Интересно, что
заставляет человека срываться с насиженного места и нестись, сломя
голову, в дебри приключений? Я уже не первый раз мотаюсь в
Кабардино-Балкарию, но все равно, попадая в Приэльбрусье, испытываю
какой-то благоговейный трепет. Дома мне кажется, что я что-то упустил в
прошлый раз, и эти непройденные места манят меня, как… как… я не знаю,
что такое наркотики, но, кажется, выражение «как наркотик», подойдет
лучше всего.
Фантастическая природа Приэльбрусья имеет наркотический эффект.
Завораживающий. Гипнотический. Подбирайте какие угодно слова и метафоры,
но тот, кто оказался там хоть раз, всегда будет помнить громаду скал,
нависающих над дорогой, огромные равнины заснеженных полей, частокол
мрачных лесов и адреналин, бешеный адреналин, которой стучит в мозгу,
заставляя подниматься все выше и выше. Хотя я совсем не альпинист.
Да, в моем послужном
журналистском списке есть подъем на четырехтысячник, но не могу сказать,
что он мне доставил удовольствие. Само ощущение гор,
величественных громад, пред которыми ощущаешь себя песчинкой, – вот,
наверное, что меня привлекает. В горах очень здорово думать. Думать о
сущности бытия, о тленности жизни, о скоротечности времени. Впрочем,
довольно лирики, перейдем к прозе.
Приэльбрусский заповедник – центральная часть Большого Кавказа,
находящегося на территории нашей страны. Эльбрус является самой высокой
вершиной России и Европы, это двуглавый потухший вулкан, западная
вершина которого имеет высоту 5642 м, а восточная – 5621 м. Несмотря на
пугающие цифры, совершить восхождение на него не очень сложно, вполне
доступно и средним альпинистам. Но эта альпинистская легкость вместе с
вечными снегами на верхушке делают гору Шат (старорусское название
Эльбруса, от слова «выступ, ложбина») очень привлекательной для
горнолыжников. На новогодние каникулы сюда слетаются сорвиголовы со всей
России, чтобы вдоволь пообщаться с собратьями, обычных туристов в эти
дни тут не очень много.
Добраться до Кабарды из
Москвы на машине проще простого: трасса М-4 на Ростов, далее – на
Краснодар, а потом – на Пятигорск и Нальчик. Впрочем, есть варианты
проезда через Ставрополь и по федеральной трассе «Кавказ» ехать совсем
не обязательно, вполне можно поэкспериментировать с маршрутом.
Из Москвы несколько шоссе ведут на федеральную трассу М-4.
Но тот, кто плохо знает город, будет долго плутать, прежде чем выскочит
в начало этой скоростной магистрали. В этом году М-4 порадовала
отремонтированным участком в Липецкой области. Пару лет назад там было
сужение до полутора полос и на преодоление 10 км приходилось тратить
более часа толкания в пробке. Зато теперь на выезде из Воронежской
области и на въезде в Ростовскую сплошные ямы и колдобины, и всего на
двух полосах. На этих участках ведутся постоянные работы, конца и края
которым не видно. Из года в год, из раза в раз я наблюдаю картину, как
водители ругаются с местными инспекторами ГИБДД, которые взяли на
вооружение опыт новгородских коллег, когда знак «Обгон запрещен»
ставится где попало и после него через пару километров таится засада,
которая радостно «принимает», а потом отпускает за 500-1000 рублей. Если
у вас московские номера, умножайте цифру на два.
В этот раз на дороге и
в горах испытывался Hyundai Tucson 2.0 CRDi, корейский «индеец»,
который стабильно пользуется спросом у наших покупателей более шести
лет. Появлялись его модификации только с передним приводом, менялась
мощность двигателей, отделка салона, но спрос постоянно оставался
отличным. И вот, наконец, мы дождались – он появился с дизельным
двигателем.
Про аналогичный мотор на Santa Fe я уже писал ранее,
но у Tucson он имеет особенности. Это двигатель чуть меньшего объема – 2
л, все тот же CRDi, только выдает он 112 л.с. сил и 245 Нм крутящего
момента при 2000 оборотов в минуту. По сравнению с двигателем 2,2 л
мотор Tucson потерял почти 40 «лошадей» и около 100 Нм крутящего
момента! Конечно, немного странно видеть в современном турбодизеле
объемом 2 л столь небольшие параметры силы, но вполне допускаю, что дело
тут в настройках системы непосредственного впрыска Common Rail,
требований Euro 4 и адаптации к российскому топливу. Впрочем, для
доставки нас на Эльбрус этих «лошадей» под капотом Hyundai Tucson 2.0
CRDi оказалось вполне достаточно. По трассе автомобиль уверенно держит
160 км/ч, расход при этом не превышает 11 л.
Федеральная трасса М-4 в
новогодние каникулы встретила жуткими холодами. Температура доходила до
–23 оС на отдельных участках, на одной АЗС под Воронежем мне
отказали в заправке, потому что дизель замерз! Каждый раз, клацая
стартером, я со страхом прислушивался – заведется ли? Но страхи
оказались напрасными – двигатель с легкостью переварил предложенное ему
топливо, на совсем уж плохое качество которого он отзывался только
недовольным гулом и понижением тяги, но уверенно ехал. Средняя скорость
по трассе – 120 км/ч. Участок от Тихорецка до Невинномысска по трассе
М-29 оказался покрыт сплошной ледяной коркой, на
промежутке в 100 км я насчитал 8 машин в кюветах. Такое ощущение, что
все дружно забыли переобуться и ныряли в обочину на замену резины.
На чистом асфальте я разогнал машину почти до «максималки» – 160
км/ч. За что чуть-чуть не поплатился правами – на подъездах к
Кавминводам очень много засад ГАИ. Очень много, и вооружены они камерами
и современными радарами. Будьте внимательны! За Пятигорском магистраль
М-29 упирается в блок-пост – добро пожаловать в Кабардино-Балкарию! Еще
чуть-чуть, и в Баксане поворот на трассу А-158 – прямая дорога на
Эльбрус.
Новогодние праздники на Эльбрусе – неофициальный интернациональный
слет горнолыжников и сноубордистов. Здесь можно услышать и немецкую, и
французскую, и итальянскую речь. И это при том, что условия отдыха и
развлечений здесь довольно далеки от европейских. Узкая
дорога к поляне Азау, с которой начинается катание, усеяна старыми
пансионатами и санаториями, сохранившимися еще со времен СССР. Все новые
гостиницы – частные, стоимость проживания в которых, мягко говоря,
удивляет. По дороге к Терсколу, поселку у подножья Царя горных духов
(Джин-падишах – тюркское название горы), находятся еще несколько
населенных пунктов – Нейтрийно, Эльбрус и Тегенекли. Для тех, кто на
машине и не хочет отдавать больших денег за сомнительное обслуживание,
вполне будет достаточно снять квартиру в одном из этих поселков. В
частности, мы в компании из трех человек жили в 22,5 км от горы в
Нейтрийно и платили по 700 рублей с носа, готовили и закупали продукты
сами. Но расторопные местные жители за небольшую плату могут предложить
свои услуги по хозяйству.
Кстати, одно из самых
вкусных местных блюд – хычины с всевозможной начинкой. Это лепешки из
теста, приготовленные по национальным рецептам, подаются во всех кафе.
Кафешек на Эльбрусе много, цены на питание вполне умеренные даже на
высоте в 3100 м. А вот с ценами на проживание в новогодние праздники
что-то произошло. Если в прошлом году горнолыжные катания обошлись нам
25 тыс. рублей на двоих (вместе с расходами на дорогу), причем мы себе
почти ни в чем не отказывали, то в этом году при полном расчете всех
затрат выяснилось, что дешевле было бы отдохнуть в австрийских Альпах.
Конечно, и на прошлый Новый год цены в Приэльбрусье
поднимались, но чтоб так… Стоимость очень скромного номера, который
стоил 1100 руб. за койку, возросла до 4000, а средний за 3000 руб. вдруг
вырос до 7000. Еще, например, подъем на «канатке» раньше стоил 70 руб.
по маятниковой дороге и 100 – на новой гондольной, теперь же дешевая
маятниковая «поломалась», а работала только новенькая блестящая
«гондолка». По цене в 1000 руб. за дневной скипасс (карточный пропуск).
Наша компания была совсем не готова отдавать такие деньги за два-три
спуска с горы, поэтому мы пользовались уловкой: 100 руб. на руки
проверяющему, и поехали.
На площадку «Старый
кругозор», который находится на уровне 2900 м, канатная дорога поднимает
за 12 минут. Еще 12 минут потребуется, чтобы подняться к станции «Мир»,
которая находится на высоте в 3400 м. А вот дальше, на высоту в 3800 м к
станции «Гара-Баши» вас, по идее, должна поднять канатно-кресельная
дорога. Но за последнее время пребывания на Эльбрусе я ни разу не видел,
чтоб она работала. Может с погодой не повезло? Вместо нее до
«Гара-Баши» или «Приюта» (4100 м, станция альпинистов, оттуда начинается
восхождение на вершину) предлагается проезд на ратраках – специальных
многофункциональных машинах на гусеничном ходу. Цена скромная – 500 руб.
Но поверьте на слово – если вы непрофессиональный лыжник, катания с
«Мира» и даже со «Старого кругозора» вам хватит с головой. Со всеми
поворотами и ответвлениями можно с ветерком промчаться около 6 км по
крутым склонам. Кататься с «Мира» удобнее, так как там меньше народа,
более широкие и пологие склоны, но и больше риска «заблудиться» –
снежные поля очень обманчивы для зрительного восприятия, есть шанс
заехать в ложбину, откуда придется карабкаться пешочком. Плюс еще и
опасности лавин – только за время нашего пребывания там под снегом
погибли три человека, одной из них оказалась 16-летняя сноубордистка из
Москвы. Причем она и еще один человек погибли на самых простых
горнолыжных трассах Эльбруса, откуда спускаются тысячи людей ежедневно.
Однако помимо
горнолыжных испытаний нам предстояли и автомобильные. В эти дни снега на
Кавказе было очень много, машину заносило по крышу через час стояния на
месте, а перепады температуры от –4 до –13 оС превращали
снег в непробиваемую корку со льдом. Добавьте к этому, что отбойники,
окаймляющие обрывы на дороге, отсутствуют вообще, что горная дорога
очень переменчива в своих свойствах – там, где буквально час назад было
сухо и ровно, вдруг вылезают выпавшие камни и обледенелые ручьи, и вы
поймете, насколько опасным оказывается подъем даже по асфальтированному
серпантину.
С большим интересом
я в первый день поднимался на поляну Азау – вскарабкается Hyundai
Tucson на 2100 м или нет? Вскарабкался. Причем легкость, с которой
он это сделал, поразила. На укатанной снежной колее можно было ехать
только на переднем приводе, дабы не нагружать автомобиль, а вот потом,
когда начиналось месиво из снега и льда, включать 4WD и можно спокойно
забираться в нужное место, глядя, как буксуют рядом многие более
именитые марки. Но при всем этом крайне не рекомендуется на ледяном
серпантине увлекаться скоростью – на льду не удержит никакая, даже самая
хорошая резина! В итоге, я сумел подняться на Hyundai Tucson 2.0 CRDi
на высоту в 2300 метров. Дизель тянул ровно и не испытывал кислородного
голодания, только потреблял чуть больше топлива. Расход возрос с обычных
10 л до 12-12,5. Прошлогодний рекорд BMW X3, которая взобралась на 2750
м, побит не был, но это, скорее, из-за погодных условий – постоянные
сходы лавин и снежные заносы не располагали к езде по малоизученным
горным дорогам.
Суммируя результаты, можно сказать, что расходы на топливо в этой
поездке на неделю для трех человек составили 9 тыс. рублей, проживание –
15 тыс., еда в среднем по 500 руб. за плотный и вкусный ужин, аренда
лыж и сноубордов – от 400 руб. Но сказочное впечатление от гор,
великолепной природы, адреналина, моря переполнявших нас чувств нельзя
оценить ничем!
Что посмотреть:
Обязательно проехаться по всем доступным секторам канатной дороги,
заехать на Поляну Нарзанов, прокатиться в заповедник Адык-Су в Верхнем
Баксане, взглянуть на ледяной водопад недалеко от поляны Азау и посетить
чегетский базар.