Во время одной из
командировок в США компании из 5 человек захотелось в воскресенье
прокатиться по Калифорнии. Чтобы чувствовать себя в салоне совсем
свободно, решено было взять минивэн. Но не тут-то было. Поскольку идея
оказалась спонтанной и машина не была забронирована заранее, в первых
двух опрошенных прокатах в центре Сан-Франциско свободных машин не
оказалось. Наиболее типичный ответ диспетчера: «Сегодня же воскресенье, а
вы без брони хотите взять машину».
В третьем по счету прокате удалось взять лишь Hummer H3, который на
тот момент времени был совсем новой моделью и стоил весьма недешево –
150 долларов в сутки без страховки (видимо, именно поэтому он и оказался
свободным). Почти баснословная для США стоимость.
Вообще, с типом арендуемого автомобиля лучше всего определиться заранее.
В принципе, арендовать машину можно, просто зайдя в один из прокатных
пунктов (подробнее об особенностях и стоимости аренды автомобилей в
Европе и США читайте в наших дальнейших материалах). Но если не
забронировать машину заранее, вероятность получения искомой модели, как
уже было описано выше, минимальна. В первую очередь разбираются
недорогие и компактные модели, что неудивительно: 20-30 долларов в сутки
без страховки (45-55 долларов с полной страховкой) – совсем невысокая
цена за полную мобильность. За эти же деньги можно совершить две-три
(четыре-пять) очень небольшие поездки на такси по городу, купить билет
на поезд в один конец в эконом- (бизнес-классе) в соседний город, ехать
до которого 2-4 часа, или пообедать в скромном (среднем) ресторане. Как
видите, полная страховка автомобиля стоит недорого по сравнению с теми
неприятностями, которые можно нажить, не имея ее.
Теперь буквально пару слов о правилах дорожного движения в США.
Внешне ПДД США мало чем отличаются от российских. Основные принципы: не
превышать скорость более чем на 5 миль сверх указанного лимита, не
стараться проскочить в последний момент на уже зажигающийся красный
свет, тормозить при виде знака «Stop», пропускать пешеходов, а также
внимательно следить за разметкой и надписями на дорогах. Кстати, по
словам «аборигенов», в США есть такое понятие, как «Californian stop»
(«Калифорнийская остановка»). Означает это, что водитель на знак «Stop»
не останавливается полностью, как это предписано правилами, а лишь
замедляет скорость до 3-5 км/ч (не до 35, а именно до 3-5, т. е. до
скорости пешехода) – в США это считается большой наглостью.
Еще пара важных нюансов. Нюанс первый: желтая полоса. На многих
скоростных магистралях левая полоса движения отделена желтой разметкой.
Если вы в машине не одиноки или ведете общественный транспорт – добро
пожаловать на нее. В противном случае – немаленький штраф (на момент
нашего путешествия – 270 долларов), куча головной боли (вплоть до вызова
в суд) и, потенциально (при неуплате штрафа или неявке в суд), запрет
на въезд в США.
Нюанс второй: в США можно поворачивать вправо на красный свет (RTOR,
Right Turn On Red), если нет специальной запрещающей надписи (No Turn On
Red), обычно размещаемой рядом со светофором. В некоторых штатах при
определенных обстоятельствах разрешен поворот налево на красный сигнал
светофора (LTOR, Left Turn On Red), однако сейчас не будем вдаваться в
такие детали.
С маршрутом мы определились быстро, и обусловлен этот выбор был во
многом типом арендованного автомобиля: несколько достопримечательностей в
черте Сан-Франциско, а потом поездка на знаменитые калифорнийские
виноградники (севернее залива Сан-Франциско).
Здесь надо сделать небольшое лирическое отступление о винограде,
виноградниках и, конечно, вине. Всем известны виноградники Франции,
Испании, Италии. Французские вина вообще считаются чуть ли не эталоном.
Во всяком случае, в этом уверены французские сомелье. Однако
калифорнийские вина ничем не хуже. Почему? Об этом чуть ниже.
Первые виноградники были посажены в США примерно в 70-е годы XVIII века
монахами-францисканцами. Примерно через столетие один из эмигрантов
венгерского происхождения привез с собой саженцы лучших европейских
сортов. Буквально через несколько лет в Европе разразилась жуткая
эпидемия филлоксеры, которая погубила практически все виноградники. В те
нелегкие времена европейские (и французские в том числе) виноградники
удалось спасти лишь благодаря прививкам заокеанской лозы, оказавшейся
стойкой к этому небольшому насекомому.
С тех пор американские вина стали фактически аналогами европейских
(или наоборот?). Так что американские вина не только приятны на вкус, но
и имеют, если можно так выразиться, благородное
происхождение. Калифорнийские виноградники занимают площадь около 224
тыс. гектаров, ежегодно они дают около 2 млрд л вина. Кстати, в
настоящий момент США является четвертой в мире страной по производству
вина и одним из лидеров по объему т. н. ординарного (т. е., по-нашему,
«обычного столового») вина.
Так что если доведется быть в Калифорнии, обязательно найдите немного
времени и денег, чтобы съездить на экскурсию. Примерно за 120-150
долларов во время «Винного тура» (Wine Tour) вам гарантируется не только
увлекательный рассказ об истории калифорнийских виноградников и вина
(на английском языке, разумеется), но и дегустация самых популярных
сортов. Можно найти такие туры и на русском языке, но они обычно стоят в
полтора-два раза дороже.
Итак, вооружившись картой, мы двинулись в путь. Первая остановка – 39-й
пирс (Pier 39), одна из самых популярных и шумных достопримечательностей
Сан-Франциско. Несмотря на достаточно большую площадь, здесь буквально
ютятся сотни кафе, ресторанчиков и сувенирных лавок – настолько велико
их количество.
Каждые выходные здесь можно не только посмотреть, но и принять
участие в различных веселых представлениях и розыгрышах. Именно здесь
расположен городской аквариум, и именно здесь можно отведать свежайших
устриц и попытать счастья в поисках жемчужин. Не ныряя за ними в залив,
естественно, а лишь купив несколько нераскрытых, которые стоят, надо
сказать, почти втрое дороже – своеобразная лотерея, или
«спецаттракцион» для заезжих туристов. Однако кто знает, возможно, и
были случаи…
Мы, впрочем, пробовать не стали. Жемчугом никто из нас не
заинтересовался, а есть устриц в большом количестве (а в малом –
смысла нет) в утреннее время да еще в чисто мужской компании – дело
неблагодарное… Однако самая большая достопримечательность 39-го пирса –
это лежбище морских львов. Зрелище – завораживающее, рев –
оглушительный. Но как ни жалко было покидать этот шумный, веселый и
разноцветный балаган, нам следовало ехать дальше – световой день хоть и
был достаточно долог, но все-таки не бесконечен.
Следующая короткая остановка – шоколадная фабрика Ghirardelli, одно
из старейших предприятий США. Основанная в 1852 году, фабрика
контролирует весь процесс производства шоколада – от сбора какао-плодов
до производства конечного продукта. Экскурсию по фабрике мы совершать не
стали, но отказать себе в удовольствии отведать ее продукцию в соседнем
кафе мы, конечно, не смогли.
Еще одна совсем короткая остановка – Ломбардная улица (Lombard street).
Как утверждают местные путеводители – «самая кривая улица в мире». На
самом деле сильно искривлена не вся улица (довольно длинная, кстати), а
лишь небольшой ее участок в районе Русских Холмов (Russian Hills). Ни
дать ни взять – наши строили… Однако шутки в сторону, улица
действительно «что надо» – на протяжении примерно 130-140 метров (это по
прямой, а по дороге, т. е. «по кривой», пожалуй, все 300 будет) она
делает восемь очень крутых поворотов. Скорость передвижения по этому
участку ограничена 5 милями в час (8 км/ч). Впрочем, вряд ли в мире
найдется много водителей, способных проехать здесь, не цепляя бордюра,
хотя бы вдвое быстрее.
Наконец, последняя остановка перед тем, как покинуть черту города, –
мост «Золотые ворота» (Golden Gate Bridge). Пожалуй, самая известная
достопримечательность Сан-Франциско. Пятачок у «Золотых ворот» всегда
полон туристов, однако место припарковать свой Hummer мы все-таки нашли.
Посмотреть на это чудо инженерной мысли едут «паломники» со всего
мира. Здесь всегда можно услышать не только английскую или испанскую
речь, но также возгласы восторга по-японски, по-китайски, по-немецки,
по-французски, по-итальянски и т. д. Ну и, конечно, по-русски.
Впрочем, по субъективным оценкам, наши соотечественники (не бывшие, а
настоящие), повидавшие на своем веку и в своей родной стране немало,
больше восхищаются не Golden Gate Bridge, а островом Алькатрас (Alcatraz
Island), величественный вид на который открывается с площадки перед
мостом. Этот небольшой скалистый островок, также известный под именем
The Rock (Скала), прославился на весь мир тем, что именно здесь сидел
знаменитый Аль Капоне, а также тем, что из расположенной на его
территории тюрьмы за всю ее историю существования не удалось убежать ни
одному заключенному. Ходит легенда, что двум братьям
это все-таки удалось.
Когда-то на острове находился маяк, затем он служил морским
оборонительным сооружением, потом военной тюрьмой и, наконец, до
начала 60-х годов XX века – гражданской тюрьмой. Лишь в 1972 году он
получает статус зоны отдыха и национального памятника.
Вдоволь налюбовавшись видами залива и наметив следующую остановку
нашего путешествия, въезжаем на мост «Золотые ворота», чтобы
окончательно покинуть город.
(Окончание следует)