В
крупных городах существует стереотип, согласно которому каждый взрослый
семейный человек обязан иметь автомобиль. Отсутствие оного вызывает
недоумение: на чем ездить раз в неделю в гипермаркет за покупками? Как
увезти тещу с собакой на дачу? А как же ежедневные поездки на работу?
Последний пункт довольно спорный – пробки и дороговизна бензина
вынуждают большинство автомобилистов пересаживаться на общественный
транспорт. А вот в зависимости от первых двух пунктов, в совокупности с
интенсивностью поездок на машине, зависит решение о необходимости
покупки машины. Зачем, спрашивается, человеку машина, если у него под
боком станция метро, продуктовый магазин через дом, а до дачи час на
электричке?
В каждом дворе есть такой сосед, которому автомобиль нужен, видимо,
только для статуса, и выезжает он на нем раз в неделю в «Ашан», и летом
раз в две недели на дачу. В остальное время его машина «пылится» на
парковке, теряя с каждым днем в цене. Но, несмотря на скудный
автомобильный опыт, сосед должен ежегодно платить транспортный налог,
покупать полис ОСАГО и, скорее всего, КАСКО. Лучшее, что ждет эту
машину, – она перейдет в пользование младшего поколения или будет
продана.
Понятное дело, что оставаться совсем «без колес» в мегаполисе
невозможно. Но есть и альтернатива личному транспорту – такси и прокат. С
такси все более-менее ясно: этот вид транспорта удобен только для
разовых поездок из-за своей дороговизны и некоторых ограничений. В
Москве поездка на такси в гости к друзьям в пятницу вечером обойдется в
500 – 1000 рублей. При этом не факт, что машина подъедет вовремя или,
например, в ней окажется подходящее детское кресло. Прокат автомобилей в
России распространен недостаточно широко. Наши соотечественники еще не
распробовали на вкус эту европейскую услугу. Сложно переварить то, что у
клиента не болит голова о страховке, постановке на учет, прохождении
техосмотра, хранении и техническом обслуживании машины. Он платит лишь
за предоставленную услугу.
Стоимость
аренды автомобиля без водителя в Москве варьируется от 600 до 10 000
рублей за сутки, в зависимости от производителя и класса транспортного
средства. Но вместе с посуточной оплатой арендатор должен внести залог,
который прокатная компания требует для гарантии соблюдения всех правил,
таких как возврат чистого автомобиля с полным баком. В некоторых случаях
залог является франшизой: в зависимости от условий компании, клиент в
случае порчи автомобиля может распрощаться со всей внесенной суммой.
Залог/франшиза тоже зависит от класса автомобиля, возраста и стажа
клиента, он варьируется от 3 000 до 30 000 рублей.
Чем дольше машина в аренде, тем дешевле ее суточная стоимость. День
езды на автомобиле эконом-класса (Renault Logan, Skoda Fabia, Chevrolet
Aveo, десятое семейство ВАЗа) обойдется в 1 000 – 1 600 рублей. В
течение двухнедельной эксплуатации плата за день сократится на 200 – 400
рублей. Помимо суточной аренды, в прокатных компаниях предлагаются
программы «рабочая неделя», week-end и т. д. Прокат автомобиля на
выходные (с пятницы по понедельник) выйдет в 3 000 – 7 000 рублей, в
зависимости от престижности марки и вместимости салона.
Одно из преимуществ проката в том, что автомобилист не будет
испытывать мук выбора, а просто отдаст предпочтение наиболее
понравившемуся внешне и финансово варианту. Машины на выбор все свежие,
не старше 3-4 лет. Здесь не нужно пытаться соблюсти универсальность,
чтобы «и в городе припарковаться, и на рыбалку съездить», а всего лишь
выбрать машину для той или иной цели. На дачу за картошкой можно
съездить и на «десятке», встретить тестя в аэропорте – на Renault
Megane, а на экскурсию по городам Золотого кольца – на Volkswagen
Passat. Не говоря уже о быстроте оформления заказа: после
предварительного звонка в пункт проката клиенту остается только
приехать, подписать заполненные документы и забрать автомобиль.
Но есть и
существенные минусы, которые удивят людей, привыкших пользоваться
арендой машин в Европе. Пробег в большинстве случаев ограничивается, и
за его превышение приходится платить. Особенно грешат этим столичные
прокатные компании, которые запрещают выезжать на машине за пределы
Московской области. Забирать и сдавать автомобиль нужно в одном и том же
месте. Если клиент захочет уехать на машине из аэропорта, или наоборот –
оставить ее там, это выйдет ему в копеечку. В Америке, например,
автомобиль можно взять в одном штате, и оставить его в другом, не
переплачивая за километраж и пересечение границ округов.
Если со временем прокатные компании будут пересматривать условия
работы с физическими лицами, основываясь на примере европейских коллег,
то этот вид транспортных услуг у нас будет более популярен. А пока
арендовать автомобиль могут себе позволить в основном те, кто имеет
возможность купить машину, но не имеет желания, и те, у кого машина
есть, и они ни дня не могут без нее прожить.