Признаки земли
Облака и некоторые четкие отражения в небе являются
наиболее верными признаками земли. Небольшие облачка
держатся над атоллами, коралловыми образованиями и
скрытыми рифами. Неподвижные облака или их гряды часто стоят
вокруг вершин гористых островов или над побережьями
материков. Такие неподвижные облака легко отличить, так как
остальные движутся мимо них.
Другими признаками земли являются вспышки молний и отражение света в небе. Молнии, наблюдаемые в определенном районе в ранние часы, указывают на наличие поблизости горного района, особенно это относится к тропикам. В полярных районах четко обозначенные яркие участки на сером небе являются признаком плавучего или прибрежного льда среди открытого водного пространства. Лед прибрежных заливов обычно бывает более гладким, плоским и белым, чем паковый лед. Такой гладкий и белый лед, особенно, когда льдины находятся в сжатом состоянии, говорит о наличии поблизости входа в залив.
Звуки, по которым можно судить о близости земли, это постоянные крики птиц в одном и том же направлении, звук сирен судов или сигнальных буев, а также многие другие звуки, являющиеся признаками цивилизации.
Признаками близости земли являются также увеличение числа птиц и насекомых, наличие водорослей, произрастающих в мелких водах.
Близость земли можно также определить по запахам, которые ветер может разносить на очень большие расстояния. Этот факт имеет особое значение, если движение плота или лодки происходит в тумане или ночью. На близость земли указывает также увеличение количества проплывающей древесины и земной растительности, изменение цвета воды, которая становится более зеленой и грязной.
Обращение с резиновым
плотом
Шансы потерпеть аварию в открытом море у самолета такие же,
как у корабля. На борту тех и других имеются резиновые плоты.
Умейте обращаться с ними.
Умейте правильно надуть плот. Если основные камеры плавучести надувные, пользуйтесь насосом или надуйте их ртом. Надуйте также расположенные крест-накрест надувные сиденья, если среди спасшихся нет пострадавшего, которому необходимо лежать. Основные камеры надувного плота должны быть четко округлыми, но не натянутыми, как барабанная кожа. В жаркие дни стравливайте воздух, так как в камерах он расширяется.
Морской якорь. Если вы намерены оставаться поблизости от места кораблекрушения или аварии самолета или вам необходимо выдерживать направление, используйте морской якорь (рис. 36) или сделайте водный тормоз из чехла плотика или водоотливного ведерка. Следите за тем, чтобы фал от якоря не протирал стенки надувного плота. Во время шторма якорь позволит выдерживать курс и диаметральную плоскость плота по ветру.
РИС. 36. Самодельные морские якоря
Защита от ветра и брызг. Держите плот по возможности сухим. Во время штормовой погоды сооружайте защитные приспособления от ветра и брызг. Чтобы держать плот в равновесии, основной груз располагайте в центре. Если на плоту находятся два человека или больше, самый тяжелый из них должен находиться в центре плота. Утечка воздуха. Чаще всего утечка воздуха происходит через клапаны, швы или погруженную в воду поверхность плота. Эти места утечки можно заделать пробками, которые прилагаются к надувному плоту. Паруса. Никогда не держите оба нижних конца паруса одновременно привязанными. Внезапный порыв ветра может опрокинуть плот. Обеспечьте возможность раздернуть один из парусных шкотов или держите его в руках. Подача сигналовСуществует множество способов подачи различных сигналов при выживании в открытом море. Это могут быть радиомаяки, сигнальные ракеты, красящие маркеры, зеркала, свет, свистки. Не следует использовать средства сигнализации, если вы не уверены, что посылаемые вами сигналы будут услышаны или увидены. При отсутствии средств сигнализации вспенивайте воду веслами. Радиосигналы. Если спасательная лодка или плот оснащены радиоаппаратурой, действуйте так, как изложено в инструкции по правилам обращения и подачи сигналов. Огонь и сигнальные ракеты. Инструкции по использованию ракетных пистолетов, ракет, дымовых шашек и аварийных огней (т.е. обычного оборудования спасательной лодки) находятся в водонепроницаемой упаковке вместе со средствами сигнализации, фонарь и ручной электрический фонарик используйте для освещения и подачи сигналов. Сигнальные флаги. Лучшим способом использования сигнального флага является следующий: два человека растягивают флаг, держа его за четыре угла, и поводят им, чтобы ясно были видны цвета флага. Сигнальные флаги, поднятые на мачте, видны на большие расстояния. Чехол от лодки. Используя брезент или лодочное покрытие в качестве тента, натягивайте его цветной стороной вверх. Размахивайте им при приближении спасательного корабля. Свист. Пользуйтесь свистом при плохой видимости с тем, чтобы дать о себе знать спасательным судам или людям на побережье, это также поможет определить местоположение других плотов, которые разошлись. Указания по морской практике
Наблюдатели. Все находящиеся на плоту, кроме раненых и больных, должны нести вахту наблюдения. Организуйте это так, чтобы вахта была непрерывной. Ее продолжительность – не более 2 ч. Наблюдатель должен следить за появлением признаков земли, а также за трущимися местами на плоту и за появлением течи. Вахтенный должен быть надежно привязан к плоту. Передвижение. Плот будет дрейфовать по ветру и течению. Пользуйтесь этим, если дрейф идет в нужном направлении. Для использования силы ветра надуйте сильнее плот и сидите выше над плотом. Выньте из воды морской якорь и поставьте парус. В качестве руля используйте весло. Если направление ветра нежелательное, опустите морской якорь и лягте на дно плота, чтобы уменьшить площадь сопротивления ветру. Не поднимайте парус до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что земля близко. Морские течения не представляют проблемы, так как в открытом море они редко имеют скорость более 9 – 12 км в сутки. Управление плотом. Примите все меры предосторожности, чтобы ваш плот не перевернулся. В штормовую погоду спустите якорь с носа плота и сидите низко. Не вставайте и не делайте резких движений. На случай очень сильного шторма имейте запасной морской якорь, который вы сможете бросить в случае утери первого. Если плот все-таки перевернулся, перебросьте трос восстановления положения (который имеется на многоместных плотах) через днище плота. Подплывите к другой стороне плота, упритесь одной ногой в плавучую камеру и тяните за переброшенный трос. Если подобного троса нет, взберитесь на плот и ухватитесь за леер на противоположной стороне плота. Медленно соскользните обратно в воду и потяните плот назад и вверх. Большинство плотов на днище имеют специальные ручки, помогающие восстанавливать положение. Двадцатиместные плоты не имеют подобных приспособлений, так как их верхняя и подводная стороны абсолютно одинаковы. Забираться на одноместный плот надо с узкой стороны, по мере возможности сохраняя горизонтальное положение. Таким же образом один человек должен забираться на многоместный плот. Если на воде несколько плотов, их лучше связать вместе. Привяжите корму первого плота к носовой части второго и спустите морской якорь с кормы второго плота. Соединительный конец между плотом и морским якорем должен быть примерно 7,5 м длиной, отрегулируйте его длину так, чтобы в тот момент, когда плот будет на гребне волны, морской якорь оставался бы во впадине между волнами. Болезни, связанные с условиями выживания в море
Лишения тяжело отражаются на психике потерпевшего, и в случае, если он сдается, есть риск, что человек не сможет заботиться о своем здоровье и физической форме. Поэтому необходимо соблюдать личную гигиену, что позволит чувствовать себя человеком и очень важно в психологическом плане. Опрелость кожи стоп – заболевание, которое становится особенно опасным для человека, находящегося на плоту. Заболевание развивается вследствие длительного пребывания в прохладной или холодной морской воде, а также из-за недостаточного кровообращения. Длительное воздействие соленой воды может быть причиной появления ожогов и пузырей. Не прокалывайте и не выдавливайте пузыри, старайтесь укрывать их от воздействия влаги. Морская болезнь. Характерной неприятной особенностью морской среды является морская болезнь. Некоторые люди могут быть настолько сильно поражены этой болезнью, что превращаются в тряпки, неспособные работать и думать; другим, если они и ослабевают физически и психологически, удается победить эту болезнь и продолжать необходимые работы на борту спасательного средства. Болезнь проявляется в постоянной сонливости, сопровождается головной болью, холодным потом, тошнотой и рвотой (часто сильной и беспрерывной). Особенно опасна она для тех, кто находится на плоту. Чтобы преодолеть этот кризис, соблюдайте следующие советы: Найдите занятие, отвлекающее вас.
Пейте очень мало и принимайте небольшие количества пищи.
Исключите алкоголь.
Оставайтесь на свежем воздухе, оденьтесь в сухую и теплую одежду, избегайте солнца. Яркий солнечный свет и блики на поверхности воды вызывают воспаление глаз. С целью профилактики заболеваний глаз надевайте солнцезащитные очки или защищайте глаза повязкой из куска ткани или бинта. При заболевании глаз, если у вас нет никаких медикаментов, намочите в морской воде кусок бинта, ваты или хлопчатобумажной ткани и положите на глаза перед тем как их завязать.
Сосредоточьтесь на горизонте и закройте глаза, часто меняйте положение головы.
Используйте самовнушение и самогипноз.
Запоры,
недостаточная деятельность кишечника у находящихся на
плоту – явление закономерное. Не принимайте никакого
слабительного, двигайтесь как можно больше. Затруднения при
мочеиспускании, а также интенсивное окрашивание
мочи – явления естественные в подобных условиях. Море повреждает кожу.
В тех местах, где есть артрит или раны, быстро образуются
язвы и очень скоро становится невозможно вытянуться или
сесть. Солевые кристаллы воспаляют кожу, и образуются
волдыри. Надо высушить на солнце и воздухе открытые рубцы,
язвы и раны, чтобы облегчить заживание. Если имеются
противосолнечные мази, применяйте их еще до того, как
появятся волдыри. Причаливание
Раньше или позже приходит момент, когда ваш спасательный плот
приблизится к земле. Несмотря на это, важно продолжать
поддерживать дисциплину до причала. Не следует поддаваться
желанию быстрее достичь земли вплавь. Даже отличный пловец,
будучи ослабленным, сразу же попадет в затруднительное
положение. Как только вы
оказались на земле, надо оттащить плот подальше от воды, так
как он может быть полезен в качестве укрытия. Наконец вы на берегу. Не
расслабляйтесь психологически. Продолжайте соблюдать
правила выживания, но уже на земле.