Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Пеший туризм [15]
Путешествия на Мотоцикле [6]
Путешествия на Авто [108]
Путешествие на водном транспорте [1]
Уроки 4x4 [8]
Уроки Выживания [140]
Куда пойти [4]
Информация для путешественников [24]
Интересные и полезные материалы для путешественников.
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Воскресенье, 22.12.2024, 06:17

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Путешествия и туризм » Уроки Выживания




Как потерпевшим бедствие в кратчайшие сроки выйти к людям

Информация, заключенная в этой главе, предназначена в первую очередь для людей, избравших активные формы выживания, то есть самостоятельное движение в сторону густозаселенных районов или к конкретным населенным пунктам с обеспечением продуктами и водой в ходе движения.

Практически все аварийные памятки в категорической форме рекомендуют потерпевшим оставаться на месте аварии или в непосредственной близости от него. Правило, бесспорно, мудрейшее! Несравнимо легче отыскать в дебрях тайги, в пустыне, горах обломки потерпевшего крушение транспортного средства, палаточный бивак или аварийный лагерь, чем одиноко бредущего человека. К тому же логика движения пешехода трудно поддается прогнозированию. Идет он куда хочет, нимало не заботясь о том, трудно его будет искать в данной местности или нет.

Надо заметить, что случаи, когда для спасения попавших в беду «ставят под рюкзаки» сотни людей, когда вертолеты и самолеты на бреющем полете прочесывают местность, иначе говоря, когда организуются крупномасштабные спасательные операции, не так уж часты. Более типичны происшествия, когда пострадавший сам вынужден заботиться о сохранении своей жизни. И объясняется это не жестокосердием людей, а просто тем, что о происшедшей аварии никто не знает. Исчезновение пассажирского самолета в небе заметно всем, а беда, постигшая одинокого охотника, туриста, грибника или рыболова, известна только ему. Если родственники и хватятся незадачливого отпускника, то только через несколько дней, когда он не вернется домой к назначенному сроку. Но и тогда поиски могут затянуться на несколько суток и даже недель, так как маршрут движения путешественника-одиночки или неорганизованной группы обычно известен весьма приблизительно даже им самим. Короче говоря, в подавляющем большинстве случаев самодеятельный путешественник может рассчитывать только на свои силы.

Успех самостоятельного поиска людей в аварийной ситуации во многом зависит от того, умеет ли человек:

- определять стороны света и ориентироваться на местности

- определять район, где встреча с людьми наиболее вероятно

- правильно организовывать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвенных признаков присутствия людей;

- владеть навыками следопытства, то есть читать и расшифровывать обнаруженные следы и метки.

Рассмотрим наихудший вариант: у потерпевших аварию нет компаса и карты, запас продуктов ничтожен, свое местонахождение они не могут установить даже приблизительно. Действительно, хуже не бывает. Что можно посоветовать людям в такой крайне сложной ситуации? Только одно — идти куда глаза глядят, до первой встретившейся на пути реки или ручья. Пусть он будет совсем махоньким, этот ручеек, но, если следовать вдоль него вниз по течению, он приведет к другому, более крупному ручью, тот, всвоюочередь, впадетвнебольшую речку, та — в более полноводную.

Чем крупнее река, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все города и поселки имеют выход к большой воде. Населенные пункты, промышленные предприятия, лесные кордоны, лесосплавные участки, звероводческие хозяйства почти всегда «привязаны» к воде. Возле водоема легче встретить дорогу или тропинку, ведущую к поселку. По крупным рекам и озерам осуществляется судоходство, значит, есть возможность подать костровой или любой другой сигнал бедствия проходящему судну. Мелководные реки используются местным населением для перевозки грузов на мелкосидящих катерах и лодках. Даже охотничьи избушки и заимки чаще всего строятся на берегах рек и озер. Поэтому путь вниз по реке практически всегда приведет к людям. По той же причине потерпевшим аварию вблизи моря надо стараться держаться как можно ближе к побережью.

Кроме того, вблизи реки намного легче обеспечиться продуктами питания. Возле водоемов произрастают наиболее питательные съедобные растения, в воде всегда найдется рыба, в прибрежных зарослях водится водоплавающая птица, животные постоянно выходят к реке на водопой. В заболоченной местности наиболее твердые участки почвы встречаются также вдоль берегов водоемов. Наконец, вниз по реке можно сплавляться на связанном из сухих бревен плоту. Правда, делать это можно лишь на реках со спокойным течением и соблюдая все меры предосторожности. Даже на тихой реке могут встретиться опасные пороги, водопады и т. п. препятствия.

Сплавляясь по реке, равно как и двигаясь вдоль нее по земле, необходимо внимательно осматривать берега, разыскивая причалы, пристани, водозаборные трубы, буиибакены, створные знаки, мостики, спускающиеся к воде тропинки, стожки сена, сушащиеся на шестах сети, лежащие на песке перевернутые лодки, домашнюю водоплавающую птицу, которые могут указать на присутствие в этом месте людей (рис. 50).

Вообще во время перехода надо больше внимания обращать на окружающую местность. Напри-

enciklopedia-50.jpg

Рие. 50

мер, затесы на деревьях, а также деревья со стесанной вершиной или стволом, очищенным ответок до середины высоты (так называемые деревья-маяки), могут указать на тропу, дорогу или охотничью избушку. В некоторых районах страны у высокого дерева, стоящего возле охотничьей заимки, стесывают вершину, а вокруг, по периметру большого, иногда свыше километра в диаметре, круга, делают на стволах глубокие затесы. Для облегчения ориентировки перед выходом на маршрут нелишне будет поинтересоваться формой и расположением меток, принятых в данной местности.

При выборе маршрута следует учитывать местную сезонную миграцию населения, характерную для многих регионов страны. Например, в зимний период времени на Крайнем Севере движение автотранспорта осуществляется по «зимникам», которые прокладываются в местах, летом совершенно безлюдных и труднопроходимых. Стада оленей ле-

том пасут в районах, приближенных к побережью Ледовитого океана, так как там меньше гнуса, а зимой, наоборот, отгоняют в южные районы тундры и лесотундры, где легче добыть корм оленям и топливо пастухам. Подобные сезонные отгоны скота наблюдаются в пустынной и степной зонах.

Наблюдение

Обнаружить близкорасположенный населенный пунктможно с помощью наблюдения. Для этого в ходе движения следует периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать’огни, поднимающиеся в небо столбы дыма, взлетающие и совершающие посадку самолеты и вертолеты, маяки, буровые вышки, заводские трубы, линии электропередач, просеки, покосы, искусственные сооружения, пыль, поднятая идущим автотранспортом, искусственные лесопосадки, выделяющиеся на фоне леса цветовыми пятнами правильной геометрической формы, и т. п. Наблюдая за небом, можно обнаружить постоянные маршруты гражданских и военных самолетов и попытаться с помощью сигнального зеркала и костров подать сигнал бедствия.

Эффективность ночного наблюдения выше, чем дневного. Особенно это заметно в полупустынной и пустынной зонах. Днем в пустыне сильно ра-

несколько равных секторов и осматривать только свой участок, перекрывая соседний не более чем на 5—10°. Примерно так же работает профессионально обученная личная охрана президентов, премьеров, монархов, султанов и других облеченных властью лиц во время официальных приемов. Только роль наблюдателей там выполняют обычно симпатичные девушки, растворившиеся в толпе гостей. И что бы вокруг ни случилось — они не имеют права оторвать взгляд от своего сектора. Мы проводили опыты и убедились, что секторный осмотр гораздо эффективнее произвольного, где каждый смотрит, кудахочет, а на практике-^ туда, куда смотрят все.

При ожидании помощи на месте аварии, в непо-средственной близости от лагеря, надо соорудить на возвышенной точке с круговым обзором наблюдательный пункт. Наблюдательные дежурства лучше вести попарно, не давая друг другу уснуть. Через каждые 2—3 ч дежурных необходимо менять.

При переходе, во время длительных привалов и ночного отдыха также необходимо выставлять сменных дежурных-наблюдателей. В ночное время наблюдения должны вестись непрерывно!

При осмотре местности необходимо помнить, что при сильном утомлении человек склонен принимать желаемое за действительное, то есть видеть то, что хочет увидеть. По этой причине необходимо постоянно перепроверять себя.

И еще надо помнить, что даже очень знакомая местность при необычном освещении, с непривычной точки наблюдения, из-за необычного для человека психического состояния — испуга, паники, раздражения, апатии, опасения ошибиться и т. п. — может показаться совершенно незнакомой. Особенно это часто случается в горах, где любая скала, вершина, хребет при осмотре с разных сторон имеют совершенно различный вид.

Чувствительность зрения повышается напряжением внимания в 1,5—2 раза. И, наоборот, любое отвлечение внимания на разговор, прислушивание кчужой беседе, мысли о постороннем, пережевывание пищи и пр. сильно уменьшают чувствительность зрения. Значительно отвлекает внимание наблюдателя курение, кроме того, огонь горящей сигареты рассеивает темноту, засвечивает глаза.

Повысить чувствительность зрения можно с помощью глубокого дыхания (за минуту надо делать 8—10 глубоких, плавных вдохов и выдохов), совершив несколько несложных физических упражнений, раздражая любой орган чувств, периодически обтирая лицо,’ затылок и шею прохладной водой или снегом.

Подсвечивание глаз красным светом в течение 2—3 мин повышает ночную чувствительность зрения на полчаса.. Этим способом пользовались армейские разведчики, еще в Первую мировую войну.

Наблюдать можно не только за горизонтом, но и, например, за рекой. Глядя на плавающий мусор,который несет вода, можно с уверенностью сказать, что находится в верховьях реки.

Сплавной лес указывает на лесоразработки. Хозяйственный мусор, плывущий и прибитый к берегу, спиленный и срубленный хворост, масляные и бензиновые пятна на воде и пр. — на город или поселок. Обнаружив отдельные признаки, нельзя спешить отправляться в путь, следует продолжать наблюдение. Возможно, увиденная пустая бутылочка из-подшампуня, обрывокгазеты или полиэтиленовый пакет оказались здесь случайно. Признаком расположенного вверху по течению жилья может служить большое количество предметов, пятен с малым разбросом, и при этом постоянно увеличивающееся.

Особую значимость наблюдение приобретает в аварийных ситуациях, произошедших на открытой воде — в море, большом озере. Высокий, скальный и особенно заснеженный берег может быть заметен за 60 км и более. С другой стороны, низкий берег можно не увидеть в нескольких сотнях метров. Прибрежная зона моря достаточно плотно насыщена световыми навигационными и сигнальными приборами — маяками, буями, бакенами, знаками и пр. Видимость маяков в хорошую погоду может достигать десятков миль, буев — нескольких километров. В любом случае потерпевшим, не имеющим пред-ставленияосвоемместоположении, целесообразно двигаться в направлении замеченного огня. Всякое морское навигационное средство может.вывести

enciklopedia-51.jpg

Рис. 51

потерпевших к берегу или оживленной судоходной трассе (рис. 51).

Наблюдать в море надо с максимально возвышенной над поверхностью воды площадки — крыши рубки, мачты и пр. Чем выше точка обзора, тем большее пространство доступно наблюдателю, тем меньше искажают видимую картину волнение, испарения, водные блики.

Прослушивание

Обнаружить присутствие в данной местности людей можно не только с помощью наблюдения, но и прослушивания. Известно, что 7% информации об окружающей среде человек получает через слух.

В аварийной ситуации, особенно в густолесье или другой закрытой местности, значение слуха возрастает. Слух — наиболее универсальное средство поиска, таккак, в отличие от зрения, охватывает разом все стороны горизонта, а не одну только узкую, видимую часть.

При некотором навыке человек способен проводить звуковую пеленгацию с точностью до 3—5″! Для большей эффективности пеленгации, для повышения чувствительности слуха к уху желательно приставить свернутый кульком лист жести, плотной бумаги или приложить сложенные рупором ладони.

Если непонятный шум или искусственного происхождения звук человек услышал во время перехода или привала, он должен незамедлительно повернуться лицом в его сторону и, стараясь не двигаться, зафиксировать направление на звук, заметив перед собой какой-либо хорошо различимый ориентир — камень, скалу, одиночное дерево, в крайнем случае, вытянув руку. После этого следует некоторое время соблюдать полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Одновременно, не сходя с места и не прекращая прослушивания, надо на шкале компаса заметить градусы, соответствующие направлению на ориентир. В последующие часы, и особенно ночью, в данном направлении необходимо провести тщательное визуальное наблюдение.

enciklopedia-52.jpg

Рис. 52

Человек способен услышать (рис. 52):

гул реактивного самолета в ночной тишине — до 30—40 км

дальние взрывы (например, производящиеся на карьерах, полигонах и пр.) — за 12—15 км

морские звуковые маяки (в зависимости от мощности)— от 5 до 20 км

шум идущего поезда— за 10 км

тепловозный, паровозный гудок, сильную сирену — за 7—10 км

рокот мотора работающего трактора — за 3—4 км

стрельбу из охотничьего ружья (в зависимости от рельефа местности)— за 1,5—3 км

автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак— за 1—2 км

шум грузовой машины, идущей по шоссе — за 2 км

Слышимость увеличивается в тумане, над водой. Затрудняют целенаправленное прослушивание любые близкие и производимые самим человеком звуки: шуршание одежды, бряцание металлических предметов в карманах, скрип обуви, шуршание почвы под ногами, громкое, напряженное дыхание. Значительно уменьшает чувствительность слуха пережевывание лиши. Довольно далеко могут быть услышаны обрывки звуков, принесенные ветром, но определить их происхождение бывает очень трудно.

Следопытство на тропе, дороге

Иногда потерпевшим аварию людям везет, и они находят не отдельные следы, а целую тропу или лесную дорогу.. Если постараться, то состояние тропы или дороги может дать немало полезной информации.

Обнаружив тропу, в первую очередь необходимо удостовериться, что она протоптана человеком, а не лесными животными. Признаком зверинойтропы могут служить многочисленные отпечатки лап и копытнапочве, обильный помет, клочки шерсти на ветках кустов и деревьев, неудобная, с точки зрения человека, конфигурация тропы, отсутствие искусственных мостков через ручьи и реки и полное отсутствие следов деятельности человека. И еще одна характерная особенность: если ветки кустов и деревьев нависают над тропой, постоянно стегают по лицу и груди, значит, дорогу сквозь чащобу проложил зверь. Если бы тропой пользовались люди, они непременно бы обломали все неудобные и опасные сучки и ветки.

Для медвежьих троп характерна плотная, утоптанная, лишенная травянистой растительности почва, нередко в форме глубокой (10—20 см) борозды, до 0,5 м шириной. Встречающиеся вдоль тропы кусты малины, смородины с ягодами почти всегда обломаны. На отдельных деревьях можно заметить глубокие борозды сорванной коры — это своеоб-разные медвежьи метки, которыми хищникопреде-ляет свои владения.

На магистральную, то есть постоянно использующуюся, тропу могут указать деревья со стесанной вершиной или стволом, очищенным от веток, от корней до середины высоты — так называемые деревья-маяки (рис. 53).

В лесной зоне небольшие тропы обычно метят на уровне груди идущего человека, в пределах видимости одной метки от другой. Чаще всего метки ставят на наиболее крупных, выступающих из густолесья на тропу деревьях, которые издалека бросаются

enciklopedia-55.jpg

Рис. 53

в глаза. Простейший затес представляет из себя глубокую, снимающую не только кору, но и верхний слой древесины зарубку, сделанную с помощью од-ного-двух ударов топора. Более сложные затесы встречаются редко, так как вырезать замысловатые рисунки на стволах — дело долгое и хлопотное (рис. 54).

Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Очень свежий, возрастом в одну-две недели, отличается особенной яркостью, отдельные, торчащие в стороны щепочки еще не потускнели, не высохли и имеют такой же цвет, что и древесина ствола. Старый затес под действием дождя и ветра постепенно тускнеет и через полгода — год приобретает серый оттенок, но тем не менее остается хорошо заметным еще несколько лет.

enciklopedia-53.jpg

Рис. 54

Три-четыре затеса на стволе рядом друг с другом могут обозначать, что в стороне находится удобная стоянка или через несколько метров будет разветвление тропы, дороги, родник. Воткнутая поперек тропы ветка или молодое деревце вершиной указывают направление, в котором человек свернул в лес. Это временная метка, с помощью которой метят маршрут разошедшиеся на время охотники. Иногда роль указующей стрелки играет щепка или небольшая веточка, вставленная в расщеп на верхнем конце кола, вбитого в грунт посреди тропы. В некоторых случаях охотники оставляют рядом с меткой, на кусочке бересты или на бумаге, засунутой в полиэтиленовый пакет или стеклянную тару, письменное сообщение, из которого потерпевшие бедствие могут почерпнуть для себя много полезной информации (рис. 55).

На незалесенных участках местности тропу метят специальными,.издалека видимыми конусообразными турами, чаще всего сложенными из камней или валежника. Но иногда из более экзотических материалов: в тундре — из брошенных оленьих

enciklopedia-54.jpg

Рис. 55

рогов, в степи и пустыне — из любого подходящего материала, вплоть до костей и черепов падших животных. Высота туров-маяков бывает очень различна, но обычно не меньше роста человека, чтобы их не заметало зимой снегом, а в пустыне песком.

В более посещаемых районах тропы метят разноцветными полосами краски, нанесенными на стволах деревьев в строгой очередности, или, если она временная, — яркими флажками из цветного материала, плотной бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Такая более современная и щадящая природу маркировка, как правило, используется туристами, лесниками. Чаще всего метки наносятся с правой стороны, по ходу движения, так как человек обычно идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. Обратная маркировка наносится с противоположной стороны тропы или на уже меченных деревьях, но с другой стороны ствола (рис. 56).

enciklopedia-56.jpg

Рис. 56

При приближении к населенному пункту любая тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места привалов, больше заметно мусора — консервных банок, окурков, спичечных коробков, старых костровищит. п.

При удалении от поселка наблюдается обратная картина.

Туристы могут метить свой маршрут, вытаптывая временные знаки на снегу и земле (рис. 57, а), выкладывая из веток (б), камней (в), рисуя на коре дерева углем или шариковой ручкой стрелки (г), и т. п. Расшифровкаеложныхзнаков приводится ниже:

1.                Двигайтесь прямо.

2.                Поверните направо или .налево (в зависимости от того, куда направлена боковая риска).

3.                  Увеличьте скорость передвижения.

enciklopedia-58.jpg

Рис. 57

4.           Внимание! Впереди препятствие или опасное место.

5.                   Стоп! Находиться на этом месте.

6.                   Место для кратковременного привала.

7.                   Место для лагеря.

8.                   Питьевая вода.

9.                   Здесь оставлено письмо.

10.                   Здесь удобная переправа.

Кроме того, знаком временной (на 2—3 дня) маркировки могут служить воткнутые в снег ветки и еловый лапник, ветки, закрепленные на кроне дерева другой породы (еловые на лиственных и наоборот) , прислоненные к стволам палки, цветная бумага, приклеенная с помощью ленты или наколотая на выступающие ветки придорожных кустов. Подобная временная маркировка может ^простоять иногда целый сезон и значительно облегчить поиск занесенной снегом тропы.

enciklopedia-57.jpg

Рис. 58

Знаки, приведенные нарис. 58, имеютхождение среди иностранных любителей путешествий и потерпевших бедствие авиаторов и служат для указания направления следования. При этом геометрия этихзнаков, равно как и любых других, универсальна — более узкий, либо наклоненный к земле конец направлен в сторону движения.

Знаки, изображенные нарис. 59,—запретительные. Первый расшифровывается как «не сюда», «нет пути». Второйзнак, состоящийизтрехуложен-ных рядом друг с другом камней или трех вбитых в грунт палок, обозначает сигнал опасности.

Нередко туристы оставляют сообщения о себе под сложенными ,из камней турами на перевалах, вершинах, а также в пустых консервных банках, закрепленных в костровой рогулине, в залитых стеарином свечи бутылках, иногда пишут углем или зверя капкана или меткой, обозначающей место его установки. Некоторые способы установки жердей показаны на рис. 60.

Обнаружив подобную метку, следует внимательно осмотреть близрасположенную местность, чтобы убедиться, что эта наклонная жердь—не слу-

enciklopedia-59.jpg

Рис. 59

шариковой авторучкой на затесе, сделанном на костровой рогулине или поперечной перекладине. В записке сообщают, какая группа проследовала и по какому маршруту. Рядом с запиской иногда оставляют подарок — конфеты, плитку шоколада, банку консервов. И информация, и подарок всегда могут пригодиться попавшим в беду людям.

Определить направление движения людей по тропе можно по отдельным встретившимся следам, особенно на увлажненных и загрязненных участках.

Определенная система обозначения мест промысла существует у профессиональных охотников. Кроме обычных затесов, это могут быть обломанные на высоте человеческого роста ветки, а также жерди, прибитые или приставленные к стволам деревьев, или просто воткнутые в снег. Чаще всего подобные жерди являются частью настороженного на

enciklopedia-60.jpg

Рис. 60

чайная, сбитая с дерева палка. Капкан будет либо установление самой жерди, либо соединяться с ней с помощью поводка, либо находиться где-то поблизости.

При обнаружении настороженного капкана нужно оборудовать вблизи него убежище или костровой бивак и ожидать прихода охотника. Обычно капканы проверяются не реже одного раз в несколько дней. Уходить от него не стоит, так как отыскать заимку охотника самостоятельно вряд ли удастся, а она может быть единственным жильем на многие десятки километров в округе!

Если капкан не насторожен, вособенности если это не металлический капкан, который охотники предпочитают уносить с собой, а его импровизированный, изготовленный из подручных средств аналог, если видно, что им давно не пользовались, то можно рискнуть предпринять самостоятельный поиск охотничьей заимки. Для этого надо дополнительно пометить место находки и, оставляя в пределах прямой видимости метки, провести осмотр окружающей местности с целью обнаружения.



Источник: http://survinat.ru/2010/01/kak-poterpevshim-bedstvie-v-kratchajshie-sroki-vyjti-k-lyudyam/
Категория: Уроки Выживания | Добавил: t0nick (23.03.2010)
Просмотров: 1870 | Рейтинг: 0.0/0



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Какой привод Вашего Транспортного Средства?
Всего ответов: 62
Статистика