даже самогонный аппарат в комнате
кабельщиков. Ознакомились с валяющимся на полу заявлением от начальника
местного УВД, который просил для устанавливаемого на отворотке в город
поста ГИБДД выделить телефонный номер с наложенной резолюцией
«Удовлетворить». Город потихоньку растаскивают. Работает организованная
мародерская бригада, имеющая даже мощный бульдозер, чтоб выковыривать
чермет из земли. Доехали до Сусумана.
Именно
здесь «чифирил за чайником с гражданином начальником» прибывший по
этапу герой песни Александра Яковлевича Розенбаума, причем начальник
этот «зону правильно держал, из пайки зековской не крал». Наверное,
потому преемники этого честного «гражданина начальника» и сейчас у
власти в Сусумане, Сусуман развален всего на 10%, а не как большинство
колымских поселков на 90%, хороший городок, даже видели одну
новостройку. В Сусумане действует автовокзал и при нем гостиница,
которую я могу назвать одной из лучших и дешевых гостиниц Колымской
трассы. Рекомендую. В кафешку не пошли, удовольствовались тушенкой с
картошкой, сваренной в номере. Переночевали и выдвинулись дальше к
Магадану.
Проехали Ягодное. Ягодное, как и Сусуман, выглядит
хорошо, у милиции стоит десяток УАЗиков, все покрашено, видели
несколько магазинов. Доехали до Дебина, проехали пост ГИБДД, который не
заинтересовался нами, и решили сгонять на Колымскую ГЭС и в Синегорье,
куда от основной трассы отходит тридцатикилометровая дорога. Река
Колыма в своем верхнем течении выглядит, как речка-переплюйка, которых
здесь сотни.
Мощность
ГЭС составляет 900 мВт, она дает 90% электроэнергии Магаданской
области. На фотографии водосброс, здание самой ГЭС слева от него, чтоб
его сфоткать нужно лезть на сопку, мы не полезли. Сейчас вовсю едет
строительство еще одной ГЭС — Усть-Средниканской.
Посмотрели,
пофоткались и поехали в Синегорье. Синегорье лежит на 90% в развалинах,
окна выбиты, дома покинуты. Единственное здание, которое содержится в
порядке, это «Колымаэнерго», управляющая Колымской и Усть-Среднеканской
ГЭС. Центральный магазин ужасен, цены — космос. Бутылка-полторашка
минеральной воды стоит 45 рублей, откуда тут у людей такие деньги?
Дороговизна на фоне разрухи ввергает в ступор. Заехали на центральную
площадь Синегорья.
Парадный вид площади выглядит так.
А оборотная сторона медали совсем другая — та же самая площадь, но снятая в другую сторону.
Дома
на фотографии заброшены, окна выбиты. Как можно загубить Синегорье при
наличии под боком практически халявной электроэнергии — загадка. Ведь
Колымская ГЭС работает, и на ней даже висит лозунг, что она
«Энергетическое сердце Колымы». Поехали в аэропорт Синегорья, который
раньше принимал рейсы с Магадана и даже с материка. Развален.
ВПП
в хорошем состоянии, бетонная, длиной 2 500 метров. Аэропорт действовал
с 1978 по 2000 год. Покатались на УАЗике по взлетно-посадочной полосе.
Достигли скорости в 98 км/ч, видимо, бензин не очень, вообще-то в
средней полосе России я без проблем разгонялся на нем до 110 км/ч.
Поехали
обратно в Дебин. По дороге попали в полосу лесного пожара, который
подошел к дороге, и с ним мужественно боролось десятка два бичеобразных
граждан и человек пять в непонятных мундирах. Боролись бичеобразные
преимущественно тем, что приминали подлесок попами и сжигали кислород,
непрерывно куря папиросы, а пять обмундированных товарищей ходили и
пшикали в пламя водой из заплечных бурдюков, но огонь от этого не
уменьшался. На что тратятся жуткие миллионы, выделяемые на охрану
лесов, понять не удалось. Доехали до Дебина, проскочили брошенное
Спорное, заправки в котором нет, хотя по карте значится, и двинулись на
Оротукан, в котором хотели заночевать. Оротукан развален на 80%.
Гостиницы
нет, и вообще непонятно чем там живут люди, кругом руины. На въезде
надпись на плакате: «Транзиту въезд в Оротукан запрещен». Ну и
правильно, незачем туда заезжать, время тратить. Кроме магазина, в
котором продается водка и крупа с макаронами, ничего в нем нет. Купили
в этом магазине по булке с маком. На выезде из Оротукана бензоколонка,
92-й есть, цена 28 рублей, заправились и поехали дальше. Мякит брошен,
колонки нет. Атка брошена на 95%, есть колонка с 92-м и кафешка,
перекусили.
От Атки до Магадана начинается асфальт. Проехали
поселок Сокол, в котором находится аэропорт и есть две гостиницы. У
развилки на Олу нас остановило ГИБДД на предмет поиска в машине икры и
рыбы, которые обнаружены не были, и «Встает на пути Магадан, столица
колымского края», в 2009 отмечающий свое 70-летие.
Заглянули
на смотровую площадку у монумента «Маска скорби». По слухам внутри
«Маски» скульптор Эрнст Неизвестный расположил две комнаты, в одной из
которых воспроизведен интерьер тюремной камеры, чтоб каждый посетитель
мог зайти и почувствовать себя в роли з/к. Но, видимо, народ начал там
хулиганить, пить и блудить, и комнаты эти закрыли стальными дверями с
пудовыми замками. Почувствовать себя заключенными у нас не получилось,
ограничились внешним осмотром.
Сфотографировали
панораму Магадана. В правой части видно Нагаевскую бухту, от ворот
порта которой и отсчитываются километры Колымской трассы. Трасса
проходит через город, сначала превращаясь в проспект Ленина, а потом в
улицу Портовую и приходит к торговому порту. На другой стороне
Нагаевской бухты есть еще рыбный порт.
Из
Магадана Аша отбыл самолетом в Москву, мне же предстояло плыть с
машиной во Владивосток, чтобы закончить работу, отправить лабораторию
домой по «железке» и улететь самому. Обнаружилась проблема,
заключающаяся в том, что капитанам сухогрузов запрещено брать
пассажиров, мне же необходимо было сопровождать груз. Вскоре
выяснилось, что дня через два в порт должен зайти контейнеровоз с
громким именем «Аврора», капитан которого пассажиров вроде берет.
Дождался «Авроры».
Весь
следующий день, посетив офис судовых агентов, я носился по порту,
оформлял бумаги, включая таможенные, так как в Магадане действует режим
особой экономической зоны. К трем часам дня все было готово, я заехал в
порт на «батоне» и встал на погрузку. Старпом «Авроры» и докеры решили
спредером закинуть «батон» на палубу свободную от контейнеров, что и
было проделано.
Вписался
на судно, поселили меня в лазарете, судно не круизное и кают для
пассажиров не предусмотрено. К вечеру отплыли. В кают-компании висела
занятная книжица «Руководство по оставлению судна», с которой я
немедленно ознакомился. Очень познавательно, особенно раздел о том, что
делать с умершими в спасательных шлюпках, и как правильно предавать их
тела морю. На судне везде висит надпись, что запрещено не просто пить,
но и даже проносить спиртные напитки на борт и всякий, у кого обнаружат
спиртное, будет немедленно списан.
Команда небольшая: капитан,
старший помощник, два вахтенных помощника капитана, старший механик,
два просто механика, моторист, электромеханик, боцман, три матроса
(студенты мореходки — практиканты) и кок. Судно немецкое 1978 года
постройки, почти полностью автоматизировано. Через четверо суток
плавания встали на рейд Преображенки в 200 километрах от Владивостока,
так как во Владике были заняты причалы. Отстоялись часов 12 и еще через
полсуток пришли на рейд Владика. На рейде стояли еще три дня.
От
безделья, найдя книжный шкаф на третьей палубе, который именовался
«библиотекой теплохода», я освежил в памяти множество романов с морским
уклоном типа «Одиссея капитана Блада», «Крейсера» и остальные. Наконец
подошли. Из Владивостока отправка автомобилей налажена неплохо, я без
труда нашел вариант отправки в ракетовозе (ЦМГВ) за 32 000 рублей,
оставил аванс и в этот же день еще за 16 тысяч купил билет на самолет,
рейс был только через четыре дня. Рейсы, которые вылетали раньше, были
дороже и стоили до 52 000 рублей.
Четыре дня я болтался по
Владивостоку и окрестностям. Посетил памятники революции 1917 года,
рынки запчастей и еще множество мест торговли и отдыха. Не обошел
вниманием и знаменитый «Зеленый угол», проведя там полдня. «Зеленка»
огромна, слухи о ее смерти после введения путинских пошлин сильно
преувеличены. Тысячи машин из Японии, как с пробегом по РФ, так и
беспробежных, на любой кошелек, представлены на стоянках рынка.
Владивосток запасся «прулями» минимум на двадцать лет вперед.
Пересадить
Приморье на «КАЛины» будет ОЧЕНЬ непросто, если Владимир Владимирович,
вмести с Дмитрием Анатольевичем будут продолжать гнуть эту линию. В
Приморье выросло целое поколение людей, которое училось ездить на
«пруле», сдавало на права на «пруле» и потом купило себе «пруль», видя
левый руль вообще и «КАЛины» в частности только по телевизору. Когда я
ходил по рынкам запчастей и пытался ради смеха купить рассеиватель
поворотника на УАЗик, народ тихо офигевал. На рынке на Военном шоссе я
все же нашел одну палатку, где торговали запчастями на УАЗ и одну с
запчастями на «Лады», но ассортимент этих «гадких утят» был скуден.
Даже
если на Дальний Восток приедут эшелоны с «Калинами», поддерживать их на
ходу будет невозможно, тут нет ни литературы по ним, ни деталей, ни
сервиса для таких машин, а вот «японцев» чинят на любом углу.
Ассортимент запчастей на «японцев» на рынках и в магазинчиках очень
велик, цены московские, близость Японии никак не сказалась на них в
меньшую сторону, а выбор инструмента и оснастки даже меньше, чем в
Москве.
Прогуливаясь, зашел на Корабельную набережную, где
находится штаб Тихоокеанского флота и «Аллея дружбы» флотов Мира. Все
деревья посажены примерно в одно время, 93-96 годы. Самое дохлое
дерево, в центре, это дерево дружбы России и США. Почему оно не растет
— непонятно, то ли плохо поливают, то ли больное, но факт налицо.
Решил
купить книжку, чтоб не скучать в самолете. Обошел три книжных магазина
и был очень удивлен, что в каждом из них имеется отдельная полка для
книг о персонаже, имя которого в Приморье не очень популярно. Видимо,
такие полки призваны исправить ситуацию и вызвать любовь народа,
который пока этой любви совершенно не питает, особенно из-за последних
происшествий с пошлинами на ввоз иномарок и митингами, которые эти
пошлины спровоцировали.
Купил книжку. Поехал сфотографировался у места, с фотографии которого рассказы о перегоне на Drom.ru обычно начинаются, а не заканчиваются.
Назавтра сдал УАЗик и отбыл в аэропорт, который находится в Артеме. Через девять часов полета я был в Москве. Ура, я дома.
Желающие отписать нам могут сделать это на rl3au (псина) mail.ru и asha77 (псина) gmail.com
Ник на форуме: Автоматчик.
Примечание от Drom.ru: советуем также прочитать другой рассказ этого автора — «Брошенный меч империи, или записки потенциального шпиона» про путешествие по Казахстану.
Источник: http://info.drom.ru/adventures/peregon/12857/ |