Ну вот, еще один прекрасный день для поездок на мотоцикле под дождем.
Конечно, если вы альбатрос от рождения - или если вы правильно подобрали
для себя одежду.
Прочитав очередную статью одного мотоциклетного журнала из Южной
Калифорнии, я в который раз удивился тому, насколько легко и убедительно
кое у кого получается писать о тактике езды в дождь, пусть даже ты
имеешь об этом весьма смутное представление. За последние две недели я
проехал на мотоцикле под дождем, пожалуй, больше миль, чем удается
проехать большинству таких вот писак из Золотого Штата за целый год. Это
побочный эффект проживания в Ванкувере, Британской Колумбии - одном из
самых дождливых городов континента.
Я не претендую на то, чтобы преподнести абсолютное и единственное
верное знание о том, как следует ездить на мотоцикле в дождь.
Несомненно, существует множество альтернатив. Но учитывая мой
многолетний опыт езды в непогоду, начиная от коротких летних дождичков и
заканчивая черными зловещими ночами с хлещущим проливным дождем "как из
ведра" и даже зимними поездками, когда в качестве осадков выступает уже
не дождь, а снег, хотелось бы поделиться некоторыми основными мыслями
на эту тему. Так сказать, основы основ.
Передвигаться плавно и аккуратно - задача номер один. Не стоит лишний
раз испытывать коэффициент сцепления шин с покрытием - и так понятно,
что он намного хуже, причем часто не особенно ясно, где именно будет
особенно скользко. Держи дистанцию, чтобы при необходимости иметь
возможность безопасно оттормозиться. С другой стороны, не стоит слишком
сильно опасаться срыва резины - я почти не припомню случаев, чтобы в
поворотах в дождливую погоду шины начинали неконтролируемо скользить, и
уж точно никогда я не падал из-за того, что шины начинали скользить в
повороте. Лишь однажды я наблюдал со стороны, что такое
гидропланирование на лысой передней покрышке - когда мы с другом ехали
по I-5 недалеко от Сиэттла, штат Вашингтон, но тогда он попал в
достаточную глубокую лужу. Я хочу сказать, что всему есть пределы, но в
данном случае все не так ужасно, как вам может показаться.
А вот что регулярно подводит мотоциклистов, так это неверная оценка
максимально возможной силы торможения на покрытии, которое лишь кажется
сухим. Однажды во время поездки я приближался к светофору и
непосредственно перед ним увидел чистую и сухую полосу асфальта, которая
вселила в меня уверенность. Решив испытать работоспособность передних
тормозов, я что есть силы сжал ручку тормоза - и оказался лежащим на
асфальте быстрее, чем мог себе представить. Кроме испытанного боями
мотоцикла, ботинок и кожаной куртки, пострадало и мое эго. Урок? Сухой
асфальт еще не означает, что у тебя сухие покрышки. К тому же, не зря
MSF (Motorcycle Safety Foundation) называет среднюю часть полосы
движения "масляной полосой". Именно сюда попадает масло, вытекающее из
моторов автомобилей, останавливающихся на красный свет.
Кстати, к вопросу о масляных полосах. Мой отец, мотоциклист, а в
прошлом - разработчик городских дренажных систем и акведуков, говорил о
понятии "первого смыва". Суть в том, что самой грязной является та
дождевая вода, которая попадает на дороги и смывается с них дождем в
течение первых пары часов после начала непогоды. А урок для
мотоциклистов состоит в том, что если вы попали в первый за сегодняшний
день (или за более длительный период) дождь, знайте, что дорога обещает
быть особенно скользкой. Это огромная проблема для таких мест, как
Лос-Анджелес, где водители в течение солнечного и сухого сезона напрочь
забывают об уроках прошлой зимы и продолжают ездить в дождь "аки
посуху", и с первым осенним дождем мэр города уже вовсю названивает
Президенту, умоляя его объявить район зоной бедствия.
Основное, о чем забывает большинство мотоциклистов во время езды в
дождь - это то, насколько важно оставаться в сухости и тепле. После
множества поездок под проливным дождем, не однажды промокнув насквозь,
до меня дошло, что часто простые варианты являются оптимальными.
Приемлемый уровень комфорта может обеспечить самый дешевый пластиковый
костюм-дождевик, какой только можно найти (я пользуюсь желтым
промышленным комбинезоном и пластиковой дождевой курткой). Полной
нирваны можно достичь, надев сверху куртку пожарника. Та, что есть у
меня, сшита из плотной прорезиненной ткани, и в комплекте со свитером я
чувствую себя вполне защищенным от любой непогоды. Для дополнительной
защиты от ветра пришлось пришить полосу-липучку поверх молнии.
Приходится надевать шарф, потому что в движении ветер задувает в область
шеи, и тем не менее в том, что касается защиты от влаги, эта куртка -
непревзойденный экземпляр.
Теперь об обуви. Мой личный опыт говорит о том, что прорезиненные
ботинки и теплые шерстяные носки - то что надо для поездок в дождь.
Такие ботинки обеспечивают куда больший комфорт, чем те тонкие
презервативы, которые предполагается надевать поверх обычных
мотоциклетных сапог. Ну разве что в них еще неприятнее ходить, когда
слезаешь с мотоцикла. Преимущество тонкой дождевой обуви, которая обычно
прилагается к дождевикам - в том, что с наступлением хорошей погоды ее
можно убрать в кофр, и она не будут занимать много места. По этой
причине она незаменима в путешествии. Я не могу сказать, насколько
хороши все эти новые супермодные "влагонепроницаемые" мотосапоги только
потому, что не считаю, что они должны стоить на 200 долларов дороже, чем
обычные туристические прорезиненные ботинки. По моему скромному мнению,
таких простых ботинок для езды в дождливую погоду вполне достаточно,
при том что они обеспечивают достаточный уровень безопасности, ведь при
падении в дождь ты в большинстве случаев вряд ли повредишь даже защитную
одежду. Например, в приведенном выше случае на I-5 мой друг завалился
на скорости не меньше 100 км/ч и скользил по асфальту до полной
остановки, но весь ущерб ограничился тем, что слегка порвался тонкий
пластиковый дождевой костюм. На кожаной куртке, надетой под костюмом, не
обнаружилось ни одного следа.
Идеальных перчаток мне пока не удалось подобрать, но на данный момент
одними из лучших мне кажутся длинные, толстые и очень дорогие краги от
Frank Thomas. Они остаются сухими изнутри даже когда внешние слои
материала уже можно выжимать. Но вот в части сохранения тепла они
оставляют желать лучшего - при околонулевых температурах руки в них
немного замерзают. Но учтите, это на мотоцикле без обтекателей и
подогрева ручек руля. Понятно, что при условии наличия подогрева
рукояток, обтекателя и встроенного в перчатки электроподогрева картина
была бы совсем иной. А вот нормальной защиты шеи, кажется, до сих пор не
придумали. В пространство между шлемом и воротником задувает ветер.
Отчасти защититься от него можно с помощью обычного тонкого шарфа, но
стоит ему намокнуть, и понимаешь, что лучше бы его не было вовсе. Думаю,
что здесь мог бы подойти широкий неопреновый воротник, да где его
взять.
Если предпринять соответствующие меры, часть из которых описана в этой
статье, то на мотоцикле вполне безопасно и без риска для здоровья можно
ездить до тех пор, пока с неба не посыпятся белые мухи. Но в одном
послушайтесь меня: как только начнет падать снег, оставляйте своего
железного коня в гараже. Я лично осознал на практике, насколько я был не
прав, когда не послушался этого совета, но это уже другая история.
Перевод Maxie Max