Трасса между Москвой и Питером вновь ожила, белые ночи как магнит
притягивают туристов. Расстояние между столицами составляет около 700 км
– это примерно 7 часов на поезде или 10 часов на машине. С каждым годом
популярность маршрута растет, и дорожные службы стараются удовлетворить
транспортные запросы путешественников. Какие сюрпризы готовит трасса
Е105 в 2009 году?
Поездка из Москвы в Санкт-Петербург и обратно на машине была
запланирована на июнь. Перед тем как выдвинуться в дорогу, мы с братом
проштудировали много отзывов на интернет-форумах об этой федеральной
трассе и готовились к худшему. «Проверьте
запаску», «распрощаетесь с подвеской», «возьмите деньги на взятки» – так
стращали нас друзья и знакомые, ездившие по этому маршруту. Все в один
голос твердили, что после Твери «нормальная» дорога заканчивается, а
объездная новгородская дорога в плачевном состоянии.
Выезжали мы ранним утром в пятницу. Доехать до Санкт-Петербурга
планировали на одном баке (55 л), так как сомневались в качестве бензина
на придорожных заправках, топлива нам должно было хватить до
заправочной станции в 50 км от Питера. Длина пути от гаража до отеля по
показаниям навигатора составила 733 км. И хотя наша Skoda Octavia с
1,6-литровым мотором и автоматической коробкой передач не прожорливая,
мы все же взяли с собой 20-литровую канистру с бензином, так как по
дороге планировали еще заехать на Валдай. Сложив задние сиденья, помимо
немногочисленных вещей мы разместили в машине два велосипеда.
Режим движения был выбран экономичный во всех смыслах, поездка
проходила под девизом «не жечь топливо понапрасну и не «кормить»
гаишников». Последних, кстати, на трассе было очень много, на двадцатом
сотруднике ДПС я сбилась со счета. Интересно, сколько их можно встретить
в ночь с пятницы на субботу? В основном они дежурили в населенных
пунктах, которых очень много на протяжении всей трассы. Видимо, на фоне
увеличения штрафа за непропуск пешехода часто они прятались между
полосами, сливаясь с отбойником, или под знаком окончания населенного
пункта. Хотя и вне жилых поселков гаишников хватало – немалых трудов
стоит удерживать скорость в пределах 90-100 км/ч на трассе, позволяющей
ехать быстрее. С другой стороны, расход бензина при такой спокойной езде
снизился до 7 л на 100 км. А если учесть, сколько штрафов мы избежали,
экономия налицо.
Подъезжали к Новгородской области мы с тревогой, помня прошлогоднее
состояние объездной дороги. И все же решили не ехать по городу, чтобы не
перегружать новгородские улицы. Да и интересно было, как обстоят дела с
ремонтом на объездной. Увиденное нами превзошло все ожидания: около 80%
когда-то разбитой трассы представляет собой теперь ровный недавно
положенный асфальт, лишь несколько разбитых участков
напоминали о былых временах. Но радость наша все равно была неполной –
почти везде висели знаки ограничения скорости (не выше 40 км/ч) из-за
дорожных работ, причем кое-где они были неоправданны, так как поблизости
не было ни рабочих, ни их техники. Выглядело это чистым издевательством
– ехать 40 км/ч по идеальному асфальту, но тех, кто не выдерживал эту
пытку, поджидали сотрудники ГИБДД.
В Санкт-Петербурге нас встретили дожди и дежурившие каждые 100 м
сотрудники милиции – заканчивался Экономический форум. По дороге к отелю
в центре пришлось все-таки распрощаться с небольшой суммой: многие
центральные улицы односторонние, а встречное движение на некоторых
разрешено только для общественного транспорта. Навигатор уверенно
сказал ехать прямо, а из-за ремонтных работ знака, предупреждающего о
движении прямо только для автобусов и трамваев, было не видно. О его
наличии нам сообщил сотрудник ДПС, но после того, как взятка
перекочевала ему в карман, любезно рассказал, как в следующий раз
объезжать этот перекресток, чтобы подъехать к нашему отелю.
Вопрос с проживанием мы решили еще в Москве, посоветовавшись с
друзьями. Бюджет поездки был ограничен, поэтому мы остановились на
мини-отеле. Рекомендованная друзьями радушная хозяйка, сдающая квартиру,
подсказала интересные маршруты. Комната была небольшая и скромная, но
вполне уютная. С соседями мы не пересекались, так как приходили только
переночевать. От «отеля» до Невского проспекта было 15 минут неспешной
ходьбы, а стоила комната всего 2 тыс. руб. в сутки с двоих.
Движение в городе было не очень плотное, но ко всем памятникам
культуры было чрезвычайно сложно подъехать на машине – припарковаться
практически невозможно. Хотя в Петергофе можно было спокойно оставить
машину на парковке, стоимость
которой составила 200 рублей, причем время было не ограничено. Подъехав
туда к 14 часам в субботу, в самый час пик, мы отыскали место без
труда. До окончания работы фонтанов оставалось 4 часа. После 18 часов
парковка становится бесплатной, так как рабочий день у парковщиков тоже
заканчивается.
Пешие прогулки по Питеру позволили сделать
вывод, что автомобилисты в Северной столице более терпеливые. По
вежливости москвичи догнали «культурную» столицу: в обоих городах
хватает и хамов, и интеллигентных людей. На нерегулируемых пешеходных
переходах иногда приходится постоять в ожидании, когда кто-нибудь
пропустит. Но это касается в основном оживленных улиц. По центру очень
удобно передвигаться на велосипеде, к вечеру улочки становятся совсем
тихие, и не надо бояться, что на дороге собьет машина.
Вообще, велосипедистов в
Питере очень много, и, похоже, автомобилистам удается с ними делить
дорогу. Однако в метро с велосипедом не пробьешься, даже при условии,
что снимешь колесо, да и около музеев нет специальных стоянок для
двухколесной техники. Так что во время велопрогулки можно посмотреть
только улицы и разводку мостов. Кстати, местные жители жалуются на
туристов за то, что их транспортные средства (личные машины, такси,
автобусы) заполоняют дороги около мостов, и движение на набережных на
некоторое время парализуется.
Дорога до Москвы заняла примерно столько же, сколько и до Питера –
около 10 часов. Если бы мы неукоснительно соблюдали скоростной режим, то
потратили бы на час-полтора больше. Но в пути нам повезло со
«спонсором», в Московской области практически не было гаишников, и
скорость потока возросла на 20-30 км/ч. В итоге на поездку от Москвы до
Санкт-Петербурга и обратно, включая поездки по Питеру и в Петергоф, а
также заезд на Валдай, ушло почти два бака 95-го бензина, запасная
канистра не понадобилась. Летом ремонт на самом трудном участке, скорее
всего, завершится. Это долгожданное событие позволит сократить время
пути еще на 40-50 минут. В любом случае, стало понятно, что власти
вняли-таки мольбам автомобилистов, и постепенно разорванных колес на
обочине будет валяться все меньше и меньше.