Не богатырь, не
красавец и не стиляга. В возрасте, но пользуется устойчивым успехом у
дам. Своими манерами Suzuki Jimny напоминает героя анекдотов про
поручика Ржевского. Конечно, восемьдесят пять «лошадок» - это не три
тысячи чертей, но гусарского задора машинке не занимать. Значит, едем в
Ржев! Историки
утверждают, что потомки древнего дворянского рода Ржевских жили в девяти
российских губерниях. Воронеж, Курск, Тула, Москва, Орел, Рязань,
Санкт-Петербург, Тамбов, Тверь... Чтобы угадать, где именно куролесил
поручик, впору крутить бутылку, потому что утюжить подряд все города и
веси на таком автомобиле не решится даже опытный кавалерист: ездового
комфорта в салоне Suzuki Jimny не больше, чем в седле. Хотя в поездку мы
отправились на машине в «женской» версии, с четырехступенчатой
автоматической коробкой передач. Несмотря
на скромный моторчик 1.3, «автоматический» Jimny едет шустро и почти
всегда поспевает за «взрослыми» автомобилями. В городе вовсе никакой
ущербности: бодрый разгон, адекватные переключения. А высокая посадка и
«аквариумная» обзорность (особенно радуют наружные зеркала - большие, но
с хорошей виброзащитой) только придают уверенности. Хороший головной
свет, удобные передние сиденья и сносный задний диванчик. По размерам
он, конечно, «под косметичку», однако высокий потолок создает иллюзию
простора и спасает головы пассажиров при подскоках. От знакомых приходилось слышать,
что, дескать, в городе Jimny опасен, потому что водители больших
внедорожников и грузовиков его не замечают. Еще как замечают! И глазеют:
как этот большой дядя поместился в такой машинке? А пока они ушами
хлопают, мы - прыг! - и первые у светофора! Оставаться респектабельным
за рулем этой машинки вообще непросто. Бордюры, сугробы, заваленные
снегом дворы - это же так увлекательно! Переступая порог краеведческого музея в Ржеве, мы
опасались, что после первого вопроса про поручика нас выгонят взашей.
Но серьезные дядьки с учеными степенями и сами так завелись, что мы едва
успевали записывать. Оказывается,
персонаж анекдотов давно стал своеобразным талисманом города: про
Ржевского написана книга, его именем назван сорт местного пива и уже
несколько лет горожане вынашивают идею установки памятника своему
любимцу. Местные краеведы уверены, что прообразом фольклорного героя был
храбрый гусар Павел Алексеевич Ржевский, о котором Денис Давыдов
упоминает в партизанских дневниках 1812 года. Служил Павел Алексеевич в
Семеновском полку, участвовал в сражении при Фридланде, был ранен,
награжден, вышел в отставку, но в 1812 году снова встал в строй и,
сражаясь с французами, дошел до Парижа. Орел! Поговаривают, что драматург
Александр Гладков именно с этой фигуры «срисовал» главного героя пьесы
«Давным-давно», по которой Эльдар Рязанов снял фильм Гусарская баллада.
Поручик Ржевский в исполнении Юрия Яковлева получился фактурным,
убедительным, но уж слишком интеллигентным. Впрочем, таким был и
прототип: окончательно выйдя в отставку, Павел Алексеевич стал
камергером, потом коллежским и статским советником, вступил в несколько
масонских лож, сделался попечителем богоугодных заведений и до самой
смерти вел степенный образ жизни. Suzuki
Jimny поначалу тоже выглядел паинькой, но при скоростном движении по
трассе начал сдавать позиции. Дело в том, что для обеспечения сносной
городской динамики первые три передачи у древнего японского «автомата»
сделаны сближенными. А четвертая ступень выведена «в овердрайв», и это
здорово мешает при обгонах. Продавливаешь педаль в kick-down, а толку
нет: на низшей ступени получается «перекрут» по оборотам, а на высшей -
«недокрут» по моменту. Поэтому в рискованных ситуациях мы отказывались
от обгонов, оставались в правом ряду и вспоминали анекдоты. - Маман, поручик
знает пошлые песни! - Он при тебе их пел? - Нет, насвистывал! Кстати, на скорости 100 км/ч
торчащая из передней стойки Jimny антенна так громко свистела, что нам
пришлось спрятать ее внутрь, пожертвовав уверенным радиоприемом. Мы мчим дальше. Туда, где наши
консультанты обнаружили следы еще двух Ржевских: Павла Николаевича (его
имя высечено на памятнике Третьей пехотной дивизии на Бородинском поле) и
Константина Алексеевича, о котором нам рассказали в Музее военного быта
в Доронине. Ни тот ни другой буйным нравом не отличились, но все же
Константин Алексеевич служил в Павлоградском гусарском полку, офицеры
которого славились не только военными, но и хулиганскими подвигами.
Въехать в трактир на лошади, на спор переночевать в свежевырытой могиле,
вдрызг напиться… За подобные выходки гусары расплачивались несколькими
днями домашнего ареста и возвращались в строй героями. Фольклорные
зарисовки на тему Павлоградского полка не вписываются даже в нынешние
рамки приличий, а от офицерских шуточек того времени покраснели бы и
завсегдатаи привокзальной пивной. Свернув
с трассы, заправляемся, подсчитываем расход топлива и вспоминаем
очередной анекдот: -
Поручик, вы можете выпить ведро водки? -
Целое - нет. Но отхлебну неслабо! Получилось, что по загородной трассе при
крейсерской скорости 110 км/ч наш малыш «хлебал» по 9,3-9,5 литра
«девяносто пятого» бензина на сотню, проезжая на одном баке около 350
км. Действительно неслабо. На
скользких дорожках в окрестностях Бородинского поля Jimny превратился в
строптивого бесенка. Первую же S-образную связку поворотов мы прошли в
размашистом вальсе, еле успев «отловить» машину. Потом едва не
закрутились в «тещином языке». А происходит вот что. Поскольку жесткая
подвеска со значительными неподрессоренными массами (на Suzuki Jimny
спереди и сзади стоят неразрезные мосты) не успевает отрабатывать
неровности, задняя ось разгружается, сцепление шин с дорогой уменьшается
и избыток тяги так и норовит поставить короткобазную машинку поперек
трассы. Кто там смеялся над энерговооруженностью Jimny? Накинь двигателю
еще десяток «лошадок» - и неопытный водитель «уберется» в первом же
скользком повороте, а отбери - вообще не сможет управлять тягой. Потому
что «аналоговое» шасси (нет ни системы стабилизации, ни других
электронных помощников) вкупе с короткой базой и зависимой подвеской
«брыкается», как необъезженная лошадь. Гасим скорость, держим ровный газ, нажимаем на
клавишу «4WD» - и словно колем коню дозу транквилизатора. В
полноприводном варианте машинка становится такой покладистой, что
скользкие повороты можно уже «писать» по-гусарски. В начале дуги
выставляем руль «на апекс», добавляем газ и, используя всю ширину
проезжей части, ровненько выскальзываем наружу. «Три тысячи чертей!» -
восхищенно воскликнул бы Ржевский. «Ой, маменька...» - вздохнула бы
впечатлительная барышня. К
слову, каждый год в окрестностях Бородинского поля современные
«гусары-павлоградцы» устраивают показательные сражения и не менее
показательные пиршества. Так что перчика к образу Константина
Алексеевича Ржевского они добавили от души, но если надумаете
присоединиться, то ищите непьющего водителя! Глядя перед поездкой на «гражданские» шины
Bridgestone Blizzak, мы поклялись, что заниматься экстремальным
офф-роудом не будем. Но, как говаривал Ржевский, обещать - не значит
жениться! Отправившись из Бородина в Тульскую область и съехав с трассы
М-4 в сторону деревни Мильшино, мы минут десять скакали по расчищенной
деревенской дороге, а потом уперлись в снежный бруствер. Осмотрелись,
включили в трансмиссии все, что можно включить, стиснули зубы и... Три
тысячи чертей! Стрелка тахометра ушла за 5000 об/мин, в боковые стекла
полетели фонтаны снега, в ушах завыло, а в глазах замелькала крышка
капота. Чтобы не улететь в сугроб, рулем приходилось работать как на
переставке, попутно уворачиваясь от летающей по салону поклажи. Наглец,
какой же наглец! Прикол
в том, что у Suzuki Jimny очень жесткое шасси (рамная конструкция),
небольшая масса (Jimny легче «классической» Нивы) и прекрасная
внедорожная «геометрия». Словом, «дубасили» мы от души. Но знали: если
встанем, то наверняка выедем назад по своей же колее. Вставали,
выезжали, потом вновь разгонялись и продолжали штурм. А в Мильшино мы
рвались потому, что в XIX веке в этом селе была усадьба братьев
Ржевских. Эти хоть и не поручики, но чудили так, что прославились далеко
за границами губернии. Старший
брат Петр Семенович Ржевский учился в школе гвардейских прапорщиков в
Петербурге, служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка, воевал
на Кавказе, а выйдя в отставку, начал веселить соседей. Снес
родительский дом и с личного разрешения императора отгрохал на его месте
уменьшенную копию Зимнего дворца. Там было 19 комнат, зал для танцев,
зимний сад и - неслыханная роскошь по тем временам - аж шесть
ватерклозетов! Младший брат Сергей Семенович к дворцовой недвижимости
был равнодушен, но питал страсть к фейерверкам и сомнительным публичным
выходкам. Во время церковных служб конфузил хорошеньких монахинь, на
балах наряжался в двусмысленные костюмы и то и дело попадал в
скандальные хроники. На военной службе Сергей Семенович продержался
менее года, большую часть просидев под арестом за нарушения. Однажды был
застукан в городе в непотребном для офицера виде: без портупеи и сабли -
амуницию и оружие за ним нес денщик. А выходкой, окончательно
поставившей крест на военной карьере, стало потешное покушение на
командира, под ноги которого провинциальный пироман бросил пороховую
хлопушку, сделанную из пустого грецкого ореха. За такие шалости можно
было угодить и на каторгу, но Сергея Семеновича тихо уволили со службы и
вернули домой. От
имения Ржевских в Мильшине сохранилась только полуразрушенная церковь, а
роскошный дом еще на заре советской эпохи растащило местное
прогрессивное крестьянство. Еще бы! Ведь камень, из которого
Ржевский-старший строил свой «Зимний дворец», был непрост. Брали его в
Бяковских каменоломнях, что неподалеку от города Венева. Поскольку на
открытом воздухе известняк быстро твердел, камень обрабатывали прямо в
штольне, потом выносили на руках и грузили на подводы. Поверив, что в подземельях около
села Бякова до сих пор лежат несколько невывезенных колонн, мы нашли
проводника и спустились под землю. Страшно, неуютно и первобытно. Колонн
мы, конечно, не нашли, а вот на следы жизнедеятельности
спелеологов-неформалов натыкались на каждом шагу. Петр Семенович Ржевский умер в
1900 году и был похоронен в Мильшине. А Ржевский-младший перебрался в
село Власьево Рязанской губернии, где занялся садоводством и разбил
большой парк с диковинными растениями. На его месте сейчас вообще ничего
не осталось, но в заросшем саду периодически видят людей с
металлоискателями - по слухам, перед революцией Ржевские закопали рядом с
домом сокровища. Опять
же по слухам, один из братьев был похоронен неподалеку от своего
последнего имения, на старом кладбище в селе Спас-Дощатом - прямо возле
храма. А лет пятьдесят назад во время паводка на месте старых могил
образовалась огромная промоина - и посредине храма всплыл гроб то ли с
князем, то ли с военным. Верим, свят-свят-свят! Выходка хоть и
посмертная, но вполне в духе Сергея Семеновича. Вообще, историй с
участием этого персонажа нам рассказали столько, что хватило бы на целый
гусарский полк. Одно не стыкуется: по воспоминаниям современников,
Сергей Семенович Ржевский не пил, не играл в карты и даже не был особо
охоч до женского пола. Точку
в нашем этнографическом исследовании поставил нижегородский историк
Игорь Григорьев - он-то и направил нас по следу персонажа, который
полностью соответствует народному образу поручика Ржевского. Разрешите
представить: Матвей Николаевич Ржевский. Гусарский поручик, сражавшийся
во время войны 1812 года в партизанском отряде Сеславина. Виртуозно
владел оружием, терпеть не мог штатских и постоянно конфузил
родственников специфическим солдатским юморком. А со скукой Матвей
Николаевич боролся просто - устраивал дуэли. - Поручик, говорят, вы стрелялись
из-за дамы? - Да! А трус корнет стрелялся из-за дерева! Вранье! На дуэли отставной гусар
выходил бесстрашно и отправил на тот свет изрядно народа, в том числе и
своего соседа по имению. А еще Матвей Николаевич обожал женщин, и они
отвечали ему взаимностью: по слухам, у партизанского гусара было с
десяток любовниц. Может, он по-гусарски и приврал, но все равно: вот с
него-то и надо памятник лепить! Что-что?
Ах да, Suzuki Jimny… Напомните, мы уже успели рассказать об удобстве на
задних сиденьях? Гусары,
молчать! Ну, за гусар! А
завтра - черт возьми! - как зюзя натянуся, На тройке ухарской
стрелою полечу; Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся, И
пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Денис Давыдов,
«Решительный вечер» Турка В
бокал наливали розовый и вишневый ликеры и коньяк, а сверху разбивали
сырое яйцо. Выпивать напиток нужно было залпом. Гусарский пунш В деревянное
ведро наливали шампанское, портер и бургундское. На огне накаливали
подкову боевого коня и бросали в ведро. Жженка В котел наливали равные части красного
вина и коньяка. Добавляли нарезанный дольками лимон или апельсин,
сухофрукты и специи - душистый перец, корицу, гвоздику. На котел клали
скрещенные сабли и на перекрестье ставили сахарную голову
(крупнокусковой сахар). Содержимое нагревали (до кипения доводить
нельзя!), а сахарную голову пропитывали ромом и поджигали, чтобы жженый
сахар стекал в котел. Когда сахар расплавлялся полностью, в котел
выливали бутылку шампанского. Гусарский
словарь ГУСАРЫ - род легкой конницы. Впервые появились в Венгрии
при короле Матвее Корвине, который в 1458 году создал особое ополчение
для защиты границ от нападений турок. Происходит от венгерских слов
«husz» - «двадцать» и «ar» - «подать». ДОЛОМАН - короткая суконная однобортная куртка со
стоячим воротником. ЗЕЛЬЕ
- порох. МЕНТИК - обшитая
мехом короткая куртка, которая надевалась поверх доломана. МУШКЕТ - тяжелое гладкоствольное
ружье с фитильным замком. Стреляет пулей. МУШКЕТОН - короткое ружье с кремневым замком, с
раструбом в дульной части ствола. Стреляет дробью. РЕПЕЙ - украшение в виде
звездочки или зубчатого цветка на пушечном лафете или остроугольные шипы
для начинки артиллерийских снарядов. ТАРЕЛКА - часть эфеса у шпаги, укреплявшаяся
перпендикулярно к клинку и прикрывавшая руку. ТАШКА - плоская кожаная сумка.
Служила для перевозки почты. Позже стала декоративной деталью,
помогающей определить принадлежность к полку. ЧАКЧИРЫ - гусарские штаны. Узкие,
в обтяжку, расшитые шнурами и галунами по швам. Их носили на подтяжках и
застегивали сзади на хлястик с пуговицей. ШТУЦЕР - короткое ударно-кремневое ружье
уменьшенного калибра с тупой загонкой пули, с нарезным граненым стволом и
особым прицелом. Что
почем? Годовое жалование гусарского поручика в русской армии в
начале XIX века составляло 311 рублей. На питание дополнительно
выдавалось 84 рубля. Цены
на обмундирование, продукты питания и оружие в XIX веке, руб. Аршин (71 см) офицерского сукна -
5, 50 Пуговица - 0,04-0,08 Обмундирование армейского пехотного
офицера - 200 Сабля рядового - 4,25 Офицерская сабля - до 400 Обед
с вином и десертом - 0,5-3 Мармелад и жареные рябчики - 0,25-0,30 Бутылка
шампанского - 2 Бутылка столового вина - 0,5
Источник: http://www.autoreview.ru/ |