Карачаево-Черкессия
лежит в стороне от федеральной трассы М-29 «Кавказ». Казалось бы, ну что
тут такого – проехать лишнюю сотню километров и завернуть в Теберду?
Однако расстояния в горах – штука весьма обманчивая, глядя на карту,
думаешь, что вот оно, все рядом, вот Балкария, а вот Черкессия, между
ними Эльбрус – рукой подать. На практике же поездка на другой конец
горных отрогов Эльбруса требует отдельного путешествия. Хотя бы потому,
что горнолыжный курорт там другой.
Не доезжая Невинномысска есть неприметный поворот на Черкесск. Это
сейчас он неприметный, потому что сняты указатели, вообще же
там строится большая двухуровневая развязка, воплощая в жизнь
амбициозную программу «Федеральные дороги России». Такая развязка там
необходима, ибо по М-29 машины идут сплошным потоком, и выполнить левый
поворот крайне проблематично. Но вот поворот пройден, еще несколько
десятков километров – и через суровый блок-пост вы попадаете в
Карачаево-Черкессию. Один из первых крупных населенных пунктов на пути –
Эркен-Шахар – встречает вывеской «Сахарный завод». Ага, про себя
радуюсь я, на обратном пути запасусь дешевым сахаром от производителя!
Столица республики
Черкесск находится сравнительно недалеко от границы со Ставропольским
краем. К сожалению, транзитный поток большегрузов идет прямо через
город, усложняя и без того нелегкую дорожную ситуацию.
После пройденных 1,5 тыс. километров очень хочется отдохнуть, завтра в
Черкесске назначена встреча, поэтому принимаем решение остановиться в
гостинице. Цены оказываются весьма демократичными, двухместный номер на
сутки стоит всего 1200 руб. Стоимость включает в себя бесплатный
завтрак, что также поднимает настроение. Решив выпить вечером чайку,
предвкушаю попробовать местный сахар. Однако в магазине ждет
разочарование – сахар очень дорогой и совсем несладкий! Продавщица
объясняет это тем, что в республике своего сахара давно не видели, все
уходит в Россию, а то, что продается, завозится откуда-то издалека.
Выезд из Черкесска
довольно напряжен. У города множество пригородов, дорога проходит прямо
через населенные пункты, а там в засаде очень любят
стоять «гаишники». В Усть-Джегуте можно полюбоваться на величественную
плотину, которая перекрывает реку Кубань. Ограничение скорости на
плотине – 40 км/ч, и сотрудники ДПС не дремлют.
Через 60 км нас встречает малая столица второй половины республики –
город Карачаевск. Он находится уже непосредственно в предгорьях, там на
глаза попалась первая крупная мечеть – ислам более распространен в
горных районах. Дальше дорога А-155 выводит на плоскогорье, напрямую к
Теберде.
Несмотря на февраль, сначала едешь по залитой солнцем равнине и
чувствуешь, как потихоньку начинают подступать высокие горы, сужаясь в
узкую горловину. Качество дорожного полотна почти везде весьма приличное
– невзирая на сложные климатические условия, за трассой внимательно
следят. Еще бы, ведь курорты Теберды и Домбая являются одними из
старейших на территории России. Если брать только бывший СССР, то
массовый туризм здесь начался в 1925 году, а первые восхождения и лыжные
«покатушки»
с гор произошли в 40-м.
После Теберды дорога
становится более сложной, последние 18 км к горнолыжному курорту Домбай
проходят по заповеднику, в котором густо растет лес. Теперь представьте:
солнце пробивается через хвою еле-еле, но, поднявшись в зенит, оно
немного подтапливает падающий снег, а когда снова скрывается, мороз
моментально образует на влажных участках ледяную корку. Вполне возможна
ситуация, когда вы после ровного сухого асфальта вдруг внезапно
вылетаете на ледяную ловушку, и это
все происходит на горном серпантине. Особо резво гнать там не стоит даже
опытным водителям.
В это дальнее
путешествие мы отправились на новом Subaru Forester,
который только в середине прошлого года поступил к дилерам. Обкатка
машины уже была, но, одно дело прокатиться на кроссовере по предложенной
трассе, а совсем другое – испытать автомобиль в настоящих горах.
На этом SUV установлен 2-литровый атмосферный горизонтальный
оппозитный мотор, который выдает 150 «голов лошадей», раскручивая их до
приличных 196 Нм. Новый кузов и расширенная колесная база создают
дополнительное место, и привычная аскетичность Subaru слегка отступает,
позволяя путешествовать с удобствами. В старом кузове Forester был более
стремителен, заточен под скорость, а вот в новом он вальяжен, даже
слегка напыщен, что, к сожалению, сказывается на скоростном прохождении
различных участков.
Фирменная система симметричного полного привода, центром которой
является оппозитный движок с низким центром тяжести, должна давать
идеальное распределение веса и сбалансированность во всех направлениях. А
это, в своею очередь, должно способствовать устойчивости хода и
надежности сцепления колес с поверхностью как на дороге, так и в
условиях бездорожья, независимо от состояния поверхности и скорости. Но
на высоких скоростях расширенный кузов вносит свою лепту в реальное
положение дел: крены в поворотах весьма ощутимы, а скоростное
прохождение неровностей отдается в кузов поперечной раскачкой – издержки
комфортной подвески. Подвеска стала мягче, плавней, больший ход
амортизаторов гасит неровности на малых скоростях, но после 120 км/ч
делает торможение
слегка напряженным. Да и подруливать на наших дорогах приходилось
довольно часто. Но в пределах 100 км/ч Subaru Forester отлично
справлялся со змеевидной скользкой дорогой, которая поднимает нас до
1600 м над уровнем моря в Домбай.
Домбай – небольшой
курортный поселок, который расположен на пятачке между гор. В нем
перекрещиваются несколько речек, так что просто диву даешься, как
виртуозно строители смогли возвести тут несколько гостиничных
комплексов. В принципе, Домбай – это конец дороги А-155, дальше уже
проехать нельзя – упираешься в границу с Абхазией.
Инфраструктура в Домбае уже отработана до мелочей. 12 современных
гостиничных комплексов со всеми удобствами, есть возможность получить
более бюджетное жилье в частном секторе. Я невольно начал сравнивать это
место с Приэльбрусьем в Балкарии и вынужден признать, что для отдыха
Теберда подходит лучше. В Домбае, в отличие от Терскола, нет толп
кочующих фанатов горного экстрима, тут гораздо спокойней, семейней и
уютней. В Кабардино-Балкарии можно кататься на Эльбрусе и Чегете, обе
горы мало подходят для начинающих лыжников, которые уже научились
сползать с подмосковных горок и хотят чего-то большего. А в Домбае
простор для катания дает гора Мусса-Ачитара высотой 3200 м. Здесь
гораздо более пологие склоны, гораздо меньше камней и меньше риска схода
лавин, чем на Эльбрусе. Но при этом остается возможность целинного
катания как на сноубордах, так и на лыжах.
Общая длина трасс в
Домбае – около 20 км, так что любой может найти себе подходящую дорогу.
Само катание происходит гораздо выше поселка, поэтому немаловажным
плюсом является разветвленная сеть канатных дорог – их тут 12. Самой
удобной и современной, несомненно, является «Новый комплекс канатных
дорог». Он поднимает лыжников прямо из середины поселка сначала до 2270,
потом до 3035 и, наконец, на верхушку Мусса-Ачитара – 3200 м. Но и стоимость
подъема тут «кусается» – 1200 руб. за разовый дневной абонемент.
Правда, есть возможность воспользоваться комплексными скидками.
Отдельная история – катание на карачаевских лошадях. Местные горцы
очень любят своих питомцев, которые получили официальное признание на
международном уровне. Эти лошади неприхотливы и очень выносливы, что
позволяет использовать их для сложных конных восхождений, но это
удовольствие я оставлю себе на потом, когда вернусь сюда летом.
Поселок Домбай
расположен на территории Тебердинского биосферного заповедника, чем его
сотрудники очень недовольны. Поэтому большинство прилегающих дорог
перекрыто шлагбаумами, чтобы назойливые туристы не портили биосферу. Для
того чтобы отснять автомобиль в некоторых местах, мне пришлось просить
специальный пропуск у начальства, которое выдало мне его под честное
слово, что я не буду писать про охоту – охота на территории
заповедника строжайше запрещена! Зато есть возможность организовать ее
чуть подальше. Благо, дичи тут несметное множество – война выгнала
животных из Чечни к Эльбрусу.
Трофеи меня не интересовали, а вот к нарзанным источникам прокатиться
стоило. Хотя бы ради того, чтоб прогнать автомобиль по снежной целине
на пологих склонах гор. И тут новый Forester раскрыл весь свой
потенциал. Я понял, почему создатели пошли на уступки гоночным качествам
машины – автомобиль прекрасно передвигается по бездорожью! Плавно,
спокойно, без пробуксовок он «переплывал» через ручьи, ехал по целинному
снегу, брал каменные преграды. На этой машине действительно можно
спокойно отправиться с семьей в горы, не беспокоясь о самочувствии –
раскачка на малых скоростях прекрасно гасится и почти не ощутима, причем
плавность, с которой это происходит, удивляет. Максимально, куда нам
удалось забраться – 2200 м возле альплагеря «Алибек». Дальше не пустили
пограничники, сказали, что дороги совсем нет.
Мне путешествие в
Теберду и Домбай очень понравилось. Тут отработана схема общения
«местные–приезжие». Люди интересуются вами только как потенциальным
клиентом, и ничего больше. Правда, немного дороже, чем в Приэльбрусье
Кабардино-Балкарии – дороже блюда в кафе при гостиницах и на горе
Мусса-Ачитара, чуть дороже сервис. Зато здесь гораздо спокойнее и тише.
Прокат оборудования стоит одинаково – рублей по 400-500 за полный
комплект. Автомобильное топливо, кстати, стоит
тоже одинаково – по 20 руб. за дизель и столько же за 95-й. Домбай –
отличный семейный курорт, на который стоит выбираться почаще и отдыхать,
наслаждаясь видом величественных гор, прекрасных лесов и чистых снегов
на склонах Большого Кавказского хребта.
Что посмотреть:
Панораму с горы Мусса-Ачитара, нарзанные источники рядом с Тебердой,
подняться на лошадях в альплагерь «Алибек», мемориальный комплекс памяти
павших в Великой Отечественной войне в Новом Карачае и обязательно
попробовать встать на лыжи!