Пишу по свежим впечатлениям. Мой приятель предложил мне составить ему
компанию в поездке на север. Он хочет заказать себе сруб. Вот мы и
поехали посмотреть, что к чему, прицениться и т.д.
Предложили бы мне «махнуть» куда-нибудь к югу, к морю – я бы,
наверное, отказался. Почему? Не знаю… Люблю я север, его неброскую на
первый взгляд природу. Но она так западает в душу, что весь год живешь
воспоминаниями и ждешь, ждешь следующей возможности, чтобы опять поехать
сюда, на север!
Выезд из Москвы 1-го мая, когда впереди пять выходных – лучше не
вспоминать. Кошмар! Все прут (да простят меня автолюбители за грубое
слово: я не против них, просто как вспомню тот затор на Ярославке – так
…) на дачи, на садовые участки. То в одном ряду (в который ты только что
перестроился), то в другом - легкая авария или машина с поднятым
капотом. Лавируя из ряда в ряд, матерясь про себя, ползем вперед. Мытищи
вроде проползли, миновали пост ДПС, где «гибддедешники» спокойно и
невозмутимо занимались проверкой документов, по одному им известному
принципу выхватывая машины из потока и тем еще более замедляя его
течение, но легче не стало. В общем, час, а то и полтора, прошло прежде,
чем мы смогли включить четвертую передачу.
Кстати, о нашей машине. Мы могли поехать или на АУДИ-100, или на
УАЗике. Совсем, согласитесь, разные машины. Мы сделали выбор в пользу
свободы.
Да, именно УАЗ дарит это чувство свободы, когда ты, выпрыгнув на
землю с шестигранником в руках, крутишь муфты подключения передних
колес, косишься на болотину впереди, куда тебе предстоит вот-вот
направить свою машину, и легкая дрожь в ногах, и волнение, и…
уверенность, что ты проедешь, прорвешься вперед, куда легковушкам путь
заказан. Свобода! Еду, куда хочу! Ну, почти…
Переславль-Залесский лучше миновать через город, а не по
объездной. Так будет намного короче, да, пожалуй, и быстрее.
Мне всегда интересно проехать по улицам незнакомого города,
посмотреть на дома, на прохожих – вообще на здешнюю жизнь. Пусть в этот
раз знакомство с городом будет из окна машины, но, познакомившись с ним
вот так – мельком, быть может, захочется приехать сюда как-нибудь еще.
Сколько же таких городов, через которые я проезжал, не задерживаясь в
них надолго, и в которые все собираюсь поехать специально!
Ярославль – 250 км от столицы. Пожалуй, и не так, чтоб слишком
далеко, но нам кажется, что так называемая «точка невозвращения»
пройдена! Несмотря ни на что, будем ехать только вперед!
Первую ночевку устраиваем не доезжая Вологды. На 434 км от Москвы
(по столбам) трасса пересекает речку Комела. Лесистые, не слишком
населенные берега внушают нам надежду, что поиск места ночлега
увенчается успехом. В принципе, еще не поздно и можно проехать дальше
вперед, но исходя из моего опыта, стоянки на севере не всегда легко
найти. Дороги тянутся порой на десятки километров через довольно
заболоченные или просто низменные места, и съезды в сторону встречаются
редко. А если и встречаются, то зачастую они тяжело проходимы, особенно,
если вы на легковой машине. Последнее обстоятельство, правда, к нам не
относится, но все равно решаем вставать. Пересекаем речку,
разворачиваемся, чуть-чуть возвращаемся назад до перекрестка, где
сворачиваем направо на д. Санниково. (Если ехать из Москвы, то,
естественно, это будет левый поворот. Прямо у перекрестка километровый
столб: 433.) Проезжаем по второстепенной асфальтированной дорожке до д.
Троицкое и в самом ее начале уходим направо в поля. Сейчас, в мае, они
свеже вспаханы; полевых дорог, накатанных прошлым летом, нет. Нас ведет
одинокий уазовский след: не иначе как кто-то проезжал на рыбалку. И
точно – вскоре выезжаем на крутой высокий берег. Вода с белыми
пузырьками пены на стремнине несется сквозь ветки деревьев где-то далеко
внизу. Очень живописно кругом, но палатку ставить просто негде.
Расходимся в разные от машины стороны в поисках более удачного места для
лагеря. И оно находится совсем недалеко. Прямо по краю пашни спускаемся
к лугу у реки. Рядом на крутом берегу много сухих елок: с костром
проблем не будет. Один из нас, не спеша, достает из машины вещи,
разбрасывает на траве палатку, другой – упражняется с купленным вчера
спиннингом.
Солнце медленно опускается за далекие кроны елей, уже
потрескивает костер, кипит вода в котелке, на душе весело и легко
оттого, что все еще только начинается, весь поход впереди!
Место нашей ночевки я могу порекомендовать тем, кто отправляется
по Архангельской трассе. Есть только одно существенное «но». На легковой
машине проехать к нему можно лишь в сухие летние дни. Ни по весне, ни
по осени, ни даже летом после дождя туда не пробраться без полного
привода. (Тут можно перечитать отступление первое.)
На следующий день мы решаем не возвращаться назад на трассу и
остаток пути до Вологды проехать местными дорогами. Они повели нас через
деревни и садовые участки. На вторых во всю копошились дачники. А в
деревнях – мы заезжали почти во все, если только видели с дороги новые
срубы – текла своя жизнь. Кто-то возился с домом, кто-то грузил навоз на
деревянную тачку с подкашивающимся колесом, кто-то просто сидел на
лавке, курил, и по всему его виду можно было понять, что ему нелегко
после вчерашнего первомайского застолья.
Вот и Вологда.
(Знакомясь с отчетами (рассказами) о поездках, я нередко жалею и
недоумеваю, почему не сказано вовсе, или сказано мало, о том, или ином
замечательном городе. И вот сам я ничего не пишу ни об одном из этих
прекрасных городов: Переславле, Ярославле, Вологде. Все оттого, что наша
цель дальше. Мы не задерживались в этих городах, так к чему же
задерживаться в них теперь, когда я пишу эти строки? Пишу о том, что
было, что запомнилось. А напичкать рассказ информацией из книг и
путеводителей – не велика премудрость. Каждый Город достоин отдельной
поездки, и, даст Бог, мы их совершим, и вот тогда я напишу об этих
городах, о других ли… Но по-своему, а не списывая из книг. Лишь
подсматривая чуть-чуть…)
Вологда. Небольшой пароходик шустро скрывается за поворотом реки.
Кто плывет на нем? Куда? На той стороне белая нарядная церковь. Вдоль
реки гуляют горожане. Настроение у всех праздничное: сегодня 2 мая,
разгар выходных. У нас тоже прекрасное настроение: еще только второй
день нашего путешествия, а дом уже далеко, позабыты столичные дела,
вокруг нас течет иная жизнь. Вон рыбак замер с удочкой на берегу,
прокатил-проскрипел мимо велосипедист, две дворовые собаки возятся на
откосе у реки. Как поется в одной песне: «Вот и все приключенье. Если
вспомнить – чего там? Пароходик прошлепал, волнишка прошла…» Но я
почему-то почти физически - мурашки по спине - ощущаю: вот она – Жизнь!
Вначале мы собирались ехать смотреть срубы аж в Архангельскую
область. Но уже в Вологодской нам стали во всю попадаться
свежесрубленные срубы. (Вероятно, слог несовершенен. Простите.) Но
праздничные дни, никого нет. Все отдыхают. Все же нам удается приобрести
некую информацию по интересующему нас вопросу. Мне кажется, что она
выходит за рамки данного повествования, и я не стану акцентировать на
ней внимание. Мы проезжали через деревни, смотрели срубы, трогали
нагретые солнцем желто-коричневые бревна, сочящиеся смолой, беседовали
с мужиками. В Архангельскую область мы решили не ехать. А посему у нас
неожиданно появилось много свободного времени. Хорошо, когда можно
ехать, не спеша, останавливаться, где захочешь, заезжать в разные места,
рано вставать на ночевки. И у нас возникла мысль проехать к Кубенскому
озеру – так в чем же дело?! Едем!
Отмахав за Вологду еще около полусотни километров, сворачиваем на
город Сокол. Еще до поворота ненадолго заезжаем к заброшенной церкви,
затерянной среди полей. Мы увидели ее с трассы и решили свернуть.
Большая церковь. Рядом кладбище. Поблизости не видно деревень, но на
могилах свежие цветы – мы путешествуем накануне Святой Пасхи. Сама
церковь совершенно разорена. Ее еще можно восстановить. Сколько таких
храмов по России?!
Городок Сокол произвел очень мрачное впечатление. Однообразные
трех-, пятиэтажные дома то грязно-белого, то буро-красного цветов – и
больше, по-моему, ничего. На подъезде коптит какой-то промышленный
комбинат, ржавые рельсы несколько раз пересекают дорогу. Бараки вдоль
подъездных путей. И даже река Сухона, имя которой так всегда манило (и
манит) меня, какая-то заболоченная. Низменные берега, серые дощатые
мостки притоплены майской водой.
Основная дорога идет на Харовск, но нас влечет глушь, и мы берем
левее, в сторону поселка Устье. Неширокая, но вполне приличного качества
асфальтированная дорога тянется через леса. За окном мелькают
изумительные места: сосны, мох, песок. Довольно часто встречаются съезды
– и так и хочется свернуть и поехать по одной из лесных песчаных дорог.
Куда приведет она? Но нам нетерпится сначала доехать до пос. Устье,
посмотреть, что там, а потом уже «полазить» здесь.
Даже глядя на карту, Кубенское озеро не внушает особых надежд в
плане мест для отдыха или ночевки. Со всех сторон берег сильно
заболочен. Со стороны шоссе, идущего на Кириллов, к озеру в сухую
погоду можно проехать, но ничего интересного там нет. Низкий берег,
заросший камышом; мелко, на дне - тина. С этой стороны к Кубенскому
озеру мы подъездов вообще не увидели. Озеро иногда было видно с шоссе: в
его направлении местность понижалась, и за далекими-далекими елями
временами, кажется, проблескивала водная гладь.
Дорога поднимается на мост, и мы пересекаем полноводную Кубену.
Ширина реки – метров 100, а может и более. В мае воды, наверное, гораздо
больше, чем летом, но все равно я не ожидал увидеть такую ширь. Плавно
извивающаяся лента реки как-то свободно и легко выходила из лесов,
распрямлялась, расширялась и, разбросав то там, то тут многочисленные
островки, переходила, перетекала в озеро Кубенское.
Название поселка Устье само говорит о расположении последнего.
Поселок большой: есть магазины, АЗС. В центре стоит небольшая каменная
часовенка. Об истории ее я ничего не знаю. Улица, идущая от площади с
часовней, со старинными торговыми рядами и, кажется, двухэтажными
домами, принадлежавшими когда-то богатым жителям, а теперь пребывающими в
некотором запустении, выходит к озеру. На берегу среди старых
разлапистых ив лежит большой-большой камень. Окружают его четыре
столбика, между которыми натянута цепь. Подойдя ближе, на камне я увидал
блестящую табличку. Текст, выполненный под старину, гласил, что камень
сей положен здесь в ознаменование 450-летия посещения Иваном Грозным
села Устье во время его поездки по северным монастырям. Трудно
представить, какой была тут жизнь почти пять веков назад!
На противоположной стороне залива на высоком холме стоит большая
церковь. Позже мы подъедем к ней, приняв ее с нашего берега за один из
монастырей, в который и ездил Иван Грозный. Но она окажется обычной
сельской церковью села Чирково. Носящая имя Святителя Афанасия она была
построена в 1839 году, и с тех пор почти все время была действующей.
Идут в церкви службы и сейчас. Накануне Святой Пасхи территория вокруг
храма была чисто прибрана, а в самом храме вдоль всех стен, на
подоконниках было расставлено множество икон. Я не знаю: быть может, по
случаю праздника в церковь положено приносить иконы со всего села, или
же храм настолько богат?
От церкви, с холма открывается замечательный вид на залив со
снующими по нему моторками, поселок Устье на другой стороне, на
Кубенское озеро.
В Устье асфальтовая дорога не кончается. Мы проехали еще
километров 50: нам хотелось посмотреть, что собой представляет речка с
красивым звучным названием Уфтюга. Река эта тоже впадает в Кубенское
озеро, но в его северной части. Итак, движемся все дальше на север, хотя
и понимаем, что скоро придется поворачивать назад. Места гораздо хуже,
чем были до Устья. Лес исчез. Вдоль дороги потянулись поля - одни
возделываемые, другие нет, - меж которыми время от времени попадались
перелески сырых (сирых) осин. Но может быть дальше будет лучше?
В районе с. Богородское сворачиваем налево и выезжаем к мосту
через заветную Уфтюгу. Да… Наши надежды не оправдались. Не сказать, чтоб
кругом было уж совсем голо. Лиственный лес есть, а вон там вроде и
вовсе неплохое место на берегу, даже видны высокие сосны, но поселок -
рядом. Дома долго тянутся вдоль реки. Мы проехали километр-другой, но
так ничего хорошего и не нашли. Проселок привел нас к какому-то участку
со строящимся домом и оборвался. В принципе, покатавшись вдоль берега,
тут, быть может, и можно найти стоянку, но все равно места не идут ни в
какое сравнение с теми, что мы проезжали час назад. И мы решаем
вернуться обратно.
Все! Достигли самой дальней от дома точки, самой северной.
Путешествие пошло развиваться в обратном направлении, и от этого нам
немного грустно. Теперь с каждым пройденным километром мы будем все
ближе к дому, ближе… Ничего не поделаешь – такова судьба всех
путешествий.
Проехав Устье, попрощавшись с Кубеной, мы наконец-то сворачиваем
на одну из тех песчаных дорог, уходящих вглубь соснового леса, которые
мы приметили, проезжая здесь уже сегодня. Дорога сильно ветвится, то и
дело выскакиваем на развилки и наугад выбираем направление. Иногда
приходится возвращаться, потому что выбранный ус приводит в заброшенный
карьер, пропадает в болоте или просто кончается ничем. Петляя по лесу,
потеряв всякую ориентировку, выезжаем к какой-то неизвестной маленькой
речушке. Сейчас она сильно разлита. Дорога спускается прямо в воду, и
поначалу я даже думал рвануть вброд. Но вовремя пришла на ум известная
поговорка. Натянув болотные сапоги, я прошел чуть-чуть вперед, и очень
скоро выяснилось, что дорога наша ведет только к этому лугу на берегу.
Наверное, летом сюда приезжают косить траву. Но сейчас все залито водой,
в самой речке течение быстрое, дна не видно. Глинистые берега почти
вертикально уходят под воду.
На следующий день я встал пораньше, чтобы побродить по
окрестностям. Неподвижная вода на лугу блестела, как зеркало. На
противоположной стороне реки слабо качались под легким ветром метелки
высохших камышей. Еще дальше темнел лес, и оттого, что он был в тени, он
казался каким-то диким и непроходимым. Утреннюю тишину нарушали неясное
шлепанье весел где-то в стороне, за грядой высоких речных трав, да
приглушенные голоса. Наверное, это охотники, высматривали уток. Но ни
одного выстрела не было. Потом все смолкло. Долго стоял я на берегу,
старался все получше рассмотреть и запомнить. Северный Край! Когда вновь
свижусь с Тобой!? Скоро проснется мой приятель, застучит топором,
подготавливая костер. Мы свернем лагерь: опять у нас Дорога впереди. Но
этот утренний вид я запомню. Как на фотопленке, он отпечатается в моей
памяти. Ляжет рядом с другими воспоминаниями о Северном Крае. Он не
первый, но и не последний! Я вновь вернусь к тебе, Северный Край!
(Послесловие. Вот такое у нас получилось путешествие. Мы никуда
не спешили, осматривали незнакомые места, наслаждались общением с
природой. Быть может, и вам, прочитавшим этот небольшой рассказ,
захотелось в Северный Край? Милости просим. С радостью познакомимся со
своими единомышленниками. Пишите! /andreif@mail.ru/
Мы очень надеемся, что наше следующее свидание с Северным Краем
случится уже скоро - где-нибудь в июле-августе.)
С надеждой на пополнение в нашей команде,
Фаробин Андрей.
Источник: http://www.thetraveller.ru/rus/travels/collection/srub.html |