Об экспедиции
Фотоотчет
Участники
экспедиции «Полюс Холода» рассказали о своих приключениях, которые
выпали на их долю во время поездки в точку абсолютного холода Северного
полушария, куда они поехали встречать новый 2007 год. Павел Разин,
Евгений Беляев и Евгения Ледовая, участники московского экипажа,
поделились своими впечатлениями и рассказами.
В экспедиции, которая длилась с 17 декабря 2006-го по 19 января 2007
года, участвовало пять экипажей - члены клуба «OFF ROAD». Руководили
экспедицией заядлые любители бездорожья Олег Майоров, чемпион России по
трофи-рейдам и председатель екатеринбургского клуба, и Павел Разин,
руководитель Центра массовых информационных процессов при Московском
государственном университете (МГУ). Участвовали 12 человек на трех Land
Rover Deffender, одном Land Rover Discovery и Toyota Land Cruiser Prado.
В общей сложности они преодолели около 22 000 километров маршрута
Москва-Оймякон. Полюс холода находится в Оймяконском и Верхоянском
улусах (районах) в Якутии.
Среднемесячная температура в январе составляет минус 50
градусов, а при самых сильных холодах доходила и до 71 градуса мороза.
Участникам предстояло преодолеть тяжелый и насыщенный событиями
маршрут, который проходил через города Сибири: Екатеринбург, Омск,
Новосибирск, Красноярск и Якутск. На подготовку машины Павла Разина для
экспедиции «Полюс Холода» ушло около $15 000 спонсорских средств. Это
без учета приобретенной ранее электроники, одежды и других предметов,
необходимых в «покатушках». Павел не знал, как поведет себя машина в
таких экстремальных условиях. Автосервис, который готовил машину,
оснастил ее всеми запасными деталями, без которых машина не сможет
продолжить ход. В итоге, прямо на морозе Евгения, которая неплохо
разбирается в технике, и Разин меняли вышедший из строя генератор.
Благодаря Евгению, отвечающему за электронное оборудование, у команды
была связь через спутник с Google - практически они ехали по картинкам
из космоса. Вся электроника так же дублировалась на случай выхода
чего-то из строя.
|
До Якутска в машине ехали только Разин и Беляев, а там к ним
присоединилась Евгения Ледовая. Члены местного клуба 4х4 помогли ребятам
советами и практическими решениями. Например, днище машины они обернули
брезентом, благодаря чему не пропускался холодный воздух. Якутские
экстремалы рассказали, что на Колымской трассе ездят в основном только
грузовики, но у них главная опора - рессоры. А у остальных машин
замерзает масло в амортизаторах. Владельцы джипов одевают на свои
амортизаторы «шубки», чтобы они дольше прослужили. Так же спросом
пользуются газовые амортизаторы, но они служат не больше года.
Одной из задач экспедиции был поиск занесенного в Красную книгу
черношапочного сурка. По всему миру этих грызунов всего 15-17 тысяч. У
него ценная шкурка, вкусное мясо и целебный жир, поэтому на семейства
сурков охотятся браконьеры. Участники экспедиции нашли этих редких
животных. Они привезли для них корм и установили специальный комплекс
для его распределения. Еще из живности в условиях низких температур были
встречены мохнатые лошади и даже вороны.
Немало разговоров и дискуссий вызвала история о заглохшей машине
московского экипажа - за 100 км до Полюса холода они полностью
остановились. Все участники экспедиции заранее были «накормлены»
страшными историями о замерзших людях на сломавшихся машинах. Когда
машина остановилась и команда поняла, что это серьезная поломка, у Павла
затряслись руки, он впал в панику и стал лихорадочно одеваться,
представляя себе все ужасы замерзания.
В уме он считал, сколько часов они продержатся - вещи и
сама машина сгорели бы часов за 6-7, а дальше им оставалось бы только
замерзать.
Евгений начал заклеивать окна и маломальские щели, пытаясь оградить
салон он мороза. И только женская часть экипажа в лице Евгении сохраняла
спокойствие. Она даже не успела испугаться, для нее все время до
чудесного спасения пролетело как мгновение.
Спасение действительно можно приравнять к чуду - по этим дорогам
порой месяцами никто не ездит, что уж говорить о самых холодных днях в
году. Но минут через 40 после того, как машина заглохла, появился КАМАЗ,
который и отбуксировал их к ближайшему ангару. Постучавшись в здание, к
ребятам вышел человек довольно хмурого вида. Они попросились погреться,
стали скомкано что-то объяснять, и тот без лишних слов дал им ключи -
«Грейтесь!». В этом ангаре они и встретили Новый год, а через три дня
отправились домой.
Больше всего споров вызвало поведение екатеринбургских экипажей -
почему же они не вернулись на помощь, как же они не отследили отсутствие
команды? Павел ответил на это так - особой договоренности на такие
случаи у них не было. Да и связи практически не было - телефон работал
только вне машины. На улице по их словам, при температуре около 50
градусов мороза в первые секунды было очень хорошо, но немного позже
становилось очень плохо. Например, нос покрывался ледовой корочкой за 3
минуты - этим и воспользовались члены экипажа, сделав из алкоголя
замороженный десерт на палочке, который потом с удовольствием грызли в
машине. Кстати, в салоне поддерживалась довольно высокая температура -
доходило почти до 25 градусов тепла. Спали тоже в заведенной машине,
отбросив бредовую идею устанавливать специальные палатки.
|
Во время поездки был сделан вывод, что самое идеальное количество
машин для таких марш-бросков - три. Две машины могут не справиться с
трудностями, а четыре и тем более пять это уже много хлопот.
Естественно, важен подбор людей - это должны быть проверенные и готовые
ко всякому желающие узнать что-то новое. И конечно между членами команды
не должно возникать споров о распределении обязанностей, должна быть
самоорганизация.
Участников экспедиции связывает многолетняя дружба - каждые выходные
они с такими же любителями внедорожных поездок выезжают за город, где
катаются по ухабам и болотам, и дважды в год во время отпуска
отправляются в длительные путешествия.
Следующая поездка планируется уже на это лето, причем в радикально
противоположное место - пустыню. Пока не решено, в какую именно точку
света они отправятся - Евразию или Африку. Таким образом, можно будет
проверить работу аккумуляторов в других погодных условиях. Но, по словам
Разина, там должна быть температура не меньше 50 градусов тепла.
Источник: http://avto.ru/review/post_3661.html |