Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Пеший туризм [15]
Путешествия на Мотоцикле [6]
Путешествия на Авто [108]
Путешествие на водном транспорте [1]
Уроки 4x4 [8]
Уроки Выживания [140]
Куда пойти [4]
Информация для путешественников [24]
Интересные и полезные материалы для путешественников.
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Воскресенье, 22.12.2024, 06:07

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Путешествия и туризм » Уроки Выживания




Выживание в горах

Го­ры – это об­шир­ные уча­ст­ки зем­ной по­верх­но­сти, под­ня­тые на не­сколь­ко ты­сяч мет­ров над уров­нем мо­ря и ха­рак­те­ри­зую­щие­ся рез­ким ко­ле­ба­ни­ем вы­сот.

Че­ло­век со­су­ще­ст­ву­ет с го­ра­ми на про­тя­же­нии всей сво­ей ис­то­рии. Пу­ти тор­гов­ли и об­ще­ния ме­ж­ду на­ро­да­ми, бес­чис­лен­ные вой­ны, не­ис­тре­би­мая лю­бо­зна­тель­ность не­пре­рыв­но тол­ка­ли че­ло­ве­ка на по­ис­ки спо­со­бов пре­одо­ле­ния гор­ных пре­пят­ст­вий, ос­вое­ния спе­ци­фи­ки вы­со­ко­го­рья, рас­ши­ря­ли его гео­гра­фи­че­ские по­зна­ния. Со вре­ме­нем го­ры ста­ли вос­при­ни­мать­ся не толь­ко как про­яв­ле­ние гроз­ных, по­рой обо­же­ст­в­ляе­мых сил при­ро­ды, но и как ис­точ­ник средств су­ще­ст­во­ва­ния.

Кли­ма­то­гео­гра­фи­че­ские ус­ло­вия вы­со­ко­го­рья зна­чи­тель­но от­ли­ча­ют­ся от при­выч­ных боль­шин­ст­ву лю­дей ус­ло­вий рав­ни­ны. Сла­бые лю­ди в го­ры не хо­дят. Жить и пе­ре­дви­гать­ся в го­рах очень слож­но. Ор­га­низм че­ло­ве­ка дол­жен при­спо­со­бить­ся к ха­рак­тер­ным толь­ко для гор осо­бен­но­стям: не­хват­ке ки­сло­ро­да и вла­ги в воз­ду­хе, рез­ким пе­ре­па­дам тем­пе­ра­ту­ры, силь­ной ульт­ра­фио­ле­то­вой ра­диа­ции, чрез­вы­чай­ной яр­ко­сти днев­но­го све­та. При­чем все это со­про­во­ж­да­ет­ся зна­чи­тель­ной фи­зи­че­ской на­груз­кой, свя­зан­ной с пре­одо­ле­ни­ем мно­го­чис­лен­ных опас­ных уча­ст­ков и боль­шим пси­хо­ло­ги­че­ским на­пря­же­ни­ем.

Кли­мат и по­го­да
Кли­мат гор­ных рай­онов име­ет свои спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти, от­ли­чаю­щие его от кли­ма­та боль­ших рав­нин­ных ре­гио­нов су­ши.

К глав­ным гео­гра­фи­че­ским фак­то­рам, влияю­щим на кли­мат гор, от­но­сят­ся: ши­ро­та, вы­со­та над уров­нем мо­ря, то­по­гра­фия и бли­зость к об­шир­ным мор­ским и оке­ан­ским бас­сей­нам.

С воз­рас­та­ни­ем ши­ро­ты умень­ша­ет­ся сол­неч­ная ра­диа­ция, зна­чит па­да­ет и тем­пе­ра­ту­ра. Это от­ра­жа­ет­ся на ланд­шаф­те – сни­жа­ют­ся вы­со­ты сне­го­вой ли­нии, верх­ней гра­ни­цы ле­са. В свя­зи с раз­ли­чи­ем в су­точ­ном дви­же­нии солн­ца ме­ня­ют­ся се­зон­ные зна­че­ния сол­неч­ной ра­диа­ции, про­дол­жи­тель­но­сти дня, а су­точ­ные ам­пли­ту­ды тем­пе­ра­ту­ры сни­жа­ют­ся вме­сте с ши­ро­той.

В низ­ких и уме­рен­ных ши­ро­тах, в гор­ных до­ли­нах и на вы­со­ко­гор­ных пла­то сред­няя су­точ­ная тем­пе­ра­ту­ра зна­чи­тель­но вы­ше, чем на гор­ных вер­ши­нах. От ши­ро­ты за­ви­сит так­же ха­рак­тер ат­мо­сфер­ных осад­ков. В уме­рен­ных и бо­лее вы­со­ких ши­ро­тах се­зон зим­них осад­ков от­чет­ли­во вы­ра­жен и дос­та­точ­но про­дол­жи­те­лен. Вы­со­та над уров­нем мо­ря за­мет­но влия­ет на ос­нов­ные па­ра­мет­ры со­стоя­ния ат­мо­сфе­ры: дав­ле­ние, плот­ность и от­но­си­тель­ную влаж­ность. По ме­ре уве­ли­че­ния вы­со­ты па­да­ет дав­ле­ние воз­ду­ха. От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха умень­ша­ет­ся с рос­том вы­со­ты. Ино­гда днев­ная цир­ку­ля­ция воз­ду­ха вверх по до­ли­не и по скло­нам вы­но­сит влаж­ный воз­дух на дос­та­точ­но вы­со­кие уров­ни.

Сол­неч­ная ра­диа­ция со­став­ля­ет ос­но­ву всех про­ис­хо­дя­щих в ат­мо­сфе­ре те­п­ло­об­мен­ных про­цес­сов. Она воз­рас­та­ет с вы­со­той бла­го­да­ря про­зрач­но­сти ат­мо­сфе­ры и умень­ше­нию об­лач­но­сти и за­ви­сит так­же от раз­ме­ров снеж­но­го по­кро­ва, об­ла­даю­ще­го вы­со­кой спо­соб­но­стью от­ра­же­ния.

В го­рах из­вест­ны вет­ры, имею­щие су­точ­ную цик­лич­ность: гор­но-до­лин­ные вет­ры. Днем ве­тер ду­ет вверх по дну до­ли­ны или вдоль скло­на (до­лин­ный бриз), а но­чью – свер­ху вниз (гор­ный ве­тер). Об­лач­ный по­кров над го­ра­ми, как пра­ви­ло, бо­лее мощ­ный и на­блю­да­ет­ся ча­ще, чем над ок­ру­жаю­щи­ми рав­ни­на­ми. В гор­ных рай­онах ха­рак­тер­на сус­пен­зия ка­пель в воз­ду­хе, про­яв­ляю­щая­ся в фор­ме ту­ма­на или об­лач­но­сти. Пе­ре­ох­ла­ж­ден­ные ка­п­ли ту­ма­на мо­гут про­яв­лять­ся в ви­де го­ло­ле­да, из­мо­ро­зи, в фор­ме плот­но­го льда, проч­но свя­зан­но­го с по­верх­но­стью (на­при­мер на ска­лах). Час­то вла­га вы­па­да­ет как ро­са, иней или снег.

Серь­ез­ное зна­че­ние име­ет зна­ние кон­крет­ных при­зна­ков, пред­ве­щаю­щих из­ме­не­ние по­го­ды в го­рах. Это по­мо­га­ет пре­дот­вра­тить мно­гие опас­но­сти.

При­зна­ки ухуд­ше­ния по­го­ды
По­яв­ле­ние пе­ри­стых об­ла­ков в ви­де па­рал­лель­ных ни­тей или во­ло­кон, уп­лот­няю­щих­ся со вре­ме­нем. Они пред­ска­зы­ва­ют при­бли­же­ние те­п­ло­го фрон­та. Дав­ле­ние воз­ду­ха при этом па­да­ет.

В тон­ком по­кро­ве пе­ри­стых об­ла­ков по­яв­ля­ют­ся кру­ги во­круг Солн­ца и Лу­ны – при­знак уп­лот­не­ния и сни­же­ния об­лач­но­сти и близ­ко­го на­ча­ла осад­ков.

Ес­ли нор­маль­ное че­ре­до­ва­ние гор­но-до­лин­ных вет­ров на­ру­ша­ет­ся, пе­ри­од ус­той­чи­вой хо­ро­шей по­го­ды за­кан­чи­ва­ет­ся.

Бы­строе па­де­ние ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния пред­ве­ща­ет сме­ну по­го­ды. При этом вы­со­ко­ку­че­вые об­ла­ка по­ка­зы­ва­ют при­бли­же­ние хо­лод­но­го фрон­та с рез­ким ухуд­ше­ни­ем по­го­ды и вет­ром.

Бы­ст­рый рост ку­че­вых об­ла­ков вширь и осо­бен­но ввысь (при­чем об­ла­ка тем­не­ют сни­зу) – при­знак рас­ту­щей не­ус­той­чи­во­сти ат­мо­сфе­ры и воз­мож­ных лив­ней и гроз. Ес­ли над ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми воз­ни­ка­ют пе­ри­стые в ви­де по­лос, рас­про­стра­няю­щих­ся в сто­ро­ны, при­бли­жа­ет­ся ли­вень, а на боль­шой вы­со­те – ме­тель.

Уси­ле­ние верх­не­го вет­ра, ус­ко­ре­ние дви­же­ния об­ла­ков над вер­ши­на­ми, об­ра­зо­ва­ние око­ло них мощ­ных че­че­ви­це­об­раз­ных об­ла­ков оз­на­ча­ет втор­же­ние хо­лод­но­го воз­ду­ха с по­ни­же­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры, осад­ка­ми и шква­ла­ми.

Дви­же­ние вы­со­ких об­ла­ков, от­кло­няю­щих­ся вле­во по от­но­ше­нию к дви­же­нию бо­лее низ­ких, – при­знак при­бли­жаю­ще­го­ся по­хо­ло­да­ния.

Крас­ный цвет ве­чер­ней за­ри, в ко­то­рой уга­ды­ва­ют­ся сле­ды на­хо­дя­щих­ся да­ле­ко на за­па­де тон­ких пе­ри­стых об­ла­ков, пред­по­ла­га­ет ухуд­ше­ние по­го­ды. Не­ред­ко та­кая за­ря го­во­рит о при­бли­же­нии гро­зо­во­го фрон­та.

При­зна­ки улуч­ше­ния по­го­ды
Рез­кие по­ры­вы вет­ра, воз­ни­каю­щие в пе­ри­од дол­гой пас­мур­ной и дожд­ли­вой по­го­ды, пред­ве­ща­ют про­яс­не­ние.

Рост дав­ле­ния воз­ду­ха так­же го­во­рит о бли­зя­щем­ся улуч­ше­нии по­го­ды, осо­бен­но ес­ли он на­чал­ся по­сле дли­тель­но­го пе­рио­да низ­ко­го дав­ле­ния.

Сме­на ноч­но­го гор­но­го вет­ра на днев­ной до­лин­ный (осо­бен­но уме­рен­ный до­лин­ный ве­тер, на­чи­наю­щий­ся с 9 – 10 ч ут­ра и сти­хаю­щий к ве­че­ру) – при­знак ус­та­нов­ле­ния хо­ро­шей по­го­ды.

Рас­пад, умень­ше­ние вы­со­ты и ис­чез­но­ве­ние ку­че­вых об­ла­ков сра­зу по­сле за­хо­да солн­ца – сви­де­тель­ст­во ус­той­чи­вой хо­ро­шей по­го­ды. В го­рах ино­гда вы­со­кие ку­че­вые об­ла­ка раз­ви­ва­ют­ся ве­че­ром, но до по­лу­но­чи они все рав­но ис­че­за­ют.

При­зе­ми­стый ту­ман, об­ра­зую­щий­ся но­чью и рас­хо­дя­щий­ся ут­ром, – при­знак ус­той­чи­вой по­го­ды.

За­мет­ная се­ро­ва­тая или си­не­ва­тая дым­ка в воз­ду­хе днем при срав­ни­тель­но жар­кой или ма­ло­об­лач­ной по­го­де пред­ска­зы­ва­ет ус­той­чи­вость по­след­ней.

Зна­чи­тель­ное по­сте­пен­ное по­вы­ше­ние дав­ле­ния – сим­птом ус­той­чи­вой по­го­ды.

Сла­бый ве­тер на вы­со­тах и мед­лен­ное дви­же­ние об­ла­ков над вер­ши­на­ми – при­знак ма­лой ве­ро­ят­но­сти в из­ме­не­нии по­го­ды.

Имея в ви­ду, что в го­рах сме­на по­го­ды про­ис­хо­дит зна­чи­тель­но бы­ст­рее, чем на рав­ни­не, очень важ­на свое­вре­мен­ность поль­зо­ва­ния эти­ми при­зна­ка­ми.

Гор­ный рель­еф
Зна­ние форм гор­но­го рель­е­фа по­мо­жет вам оп­ре­де­лить мар­шрут пе­ре­дви­же­ния и слож­ность воз­мож­ных пре­пят­ст­вий.

Гор­ная груп­па – обо­соб­лен­ный уча­сток гор­ной об­лас­ти, ком­пакт­ная сис­те­ма хреб­тов и от­дель­ных мас­си­вов, от­де­лен­ная от дру­гих по­доб­ных групп до­ли­на­ми и низ­ки­ми сед­ло­ви­на­ми.

Хре­бет – се­рия ли­ней­но вы­тя­ну­тых гор­ных вер­шин, со­еди­нен­ных по­ни­же­ния­ми, ог­ра­ни­чен­ная глу­бо­ки­ми до­ли­на­ми. Хреб­ты боль­шой про­тя­жен­но­сти или ли­ней­ная сис­те­ма хреб­тов на­зы­ва­ет­ся гор­ной це­пью.

До­ли­на – вы­тя­ну­тое по­ни­же­ние ме­ж­ду хреб­та­ми. По внеш­не­му об­ли­ку раз­ли­ча­ют до­ли­ны ши­ро­кие, с пло­ским дном – пой­мен­ные. Ча­ще встре­ча­ют­ся \/-образные до­ли­ны с кру­ты­ми скло­на­ми и уз­ким дном. При скло­нах боль­шой кру­тиз­ны их на­зы­ва­ют ущель­я­ми. Са­мые уз­кие из этих форм – кру­то­стен­ные, с уз­ким дном, на ши­ри­ну по­то­ка – кань­о­ны или тес­ни­ны.

Внеш­ний вид вер­ши­ны, как пра­ви­ло, на­хо­дит от­ра­же­ние в на­зва­нии: пик, ку­пол, иг­ла, зуб, баш­ня, пи­ра­ми­да, рог, ко­нус. Эти на­зва­ния, зву­ча­щие по-раз­но­му на раз­ных язы­ках, да­ют яс­ное пред­став­ле­ние о кон­фи­гу­ра­ции вер­шин и не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­ни­тель­ных объ­яс­не­ни­ях. Од­на­ко на Па­ми­ре и Тянь-Ша­не мно­гие зна­чи­тель­ные вер­ши­ны не­за­ви­си­мо от фор­мы на­зы­ва­ют пи­ка­ми.

Гре­бень – ли­ния сты­ка про­ти­во­по­лож­ных скло­нов го­ры или хреб­та. Мо­гут быть ост­ры­ми, скруг­лен­ны­ми и за­зуб­рен­ны­ми.

Сед­ло­ви­на – по­ни­же­ние греб­ня ме­ж­ду дву­мя вер­ши­на­ми. Час­то та­кое по­ни­же­ние ис­поль­зу­ет­ся как наи­бо­лее удоб­ный путь для пре­одо­ле­ния хреб­та и име­ну­ет­ся пе­ре­ва­лом.

Часть греб­ня, со­еди­няю­щая вер­ши­ны или кру­тые вы­сту­пы на нем, на­зы­ва­ет­ся пе­ре­мыч­кой. Она мо­жет быть скаль­ной, ле­до­вой или снеж­ной.

Ха­рак­те­ри­зуя пе­ре­ход от кру­то­го греб­ня к по­ло­гой его час­ти и сно­ва к кру­той, при­ме­ня­ют на­зва­ние пле­чо; рез­кое уве­ли­че­ние кру­тиз­ны на­зы­ва­ют взле­том. Кру­тые скаль­ные вы­сту­пы, воз­вы­шаю­щие­ся ино­гда на де­сят­ки мет­ров над греб­нем, из­вест­ны под на­зва­ни­ем жан­дар­мов.

Пред­вер­ши­на – это мас­сив­ное под­ня­тие греб­ня вбли­зи вер­ши­ны, не­мно­го ус­ту­паю­щее ей по вы­со­те.

Склон – бо­ко­вая ши­ро­кая часть го­ры. Кру­то па­даю­щий склон (не ме­нее 60-70°) об­ра­зу­ет сте­ну.

Ино­гда на снеж­ных скло­нах вы­де­ля­ют­ся не­боль­шие уча­ст­ки скал – ост­ро­ва.

Ку­луа­ры – уг­луб­ле­ния на скло­не, воз­ни­каю­щие под дей­ст­ви­ем те­ку­щей и па­даю­щей во­ды. Они дос­ти­га­ют ши­ри­ны не­сколь­ких де­сят­ков мет­ров, про­сти­ра­ют­ся час­то на всю вы­со­ту скло­на, мо­гут быть за­пол­не­ны сне­гом и льдом. Ку­лу­ар – ес­те­ст­вен­ный путь схо­да кам­не­па­дов и ла­вин.

Осыпь – ско­п­ле­ние об­лом­ков гор­ных по­род, ча­ще все­го под ку­луа­ра­ми. Раз­ли­ча­ют круп­ные, мел­кие и сред­ние осы­пи. По­доб­ные ско­п­ле­ния со­дер­жат пе­сок, ще­бень, ла­вин­ный снег.

Мо­ре­ны – об­ра­зо­ва­ния об­ло­моч­но­го ма­те­риа­ла в ре­зуль­та­те схо­да лед­ни­ков.

Рель­еф кру­тых скаль­ных скло­нов так­же вы­ра­жен спе­ци­фи­че­ски­ми фор­ма­ми: ска­лы обыч­но рас­се­че­ны тре­щи­на­ми. Ес­ли тре­щи­на вме­ща­ет паль­цы рук или но­сок бо­тин­ка, ее име­ну­ют ще­лью, а ко­гда вхо­дит ту­да ко­неч­ность – рас­ще­ли­ной. Са­мые ши­ро­кие вер­ти­каль­ные тре­щи­ны, в ко­то­рых че­ло­век мо­жет по­мес­тить­ся це­ли­ком, из­вест­ны под на­зва­ни­ем ка­ми­нов. Они мо­гут под­ни­мать­ся на де­сят­ки мет­ров и пре­вы­шать по ши­ри­не че­ло­ве­че­ский рост. По ме­ре уг­луб­ле­ния в ска­лу ка­мин обыч­но су­жа­ет­ся. В ка­ми­нах не­ред­ко встре­ча­ют­ся проб­ки – проч­но за­кли­нив­шие­ся об­лом­ки скал. Они, как пра­ви­ло, пре­гра­ж­да­ют путь, но мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны как точ­ки опо­ры и стра­хов­ки.

Мо­но­лит­ный, с ма­лым ко­ли­че­ст­вом не­ров­но­стей уча­сток скал но­сит на­име­но­ва­ние пли­ты.

Сту­пен­ча­тые уча­ст­ки на скаль­ных скло­нах в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров и воз­мож­но­стей ис­поль­зо­ва­ния на­зы­ва­ют ус­ту­па­ми, бал­ко­на­ми, тер­ра­са­ми. На пол­ку мож­но встать но­га­ми, на бал­ко­не мож­но си­деть, на тер­ра­се сде­лать ук­ры­тие или ус­та­но­вить па­лат­ку.

На­ви­саю­щий над скло­ном уча­сток скал, не пре­одо­ли­мый без спе­ци­аль­ных средств, на­зы­ва­ет­ся кар­ни­зом. Фраг­мент скаль­но­го рель­е­фа, по­зво­ляю­щий на­бро­сить на не­го стра­хо­воч­ную ве­рев­ку, име­ну­ет­ся вы­сту­пом. Пе­ре­се­каю­щие­ся ме­ж­ду со­бой пли­ты об­ра­зу­ют внут­рен­ний угол (ко­гда стен­ки схо­дят­ся внутрь ска­лы) или на­руж­ный угол.

Са­мы­ми мел­ки­ми эле­мен­та­ми скаль­но­го рель­е­фа ос­та­ют­ся за­цеп­ки – не­боль­шие (1-5 см) не­ров­но­сти по­верх­но­сти скал, за ко­то­рые мож­но удер­жать­ся паль­ца­ми или опе­реть­ся на них.

Лед­ни­ки
Лед­ник – ес­те­ст­вен­ное ско­п­ле­ние льдов ат­мо­сфер­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, об­ла­даю­щих са­мо­стоя­тель­ным дви­же­ни­ем. Имен­но это дви­же­ние и есть глав­ная осо­бен­ность лед­ни­ка. Лед­ни­ки ак­ку­му­ли­ру­ют и вре­мен­но изы­ма­ют ат­мо­сфер­ную вла­гу, ис­па­ряю­щую­ся с по­верх­но­сти пла­не­ты, и воз­вра­ща­ют ее в ви­де та­лых лед­ни­ко­вых вод.

Раз­ме­ры, кон­фи­гу­ра­ция и ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния лед­ни­ков весь­ма раз­но­об­раз­ны. На по­верх­но­сти лед­ни­ка и в его тол­ще не­пре­рыв­но те­чет во­да, ко­то­рая, сте­кая по тре­щи­нам, про­мы­ва­ет во льду глу­бо­кие, ино­гда на всю тол­щи­ну, лед­ни­ко­вые ко­лод­цы. Бы­ва­ет, что на­ко­пив­шая­ся в ле­до­вых по­лос­тях во­да про­ры­ва­ет­ся и слу­жит при­чи­ной мощ­ных гря­зе­ка­мен­ных по­то­ков. Лед­ни­ки раз­ру­ша­ют вы­сту­пы скал, пе­ре­ти­ра­ют гор­ные по­ро­ды. Имен­но они об­ра­зу­ют ис­точ­ни­ки об­ва­лов и схо­дов ог­ром­ных глыб льда.

Снег
Вы­со­кие го­ры по­кры­ты веч­ны­ми сне­га­ми. Веч­ные сне­га, по­кры­ваю­щие го­ры вы­ше сне­го­вой ли­нии, под дей­ст­ви­ем соб­ст­вен­ной тя­же­сти, вет­ра и солн­ца об­ра­зу­ют свое­об­раз­ные фор­мы рель­е­фа. За­сне­жен­ные скло­ны не­боль­шой кру­тиз­ны со­став­ля­ют снеж­ные по­ля. Боль­шие, поч­ти го­ри­зон­таль­ные уча­ст­ки име­ну­ют снеж­ны­ми пла­то, а ес­ли они име­ют фор­му впа­ди­ны или кот­ло­ви­ны, то муль­да­ми. Снеж­ная по­верх­ность ред­ко бы­ва­ет ров­ной. Не­вы­со­кие гряд­ки пе­ре­мет­но­го сне­га, пер­пен­ди­ку­ляр­ные на­прав­ле­нию вет­ра, за­мер­за­ют и пре­вра­ща­ют­ся в за­стру­ги. На под­вет­рен­ных сто­ро­нах снеж­ных греб­ней воз­ни­ка­ют на­ви­саю­щие снеж­ные кар­ни­зы, дос­ти­гаю­щие зна­чи­тель­ных раз­ме­ров. Под боль­шим кар­ни­зом вслед­ст­вие за­вих­ре­ния воз­ду­ха час­то об­ра­зу­ет­ся ни­ша-кар­ман.

Ино­гда в го­рах ни­же сне­го­вой ли­нии на­блю­да­ют­ся ско­п­ле­ния сне­га, со­хра­няю­щие­ся в те­че­ние те­п­ло­го вре­ме­ни го­да, по­сле то­го, как ус­той­чи­вый снеж­ный по­кров уже сой­дет. Их на­зы­ва­ют снеж­ни­ка­ми. Это – про­ме­жу­точ­ная фор­ма ме­ж­ду снеж­ным по­кро­вом и лед­ни­ка­ми. При уве­ли­че­нии снеж­но­сти они пре­вра­ща­ют­ся в лед­ни­ки.

Снег по­ра­зи­тель­но из­мен­чив. По­сто­ян­но и бы­ст­ро ме­ня­ют­ся его фи­зи­че­ские свой­ст­ва: плот­ность, те­п­ло­про­вод­ность, по­рис­тость, влаж­ность, ско­рость рас­про­стра­не­ния зву­ка. Это­му во мно­гом спо­соб­ст­ву­ет ве­тер. Вет­ры уп­лот­ня­ют по­верх­ность сне­га на скло­нах, соз­да­вая вет­ро­вой наст, сду­ва­ют его с на­вет­рен­ных уча­ст­ков, об­ра­зу­ют кар­ни­зы и под­кар­низ­ные снеж­ные ско­п­ле­ния.

Снег по­гло­ща­ет и от­ра­жа­ет сол­неч­ные лу­чи. Ко­эф­фи­ци­ент от­ра­же­ния сол­неч­ной ра­диа­ции очень ве­лик – поч­ти вся энер­гия сол­неч­ной ра­диа­ции, па­даю­щая на снег, им от­ра­жа­ет­ся и боль­шей ча­стью ухо­дит без­воз­врат­но в кос­мос. Это при­во­дит к зна­чи­тель­но­му ох­ла­ж­де­нию тер­ри­то­рии.

Снег от­ра­жа­ет сол­неч­ные лу­чи не как зер­ка­ло, рас­по­ло­жен­ное го­ри­зон­таль­но, а как ма­то­вая по­верх­ность, рав­но­мер­но рас­сеи­ваю­щая свет во все сто­ро­ны. В лет­нее вре­мя в го­рах ча­ще встре­ча­ет­ся раз­мяк­ший, лип­кий снег, тем­пе­ра­тур­ный наст, смерз­ший­ся фирн, слег­ка влаж­ный мяг­кий снег по­сле не­по­го­ды, в зим­нее вре­мя – вет­ро­вой наст, пес­ко­об­раз­ный су­хой, мо­роз­ный снег, на­ме­тен­ные вет­ром уча­ст­ки муч­ни­сто­го по­рош­ко­об­раз­но­го сне­га, пу­ши­стый све­же­вы­пав­ший снег. Зим­ний снег бо­лее тру­ден для пре­одо­ле­ния и ла­ви­но­опа­сен.

В вы­со­ких го­рах лет­ний снег час­то на­по­ми­на­ет зим­ний. Зим­ние ме­те­ли и сне­го­па­ды по­кры­ва­ют сне­гом скло­ны, греб­ни, уще­лья. Боль­ше все­го его ска­п­ли­ва­ет­ся в ку­луа­рах, на по­верх­но­сти лед­ни­ков, за­пол­няю­щих дно уще­лий. Он по­кры­ва­ет глад­кие скаль­ные и ле­дя­ные скло­ны.

Снег та­ит в се­бе мно­гие опас­но­сти. Мно­гие скло­ны ста­но­вят­ся ла­ви­но­опас­ны­ми, вер­ши­ны скаль­ных греб­ней не­пре­одо­ли­мы­ми из-за снеж­ных кар­ни­зов. Лед­ни­ко­вые тре­щи­ны, за­сы­пан­ные сне­гом, за­мас­ки­ро­ва­ны, в них лег­ко про­ва­лить­ся.

Важ­ная осо­бен­ность сне­га – его спо­соб­ность смер­зать­ся при рез­ком уп­лот­не­нии, на­при­мер при уп­лот­не­нии его но­гой. Это ка­че­ст­во наи­бо­лее за­мет­но при тем­пе­ра­ту­ре сне­га, близ­кой к 0°.

Ла­ви­ны
Ла­ви­на­ми на­зы­ва­ют при­шед­шие в дви­же­ние и низ­вер­гаю­щие­ся с гор снеж­ные мас­сы. Твер­дый сток вла­ги со скло­нов не­из­бе­жен, по­это­му в боль­шин­ст­ве гор­ных рай­онов с ус­той­чи­вым снеж­ным по­кро­вом не­из­беж­ны и ла­ви­ны.

Снеж­ные ла­ви­ны – од­на из мо­гу­чих сил при­ро­ды. Они пе­ре­но­сят не толь­ко снег, но и кус­ки скал, поч­ву, об­лом­ки де­ревь­ев. По­дав­ляю­щее чис­ло ла­вин схо­дит в не­за­се­лен­ных и ред­ко по­се­щае­мых че­ло­ве­ком мес­тах.

Об­щая ла­вин­ная опас­ность воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те силь­ных сне­го­па­дов, сме­няю­щих­ся те­п­лой по­го­дой. По­сле вы­па­де­ния сне­га 30-40 см и бо­лее при по­сле­дую­щей хо­ро­шей по­го­де вы­хо­дить в вы­со­ко­гор­ную зо­ну не сле­ду­ет.

Бы­ва­ет, что сры­ва­ет­ся ла­ви­на и без на­рас­та­ния снеж­но­го по­кро­ва, как бы не­ожи­дан­но. При­чи­на – пре­об­ра­зо­ва­ния в тол­ще сне­га, ко­то­рые умень­ша­ют си­лы, удер­жи­ваю­щие его на скло­не (те­п­ло- и вла­го­об­мен­ные про­цес­сы).

Плот­ный тя­же­лый снег, ро­ж­даю­щий­ся от взаи­мо­дей­ст­вия с во­дой (от­те­пель, ак­тив­ное сол­неч­ное из­лу­че­ние), слу­жит ис­точ­ни­ком мок­рых и влаж­ных ла­вин. Они раз­но­об­раз­ны и весь­ма опас­ны.

Ла­ви­ны мо­гут дос­ти­гать ско­ро­сти 70-100 км/ч. Для че­ло­ве­ка опас­на да­же со­всем не­боль­шая ла­ви­на. Ма­лень­кий об­вал, мча­щий­ся со ско­ро­стью 10 м/с, бу­дет ра­вен то­му, как ес­ли бы на вас на­еха­ла ма­ши­на со ско­ро­стью 30 км/ч.

Су­хие (пы­ле­вид­ные) ла­ви­ны воз­ни­ка­ют от све­же­вы­пав­ше­го или пе­ре­ве­ян­но­го ме­те­лью сне­га. Об­ра­зу­ют­ся они как во вре­мя сне­го­па­да, так и по­сле не­го, в ре­зуль­та­те на­ко­п­ле­ния снеж­ных масс и сла­бо­го их сце­п­ле­ния со скло­на­ми. Не­по­сред­ст­вен­ной при­чи­ной схо­да ла­ви­ны мо­гут слу­жить внеш­ние воз­дей­ст­вия: па­де­ние кар­ни­за, кам­ня, под­ре­за­ние скло­на че­ло­ве­ком, вне­зап­ная пе­ре­ме­на вет­ра, гро­зо­вой раз­ряд. Ла­ви­на из су­хо­го сне­га со­про­во­ж­да­ет­ся об­ла­ком тон­чай­шей снеж­ной пы­ли, ино­гда дос­ти­гаю­щим ог­ром­ных раз­ме­ров. Ув­ле­кая за со­бой воз­дух, осо­бен­но при па­де­нии с от­вес­ных уча­ст­ков, она вы­зы­ва­ет мощ­ную удар­ную вол­ну, раз­ру­ши­тель­ная си­ла ко­то­рой не ме­нее страш­на, чем са­ма ла­ви­на. Че­ло­век, по­пав­ший в сухую ла­ви­ну, да­же ес­ли ему уда­ст­ся из­бе­жать сры­ва, мо­жет за­дох­нуть­ся в снеж­ной пы­ли.

Гус­той хвой­ный лес на скло­нах – до­воль­но вер­ный при­знак от­сут­ст­вия ла­вин. Ла­вин­ный склон ха­рак­те­ри­зу­ет­ся че­ре­до­ва­ни­ем яр­ко-зе­ле­ных по­лос ли­ст­вен­но­го ле­са сре­ди тем­ной зе­ле­ни хвой­ных дре­во­сто­ев. Зи­мой вме­сто зе­ле­ных по­лос вид­ны бе­лые по­ло­сы ла­вин­ных по­то­ков. Ла­ви­ны унич­то­жа­ют пре­ж­де все­го хвой­ные де­ре­вья, имею­щие по­верх­но­ст­ную кор­не­вую сис­те­му. Ха­рак­тер тра­во­стоя в мес­тах ла­вин­ных снеж­ни­ков то­же от­ли­ча­ет­ся от ос­нов­ных скло­нов.

Уще­лья с тер­ра­са­ми, на­кло­нен­ны­ми в до­ли­ну, спо­соб­ст­ву­ют об­ра­зо­ва­нию весь­ма опас­ных снеж­ных сбро­сов. В та­ком ущель­е-до­ли­не па­де­ние ла­ви­ны с од­но­го скло­на мо­жет спро­во­ци­ро­вать та­кое же яв­ле­ние на про­ти­во­по­лож­ном. Осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет об­ра­щать на сток гор­ных ручь­ев, ко­то­рые слу­жат ес­те­ст­вен­ны­ми лот­ка­ми для снеж­ных масс.

Пе­ре­се­кая ле­си­стые скло­ны, сле­ду­ет опа­сать­ся про­сек. Ле­том ла­ви­ны ча­ще схо­дят к по­луд­ню, ко­гда снег мак­си­маль­но на­мо­ка­ет. В это же вре­мя наи­бо­лее час­ты кам­не­па­ды и об­ва­лы кар­ни­зов, вле­ку­щие за со­бой ла­ви­ны.

Смер­тель­ную опас­ность пред­став­ля­ет да­же не­боль­шая ла­ви­на. Не­по­сред­ст­вен­ны­ми при­чи­на­ми смер­ти мо­гут быть трав­мы от уда­ров по­сто­рон­них пред­ме­тов в ла­вин­ной мас­се, уда­ры ле­тя­ще­го с ла­ви­ной че­ло­ве­ка о грунт и вы­сту­пы скал, глу­бо­кое ох­ла­ж­де­ние, ис­то­ще­ние, шок и, глав­ным об­ра­зом, уду­шье.

Есть толь­ко один са­мый на­деж­ный спо­соб спа­стись от ла­ви­ны – это не по­па­дать в нее. Что­бы сни­зить риск, из­бе­гай­те пе­ре­хо­дов по уча­ст­кам с на­кло­ном 30-40° (осо­бен­но по­сле сне­го­па­да или до­ж­дя).

При не­об­хо­ди­мо­сти про­хо­ж­де­ния ла­ви­но­опас­но­го скло­на сле­ду­ет вы­би­рать наи­бо­лее безо­пас­ные уча­ст­ки: греб­ни, скаль­ные ост­ро­ва, груп­пы де­ревь­ев, слу­жа­щие в ка­кой-то ме­ре опо­рой снеж­но­му на­сту. След про­кла­ды­вать от од­но­го опор­но­го пунк­та к дру­го­му, ес­ли да­же это свя­за­но с уд­ли­не­ни­ем пу­ти или из­лиш­ним на­бо­ром вы­со­ты.

На ла­ви­но­опас­ном скло­не пе­ре­дви­гать­ся нуж­но по воз­мож­но­сти пря­мо вверх. Ес­ли нель­зя из­бе­жать пе­ре­се­че­ния ла­ви­но­опас­но­го скло­на, де­лать это на­до не по ниж­ней или сред­ней час­ти воз­мож­ной зо­ны от­ры­ва ла­ви­ны, а толь­ко по ее верх­не­му краю.



Источник: http://survinat.ru/2010/01/vyzhivanie-v-gorax/
Категория: Уроки Выживания | Добавил: t0nick (23.03.2010)
Просмотров: 2169 | Рейтинг: 0.0/0



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Читаете ли вы поправки к ПДД?
Всего ответов: 24
Статистика