Европейские горы
привлекают наших лыжников ровными склонами, хорошей инфраструктурой и
обслуживанием. Но через некоторое время для людей, которые ищут
адреналина, там становится откровенно скучно, и наши соотечественники
возвращаются на Кавказ.
Несмотря на большой выбор искусственных трасс в СНГ, горы Кавказского
хребта остаются лыжной Меккой для многих россиян и иностранцев.
Новогодние праздники тут превращаются в шумную разношерстную тусовку
людей, которых объединяет страсть к адреналину, экзотике и скоростному
спуску. Если сравнивать трассы на Эльбрусе и Домбае с тем же Куршевелем,
то разница как между проселком под Урюпинском и скоростным автобаном
под Мюнхеном. Но именно проселочная дорога собирает на Новый год людей
со всего мира, которые хотят испытать свое мастерство не на ухоженных
беговых дорожках, а на заснеженных крутых склонах, где можно полностью
насладиться фрирайдом и свободным полетом фантазии.
Для этой поездки
был выбран автомобиль Honda CR-V со спортивным обвесом от «домашнего»
тюнинг-ателье японцев – Mugen. С таким обвесом эта машина, пользующаяся в
России большой популярностью, становится более брутальной и вызывающей,
и уже язык не поворачивается назвать ее «женской игрушкой», как,
например, Toyota RAV4, к которой прочно прилепилось это название. Первая
точка нашего пути была в 3000 км, в Дагестане, в лагере экстремального
туризма «Чиндерчеро». Такое расстояние, пройденное «за раз», позволяет
реально определить уровень комфорта салона, иначе все эти слова об
удобных, мягких креслах, отличной боковой поддержке, хорошем наборе
регулировок так и остаются словами. А когда проводишь в машине
более полутора суток, тогда понимаешь, что все хорошие эпитеты были
сказаны не зря. В спортивных креслах Honda CR-V Mugen даже спалось
удобно! Салонное пространство очень эргономично, я моментально решил для
себя проблему с вечно летающей по кабине пачкой сигарет и зажигалкой –
им нашелся отличный прорезиненый отсек слева от руля. И еще один рядом в
запасе, там валялся мобильник.
От Питера до Москвы нас гнала холодная погода, до -21 мороза, в полях
Тамбовской области стало теплее, и почти совсем лето образовалось в
степях Волгоградской области и Калмыкии: +5 +10, очень хорошая
температура для зимы. Машина ровно держала трассу, немного, правда,
подвиливая в длинных скривленных дугах: не получалось чуть повернуть
руль и спокойно проходить их на скорости, через некоторое время
приходилось подруливать, дабы задние колеса не скользнули наружу
поворота. Уже привычные блок-посты в Дагестане сонны, но цепко
внимательны: за время нашего пребывания там произошло два крупных
теракта, к счастью, без жертв среди мирного населения.
Лагерь
экстремального туризма «Чиндерчеро» располагается в Акушинском районе,
примерно в 150 километрах от столицы республики Махачкалы. Название он
получил от горы, на которой и расположен, и переводится с даргинского
языка как «водораздел». Высота над уровнем моря – 2000 метров. Самая
высокая точка этой горы, на которую можно забраться, 2500 метров.
Пологие склоны представляют собой рай для новичков и любителей
скоростного катания, вот только «канатки» на самый верх еще не
построено, приходится довольствоваться бугелем. Но зато все трассы
освещены и кататься можно даже поздним вечером. Серьезным горнолыжникам
пока там делать нечего, но зато любители кайтинга уже давно облюбовали
этот уголок – ровный, постоянный ветер на склонах «Чиндерчеро» очень
подходит для этого вида спорта. Добавьте к этому близость моря и
возможность заняться кайтсерфингом, пару быстрых горных рек для сплава и
рафтинга, и перспективы нового лагеря экстремального туризма трудно
переоценить. Конечно, экстрима добавляет и то, что Дагестан постоянно
появляется в сводках криминальных происшествий, но местное население на
это лишь плечами пожимает: «Да спокойно все у нас, это взрывают и деньги
делят, мы-то тут при чем?» Они привыкли, а обычному туристу
действительно абсолютно незаметно, что в республике периодически
проводятся контртеррористические операции. По крайней мере, встреченные в
«Чиндерчеро» москвичи рассказывали, что отмечают тут третий Новый год
подряд и никаких неудобств не испытывают.
Не испытали их и
мы. Довольно дешевое проживание (1000 рублей за двоих в день) и очень
вкусная еда компенсируют некоторые неудобства в быту, ну а чистейший
горный воздух и катание на лыжах полностью перевешивают все минусы
поездки в этот лагерь. Но нам пора выдвигаться дальше, на Эльбрус и в
Домбай. Вновь седлается верный Honda CR-V Mugen, и через Ставропольский
край выдвигаемся в Кабардино-Балкарию. Через Чечню с Ингушетией ездить
все также не советуют военные, хотя местные друзья и пожимают плечами:
«Что тут такого? Мы ездим, там вполне спокойно». Но если мы и рискнем
как-нибудь, то это будет тема отдельного путешествия.
В поведении Honda CR-V на горных дорогах вырисовывается двоякая
картина – заснеженные участки с крутыми сугробами автомобиль
преодолевает легко и играючи, спокойно елозя по глубокому снегу. Но у
нас стоит нешипованная резина, поэтому на притертых извилистых горных
дорогах возникает избыточная поворачиваемость. И по-моему, свою «лепту»
вносит и подключаемый полный привод Honda – Real Time 4WD. Дело в том,
что для экономии топлива, как и на многих подобных кроссоверах, реально
тянут только передние колеса. Задние подключаются по мере необходимости
благодаря кулачковой муфте. Кулачковая муфта автоматически подключается
при проскальзывании передних колес, блокируется дифференциал и – поехали
на всех четырех. На практике же, при прохождении поворотов по
скользкому известняку, на высоте около 2000 метров над уровнем моря, при
вхождении в поворот и дозированном вывороте руля на нужный угол, задние
колеса подключаются очень резко, туда перекидывается большая часть
крутящего момента, и эффект оказывается неприятным – круп машины сильно
несет. Поэтому на скользком серпантине управляться приходится очень
аккуратно, впрочем, как и на любой другой скользкой дороге нужно быть
очень внимательным.
К сожалению,
горнолыжный сезон 2009-2010 годов на Кавказе оказался богат и на
неприятные сюрпризы. В начале декабря была повреждена опора первой
очереди новой гондольной дороги на Эльбрусе. Многие местные эксперты
утверждают, что этот взрыв – следствие межклановой войны кабардинцев и
балкарцев. Первые активно пытаются вытеснить вторых с «золотой жилы»,
кою из себя для республики представляет Приэльбрусье. Большинство лыжных
поклонников этого района решили отмечать праздники на Домбае, те же,
кто рискнул поехать в Терскол, были вынуждены проводить в очереди на
подъем по старой маятниковой дороге 4-5 часов. Хорошо еще, что спуск с
площадки «Кругозор» подходит прямо к парковке автомобилей и гостиницам,
не надо тратить время на обратную дорогу. Но зато в окрестностях
Терскола не взлетели цены жилье и питание, традиционные для Нового года.
Туроператоры терпели убытки от сданных путевок, а местные жители
сетовали на то, что не удастся нормально заработать «на лето». Стоять
такие очереди мы не хотели и рванули через Пятигорск напрямую в
Черкесск. Тем, кто рискнет повторить маршрут, категорически не советую
превышать скорость – сильные туманы на равнинных участках и великое
множество гаишных засад, которые просто мечтают пообщаться с заезжими
туристами из других регионов. Главное правило для тех мест: «Тише едешь –
дальше будешь». И деньги целее.
В Теберде и
Домбае был «лом» туристов. И снова неработающая канатка. Намертво встала
новая гондольная дорога. Толпы народа, стоящие в очереди на другую,
маятниковую дорогу и кресельные подъемники. Время стояния – два-три
часа. Масса туристов, которые отказались от Эльбруса и Красной Поляны,
без дела слонялись по поселку, создавая и без того сильную аварийную
ситуацию на нечищенной от снега дороге. Ситуация ухудшалась еще и тем,
что подняться на гору Мусса-Ачитара (основное место катания на Домбае)
еще полдела, потом оттуда надо спуститься! Все горнолыжные трассы
находятся на высоте от 3500 до 2200 метров, а сам поселок Домбай
расположен на высоте 1500 метров, и в темноте вернуться в него пешком с
горы очень и очень сложно. Кресельные подъемники закрывались, а
пропускная способность маятниковой канатки составляет всего лишь 30
человек в 20-30 минут! На спуск с горы выстраивались очереди человек в
300-400 и длиной в 4-5 часов! Люди падали в обморок от холода, стоя на
высоте в 2000 метров только в свете одной тусклой лампочки! Зато
«местные» собрали за эти праздники богатый урожай. Цены на жилье
взлетели в три-четыре раза, цены на питание в кафе – в два раза. За
подъем на снегоходе на третий уровень, в зону катания, просили 2000
рублей, за спуск более щадящие деньги – всего тысячу. А первая очередь
суперновой и суперсовременной гондольной дороги так и стояла с
отказавшими тремя степенями защиты и сгоревшим блоком управления главным
двигателем в ожидании, пока привезут из Австрии запасные части.
Многие бы и уехали
из Домбая в эти дни, но куда? На Кавказе образовался горнолыжный
провал. Эльбрус стоял из-за взорванной канатки, Домбай стоял из-за
халатности местных электросетей, а с другой стороны Кавказского хребта,
на Красной Поляне, элементарно не было снега. Точнее, он там был, в
небольших количествах на третьем уровне, но туда приехал кататься
президент России, и трассы эти для простых смертных сразу закрыли. В
очередях на Мусса-Ачитара люди жались в темноте от холода друг к другу и
говорили, что лучше бы они поехали кататься в Европу, в некоторых
местах по цене, кстати, даже выходит дешевле. И ведь многие поедут в
следующем году. А кавказские горнолыжные курорты из-за своей халатности,
жадности, плохой инфраструктуры и разгильдяйства персонала могут
оказаться не просто в убытке, но и полном разорении.
Уезжали мы с
Кавказа с тяжелым сердцем. Какой-то грузовик на закрытой, в общем-то,
парковке гостиницы умудрился помять нам крыло Honda CR-V Mugen, а
гаишники напрочь отказались оформлять ДТП. Хорошо еще, что лакокрасочное
покрытие и антикоррозийка спасли машину от ржавчины на обратном пути
при повышенной влажности. Вообще, если оставить мелкие придирки, то
честно Honda CR-V Mugen понравился. Это удобный, комфортный, достаточно
скоростной (максимальная скорость 190 км/ч) кроссовер с хорошей
проходимостью и жесткостью. При эксплуатации автомобиля имеет смысл
следить за расходом топлива – если вдруг он увеличивается с 9,5-10
литров до 11-12 на трассе в обычном скоростном режиме 110-130 км/ч, то
имеет смысл проверить катализатор и инжектор, они чувствительны к
плохому бензину, коего на Кавказе, к сожалению, великое множество даже
на сетевых заправках. Даже светлое пятнышко «Чиндерчеро» не смогло
спасти от общего негативного фона этого путешествия. Ехали отдохнуть,
покататься на лыжах, протестировать новый автомобиль, а получили
сплошную нервотрепку, непредвиденные расходы и плохое настроение.