Юрий Михайлов
Фото из журнала "Touren-fahrer".
Размещение багажа ка совсем не туристическом мотоцикле.
Мотоциклисту приходится перевозить не только бензин и масло. В более-менее дальний поход надо брать с собой
большое количество туристского скарба - и палатку, и спальник, и личные вещи, и запчасти для мотоцикла, и...
Дальше каждый турист дополнит этот список самостоятельно. Обычно вещей набирается немало, и возникает
вполне резонный вопрос: где все это разместить на мотоцикле?
О багажниках мы уже писали ("Мото" N 8/94). Но ведь просто так, без надлежащей упаковки вещами их
не загрузишь - надо их во что-то уложить. Во что?
Самый, казалось бы, простой вариант - в рюкзак. То есть поступить так, как делают пешие туристы - все свое
носить с собой. Хорошо бы, да только езда на мотоцикле с рюкзаком за спиной очень быстро утомляет, особенно
если он тяжелый и неудобный. Как, например, армейский вещмешок. Много в него не положишь, поскольку объем
ограничен - ведь верх приходится завязывать ремнями, пришитыми снизу. При этом мешок принимает форму большого
мяча, что отнюдь не способствует комфорту.
Гораздо удобнее специальные рюкзаки, коих существует великое множество - от сравнительно небольших, с дамскую
сумочку (впрочем, современные модницы уже вовсю носят рюкзачки размером меньше косметички - но речь сейчас
не о них) до здоровенных баулов со множеством отделений, внутренних и внешних карманов и
"отстегивающихся" частей. Вряд ли мототуристу нужны такие огромные тюки - ему больше подойдет
рюкзак размером со школьный или чуть больше, желательно - на широких лямках с дополнительным поясным ремнем.
Сильно загружать этот рюкзак не следует. Его содержимое должны составлять вещи первой необходимости - например,
свитер, фляга или пластиковая бутылка с водой. Как показывает опыт, везти его лучше все-таки на груди, а не
на спине - последняя не устает, да и сам рюкзак не "висит в воздухе", а опирается на бак. И к тому
же неплохо защищает от встречного ветра.
Металлическне кофры часто используются на мотоциклах эндуро.
Большая же часть груза, как известно, едет в емкостях, размещенных на багажнике или на заднем седле. Тут уж
фантазии туристов есть где развернуться. И чего-чего только они не используют,
Взять, например, сшитый специально под размер седла моторюкзак. Предложили его мототуристы 60-х годов
В. Алексеенко и Ф. Мамаев. Неоспоримым достоинством этого рюкзака является то, что он не мешает снятию седла,
недостатки - сравнительно малая вместимость и невозможность перевозки пассажира.
Сбоку от седла можно пристроить небольшие сумочки. Но их размеры можно значительно увеличить, если соединить
одной широкой лентой или двумя-тремя ремнями - получатся переметные сумки, мало изменившиеся с тех пор, когда
весь наземный "одноколейный" транспорт имел мощность в одну лошадиную силу. На мотоцикле (причем
необязательно на чоппере) они удобно "сидят" справа и слева от седла пассажира, совершенно ему не
мешая, легко надеваются и также легко снимаются. Материал для их изготовления - нейлон, кожа или
кожзаменитель, средние размеры - 40x30x25 см.
Обычные туристские рюкзаки, закрепленные на боковых полках багажника, вмещают значительно больше груза и не
мешают пассажиру. Вот только на наших дорогах они весьма быстро пачкаются и приобретают неопрятный вид. Само
собой, перевозимые вещи приходится тоже как-то защищать от грязи и воды.
Гораздо надежнее в этом отношении разного рода ящики (кофры), закрепляемые в задней части мотоцикла, - уж хотя
бы потому, что вещи в них лучше сохраняются. Зарубежные фирмы предлагают мотоциклистам огромное количество
этих предметов всех форм и размеров. Они могут быть изготовлены из металла или пластмассы, с крепежными
ремнями внутри и без таковых, с катафотами и без, в общем - на все вкусы и толщину кошелька. Крепятся они
к специальным рамкам, устанавливаемым на то место, где у нас обычно монтируется багажник. Благодаря
быстросъемным запорам по приезде на место стоянки мотоцикл можно легко разгрузить, а ящики унести с собой -
для переноски на них предусмотрены ручки.
Доработка сумки на бензобак для перевозки фотоаппаратуры.
Впрочем, не всегда это удобно - предположим, после долгой дороги мотоцикл покрылся пылью и грязью, и
возиться с запачкавшимися креплениями не очень-то хочется. Нет проблем - открываете кофр и достаете оттуда
сумку, внешние размеры которой соответствуют внутренним - ящика. Это обычно предусмотрено для металлических
кофров, которые крепятся к рамкам болтами с гайками. А используют их туристы-внедорожники на мотоциклах эндуро.
Но это за рубежом, а как у нас?
У нас каждый выкручивается как может. Например, определенной популярностью пользуются алюминиевые ящики для
рыболовов-подледников. Для использования на мотоцикле их надо слегка доработать: снять лыжи и перенести петли и
замки с широкой стороны на узкую, что позволит открывать крышку, не снимая ящик с мотоцикла. На привале он
будет выполнять роль табуретки.
Неплохие "чемоданы" получаются из 20-литровых алюминиевых канистр. Общий принцип конструирования:
канистра разрезается вдоль, между половинками укрепляется проставка из подходящего материала (например, из
того же алюминия), добавляются петли и замки для крышки, ручка для переноски, детали крепления - и все готово.
А такие сумм несложно изготовить самому.
Стеклопластиковые кофры разных форм и размеров изготавливает ТОО "Гель", о котором журнал уже
неоднократно рассказывал.
Разобрав однажды на запчасти древний магнитофон "Яуза-5", я обратил внимание на то, что его ящик
очень уж неплохо выглядит. Извлек оттуда все внутренности, отломал перегородки, установил крышку на неразъемных
петлях - и получился прекрасный туристский кофр, который весит не так уж много, вмещает достаточное количество
багажа, а на привале служит небольшим столом. Правда, искусственную кожу, которой ящик обтянут, желательно оторвать
и заменить одним-двумя слоями стеклоткани, после чего все отшлифовать и покрасить - тогда кофр лучше будет
противостоять дорожным стихиям. А ставшие ненужными вентиляционные и другие отверстия в корпусе можно заделать
деревянными пробками, фанерой и т.п.
Как верно заметил один из авторов журнала, "носовых трюмов на мотоцикле не предусмотрено". Но кто
сказал, что оснастить ими мотоцикл невозможно? С их ролью прекрасно справятся сумки, закрепленные на бензобаке.
За рубежом таких сумок делают опять-таки немало: маленьких и больших, с одним отделением и с несколькими, с
боковыми карманами и без них, из кожи и винила. Есть и универсальные конструкции, которые могут быть укреплены и
на баке, и на заднем сиденье, и на спине.
В верхней части сумки, как правило, имеется большое "окно", закрытое мягким пластиком. Туда можно
положить карту или схему маршрута.
К баку сумка может быть прикреплена тремя способами: с помощью капроновых ремней с пряжками, крючков и резиновых
лент или постоянными магнитами, заделанными в специальные "крылышки". Для удобства пользования обычно
к баку крепится прочное основание, а сама сумка пристегивается к нему разъемными "молниями".
Обычно эта емкость выполняется из водонепроницаемого материала. Если же он "проницаемый",
предусматривается специальный чехол, в нерабочем положении убираемый в один из кармашков сумки.
Пластиковые кофры можно дополнить мягкими мешочками.
Палатку, спальный мешок, надувной матрац или пенополиуретановый коврик очень удобно перевозить в "торбах",
сшитых из подходящего синтетического материала.
Но это все сумки да ящики, скажем так, средних и крупных размеров. Есть ведь среди необходимых вещей и разного
рода мелочи, которые желательно всегда иметь под рукой - например, запасные свечи, лампочки, предохранители,
шиноремонтный набор, сигареты, зажигалку, мелкие деньги. Конечно, можно все это разместить в маленьких отделениях
рюкзака или сумки на баке. А кое-что вполне влезет в легкосъемный "кармашек", закрепленный на перемычке руля.
Снятая с велосипеда сумочка для ключей на мотоцикле может выполнять ту же функцию. А если для инструментов вы
нашли более подходящее место, в эту сумку можно положить те же запасные свечи или, например, мелкий крепеж.
Так что при желании можно и большое количество багажа взять с собой, и аккуратно его на мотоцикле разместить.
Источник материала : журнал "МОТО"
|