Давненько мне хотелось
чего-нибудь уж такого, экстремального. И когда в одной из поездок в
Северо-Западный округ России всплыло слово «Валаам», я не сомневался ни
минуты – поеду! Это была чистой воды авантюра – рискованное,
сомнительное предприятие, рассчитанное на случайный успех.
Жена была отправлена поездом в Москву, а я принялся готовиться к
рискованной авантюре. В принципе, для успеха требовалось только, чтобы
Ладога оказалась достаточно промерзшей и позволила доехать до острова
Валаам без проблем. За машину я особо не беспокоился, SsangYong Rexton II
давно проверен в боях и зарекомендовал себя как удобный, комфортный
внедорожник на все случаи жизни. Тем более что вторая версия этих машин
недавно получила обновленный дизельный двигатель 2,7 XVT, пришедший на
смену VGT (165 л. с.). Что не принято официально афишировать, но с
восторгом передают друг другу все владельцы Rexton – да, это разработка
Mercedes. Как и пятиступенчатая автоматическая трансмиссия – тоже
немецких рук дело. В итоге турбированный мотор 2,7XDi теперь развивает
мощность 186 л. с. с 402 Нм крутящего момента в максимуме. Трансмиссия
T-Tronic снабжена функцией ручного переключения передач Thumbs Up, также
в наличии имеются подрулевые лепестки переключения скоростей.
Первые проблемы
начались уже на выезде из Питера – гаишники напрочь отсоветовали ехать
по Приозерскому шоссе. Сказали, что дороги там нет никакой. Пришлось
делать крюк – сначала по Выборгскому шоссе, а потом уже уходить вправо,
на Карелию. Отправной точкой старта на Валаам была выбрана Сортавала. В
случае чего оттуда можно добраться на Валаам и другими способами, а из
Приозерска только летом и только по воде – расстояние больше. Но
Приозерск проехать все-таки пришлось. Ранней весной, вечером, этот
районный центр напоминал маленькую деревню, утонувшую в снегу. И даже
как-то не верилось, что он находится на берегу одного из самых больших
озер России – Ладожского – и является городом в прямом смысле этого
слова. Зимняя сонная деревня. Пусть спят, а я дальше, на Сортавалу.
Давно не встречал в России такой жуткой дороги – «стиральной доски» с
необозначенными крутыми поворотами и спусками. Представьте себе:
кажется, что у вас на маршруте ровный подъем, вы разгоняетесь до 90
км/ч, благо, машина позволяет держать такую скорость на грунтовке,
вылетаете на небольшой с виду пригорок, а там… А там – резкий уклон
градусов в 20, причем в повороте. Пару раз сердце замирало, и от земли
отрывались все четыре колеса. Жуткие ощущения, как там люди вообще
ездят? Зато теперь понимаю, почему в Карелии устраиваются международные
этапы чемпионата мира по ралли. Более-менее спокойно чувствовать себя
мне позволяла система комплексной курсовой устойчивости ESP SsangYong
Rexton II, включающая в себя ABS и APR, систему предотвращения
опрокидывания автомобиля, а также систему экстренного торможения BAS.
Специально несколько раз прогнал машину по горкам, чтобы посмотреть, как
спокойно и уверенно Rexton тащит свои 2760 кг по сопкам вокруг Ладоги.
В Сортавалу приехал
ранним утром. Немного подремал на берегу Ладоги, в городском порту,
возле станции МЧС, а потом отправился к спасателям с вопросами. И вот
тут возникла вторая проблема: «эмчээсовцы» категорически запретили мне
ехать прямиком через Ладогу – слишком опасно. Впрочем, от спасателей я
другого и не ожидал. Кто ж отпустит самонадеянного журналиста в одиночку
черт знает куда? Хотя черта тут упоминать не следует. На острове,
который и был конечной точкой путешествия, расположена одна из старейших
обителей земли русской – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
Пошел искать местных землепроходцев, потому что твердо знал, что дорога
по льду через Ладогу есть! Но и тут меня ждало разочарование: местные
тоже не поддержали авантюру. Они с одобрением осматривали Rexton, но с
сожалением качали головой: зима была слишком мягкой, на озере появились,
как минимум, три тороса, слишком велик риск угодить в полынью. К тому
же машина может застрять по льду в рыхлом снегу, который шапкой
покрывает замерзшую поверхность озера. «Да, наши до Валаама бегают, но
это в хорошую погоду, – подразумевая длительные морозы не ниже 20
градусов, – да и то, на УАЗики одевают специальные большие колеса и
обматывают их цепями». Это чтобы, если провалишься, удержаться на
поверхности льда.
Не встретив понимания
своему авантюрному запалу, решил рискнуть в одиночку. Недалеко от
Сортавалы есть городской пляж «Солнечный», место летнего купания и
зимней рыбной ловли. Через лес проломился на берег и там увидел пустоту.
Ни одной машины на льду не стояло, несмотря на выходной день, не было и
сидящих рыбаков. Преодолевая страх, все-таки спустился на поверхность
Ладожского озера. Говорят, здесь толщина льда достигает 20-25 см, это
сможет выдержать даже грузовик. И все равно страшно. Когда ты
оказываешься один посреди белоснежной равнины и при этом понимаешь, что
под тобой не земля-матушка, а коварная гладь огромного озера, рядом
никого, ты один посреди белой пустыни – это страшно. Прислушиваешься к
малейшему скрипу, любому шороху, пытаясь понять, не треснул ли лед. Да и
машина буксует – на поверхности Ладоги движение оказалось очень
затруднено, несмотря на отличную шипованную зимнюю резину. Возникли
проблемы с пробуксовкой на глубоких снежных участках, не спасало ни
отключение ESP, ни функция «зимний режим», ни постоянный полный привод.
Пару раз думалось: все, останусь тут стоять на приколе. Но помогали
смекалка и лопата – выбирался. Это еще раз доказывает, что по льду можно
ездить только на цепях. Но я не сдался.
На остров Валаам ездит
масса паломников в любое время года. Зимой основной транспорт – судно на
воздушной подушке, которое отходит пару раз в день. Есть еще монашеский
катер, но пастыри как-то неохотно подбирают страждущих попасть в
обитель. Места на рейсовом катере расписаны на несколько дней вперед, он
может взять на борт не более 12 человек, так что пришлось долго
упрашивать просоленного капитана судна «Любава», чтоб он взял меня на
остров. В итоге поездка обошлась «по прайсу» в 1000 рублей туда и
обратно. Когда оказались посередине заледенелой Ладоги, я понял, от
какой глупой затеи справедливо отказался. Посреди зимнего озера гуляет
поземка, видимость почти нулевая, полностью отсутствуют ориентиры, вас
окружает лишь белесая стена взвешенного снега. До Валаама – 22 км по
льду, велика опасность заблудиться. Капитан пользовался GPS-навигатором и
какими-то только ему понятными вешками, обходя торосы. Толщина льда тут
достигает 10 см, этого вполне хватит выдержать машину, но большие и
широкие трещины делают колесный проезд невозможным.
На подъезде к острову тучи снега разошлись, и я увидел во всем
великолепии Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный на
островах архипелага. Отдельные скиты расположены на совсем маленьких
участках суши, их основывали монахи, которые хотели побыть в
одиночестве. Первое документальное упоминание об обители относится к
X–XI векам, когда в летописи жития Авраамия Ростовского содержится
упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также ряд
летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с
Валаама в Новгород в 1163 году. Есть и другая история, по которой Валаам
возник во времена распространения христианства. Тогда апостол Андрей
Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и
Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и
установил на «горах Валаамских» каменный крест. На официальном же сайте
Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Кирилл говорит об основании
обители в XIV веке н. э. Кстати, крест на скалах стоит до сих пор.
Правда, не каменный, а новый, деревянный.
На архипелаге есть
пара гостиниц, но официальная от монастыря выключает электричество в
20:00, дальше можно сидеть только со свечкой. Постояльцы и богомольцы
питаются в общей монастырской трапезной чем бог послал. Конечно, на
Валааме остро стоит вопрос снабжения с материка, летом грузы
доставляются на паромах и катерах (кстати, автомобили монастырской
братии почти сплошь внедорожники), а зимой – редкой оказией. На
территории острова есть светская власть, и, как я понял из разговоров,
иногда она конфликтует с церковной. Может, именно поэтому в монастыре
так не любят праздношатающихся журналистов, и пресс-секретарь епископа
сильно отговаривал меня от поездки на остров?
Но побывать на Валааме стоит. Посмотреть на красоты Ладоги и
архипелага, полюбоваться древним монастырем, своими глазами увидеть быт
одной из старейших российских церковных обителей, благо, там все на
виду. Кстати, зимой на остров приезжает довольно много любителей
подледной рыбалки, и улов тут очень хороший. Вдоволь находившись по
крепкому ладожскому льду и осмотрев местные достопримечательности, на
следующие сутки вернулся в Сортавалу, к своему верному SsangYong Rexton
II, который с виноватым видом ждал меня на льду городского порта, около
вмерзшего в причал корабля.
Дизель завелся без проблем после стояния на морозе, мы выкарабкались
на твердый берег и рванули в Москву. Но мы сюда еще обязательно
вернемся. Для меня теперь дело чести доехать по льду через Ладогу на
Валаам на автомобиле.
Источник: http://avto.ru/review/post_16404.html |