Установка стартера продиктована желанием удобства эксплуатации мотоцикла.
Стартер предназначен для пуска двигателя и представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Также его установка может быть вызвана некоторыми вариантами
компоновки рамы мотоцикла, при которых установка педали кик-стартера
практически невозможна. В этом случае установка электростартера - единственный выход из создавшейся ситуации.
Автор: Илья Марченко
г. Белгород-Днестровский
Фото: автора
ЭТАП II. После выставления соответствующих зазоров производится "прихватывание" крепежного флянца к картеру КПП.
Стартер собирается и фиксируется на флянце. Затем стартер подключается к аккумулятору и осуществляется
ряд пробных пусков при выкрученных свечах зажигания,*** что дает возможность определить качество
фиксации стартера. Вращение должно быть свободным, без остановок и заеданий. Звук при вращении должен
быть монотонным, без нарастания или снижения тональности. Шестерня стартера должна свободно входить
в зацепления с венцом маховика, и также свободно выходить из него.**** После проверки производим
окончательное сваривание поверхностей, после которого снова проверяем работу стартера, чтобы убедиться
в том, что флянец не "повело". После сваривания ускорять процесс остывания металла категорически
воспрещается, так как это может стать причиной ослабления его прочностных характеристик. Желательно
оставить педаль кик-стартера. В процессе эксплуатации это облегчит регулировку клапанов и зажигания.
Да и запасной вариант пуска не помешает. Характерная его о собенность: при малой частоте вращения ротора о бмотка возбуждения генератора потребляет
ток от внешнего источника тока - аккумулятора, и только после возбуждения,при частоте вращения ротора
2400 об/мин и выше, генератор переходит на работу от самовозбуждения. Эксплуатация генератора при полностью
разряженной аккумуляторной батарее или ее отсутствии невозможна (генератор не возбуждается). При перемотке
удастся повысить мощность всего на 50-100 Вт! Это не спасет ситуации. Цена генератора Г424 - около 350грн.
б) Генератор ИМЗ 14.3771 фото 14. По конструкции аналогичен с Г424.Но реле зарядки встроено в генератор.Номинальное
напряжение 14В, отдача - 35 А/ч. Номинальная мощность 500 Вт.Выпрямительный блок БВП 86-60, регулятор
напряжения Я212А 11Е или 361.3702, порог срабатывания регулятора -13.6-14.4в. Он обладает достаточной
мощностью и отличается простотой установки. Но в то же время - "никаким" качеством сборки, материалов
и минимальным ресурсом работы!
Поэтому стоит вести речь о генераторе, которым комплектуются мотоциклы ИМЗ в данный момент,марки "DENSO"
(500 Вт). У него отменное качество и надежность. Но найти его в продаже практически невозможно, да и
ориентировочная стоимость 500-650 грн.
в) Тракторный генератор 462.3701. фото 8.
Это бесконтактная, трехфазная, одноименно по люсная электромашина с односторонним электромагнитным
возбуждением и встроенным выпрямительным блоком БПВ-23-50 и электронным регулятором напряжения
типа Я112Б. Встречается 2-х видов: 700 и 1000 Вт. Диодный реле-регулятор тока (ЯШ)112Б (А, Н, В)
встроен в заднюю часть генератора.
Для установки генераторов этого типа потребуется изготовить
удлиненный вал генератора. А так же изготовить переходную планшайбу с эксцентриком и местом под сальник
от мотороллера "Муравей" 42x25x10 (фото 9). При изготовлении планшайбы помните: При ее установке перекрываются вентиляционные отверстия генератора, расположенные в передней его части. Для этого необходимо на планшайбе высверлить с торца небольшие углубления, освобождая доступ воздуха к
вентиляционным отверстиям. Так же потребуется подпилить выступ картера двигателя над распредвалом, и
немного подпилить корпус генератора. В том случае, если не удлинять вал генератора, после его сборки
шестерня генератора будет заходить в зацепление с шестерней распредвала всего на 50%! Поэтому удлинение
вала, или изготовление новой, удлиненной шестерни - обязательно! К отрицательным моментам относятся
громоздкость и большой удельный вес данного генератора. Принципиальная схема генератора допускает запуск
двигателя без аккумулятора, так как данный генератор способен самовозбуждаться. Цена такого генератора
(б/у) 50-120 гривен, нового - 250 гривен.
Выбор генераторов данного типа следует строить по критерию габаритности: чем компактней, тем лучше. Как
правило,их мощность составляет 660 Вт. Интегральное реле встроено в задней части генератора. Ориентировочная
стоимость генератора б/у 250-450 грн.
Устанавливаются подобные генераторы двумя способами.
Первый способ сходен с установкой тракторного генератора, так как потребуется изготовить переходную
планшайбу и удлинить вал генератора (фото 11).
При удлинении вала потребуется очень точная токарная работа, иначе труды будут сведены "на нет"!!!
Второй способ - ременной привод.
Отличается относительной простотой изготовления и установки (соответственно, дешевизной),(фото 12).
Механизм привода изготавливается из корпуса Г424. Вытачивается новый вал со шкивом и проста-вочные втулки.
К раме приваривается кронштейн крепления, который должен иметь регулировку натяжения ремня.Применяются ремни
самого малого размера с маркировкой "500"или"600". Дополнительный плюс этой схемы - возможность легко внести
в схему "паразита" - дополнительный масло-насос, крыльчатку охлаждения радиатора, крыльчатку нагнетателя...
При увеличении количества шкивов более двух, потребуется установка натяжного подшипника например, (ВАЗовского),
а так же внесение изменений в несущую конструкцию, для оптимальной компоновки схемы ременного привода.
Допустимый прогиб ремня 6-12 мм. Зацепление шестерни генератора должно быть отрегулировано - во избежание
ненужных нагрузок при работе, для снижения шумности работы и для продления срока службы шестерен ГРМ.
После 20000тыс.км пробега полость крышки генератора необходимо очищать от щеточной пыли и других загрязнений.
Для удобства выполнения работ генератор необходимо демонтировать с двигателя. Затем снять кожух и
щеткодержатель со щетками. После чего аккуратно, кистью, смоченной в растворителе Р647 или обезжиривателе
БП-20, очистить внутренние поверхности крышек генератора. После чего продуть их сжатым воздухом. Не стоит забывать также и о том, что при увеличении
потребляемой мощности электрооборудования, увеличивается нагрузка
на двигатель.При компоновке нового генератора тщательно проверьте шестерню генератора"на биение" в токарном
станке. "Кривая" шестерня не позволит добиться нормального зацепления с шестерней распредвала, и, в свою
очередь, достаточно быстро "сожрет" ее.
* СТ 353, СТ367(369) В(Б): Номинальное напряжение -12 В, номинальная мощность кВт - 0,61, ток холостого хода А
(не более) - 65, частота вращения якоря при холостом ходе (тп.-1(не менее))-5000, число зубьев ше стерни
привода стартера -8, модуль (шаг)шестерни привода-2,5, мощность л.с.-0,6 (СТ 353), 0,7(СТ 367), 0,8 (СТ 369).
** Модуль зубчатого колеса - геометрический параметр, линейная величина, пропорциональная размерам
зубчатого колеса. Различают осевой, окружный и нормальный модуль зубчатого колеса. Модуль зубчатого
колеса определяется следующим образом: количество зубьев -f- 2. Затем наружный диаметр делится на
получившееся число.
*** Стартер можно держать включенным не более 10 секунд, а затем дать перерыв на 15-20 секунд.
Длительное включение стартера приводит к чрезмерному его нагреванию и повреждению аккумуляторной батареи
и обмоток стартера.
**** Для облегчения вхождения в зацепление шестерен стартера и венца маховика, на зубьях венца,
со стороны вхождения в зацепление со стартером, делаются конусные фаски (заходы).
|