- Гиви, давай откроем окна... - Нэ-эт! Пусть все думают, что у нас кондиционер. Анекдот? Когда продавец вроде бы достойного во всех отношениях автомобиля наталкивается на стойкое нежелание покупателей рассматривать его машину в качестве предмета покупки только потому, что в ней нет кондиционера, тут уж не до смеха. Конечно, влажный и душный воздух полезен лишь в русской парной, но не в салоне автомобиля. Однако столь ли необходим автомобильный кондиционер в Беларуси, если в наших условиях эксплуатации зной воцаряется на какие-то несколько недель, а в остальное время практическая польза от кондиционера кажется несущественной, либо вовсе отсутствует? Задайте этот вопрос владельцу престижной машины, и вряд ли вас вообще удостоят ответом, так как он очевиден: именно наличие кондиционера выводит модель в разряд престижных, что и делает эту дорогостоящую игрушку опцией N1 на шкале приоритетов многих автомобилистов. Консерватор Бытовые и автомобильные кондиционеры появились практически одновременно, вслед за бытовым холодильником, на котором, собственно, и были изложены принципы работы устройств этого типа. Правда, кондиционеров, пригодных для мобильной работы на легковых автомобилях, пришлось ждать до 1939 года, но на междугородных автобусах системы кондиционирования начали использоваться задолго до означенной даты. Разумеется, освежителями воздуха первыми обзавелись роскошные Packard и Lincoln, но уже к середине 1950-х годов кондиционеры перестали быть экзотикой. Ими оснащались более половины всех выпускавшихся в США автомобилей, хотя на некоторых недорогих моделях стоимость этого "аппарата" могла составлять до трети от цены всей машины. Это обстоятельство, однако, американцев не останавливало. И двигало ими, кстати, вовсе не желание пустить пыль в глаза соседям, а житейская необходимость. Многим американцам по роду деятельности приходилось подолгу находиться за рулем, а комфортная температура и умеренная влажность в салоне, независящие от погодных условий за бортом автомобиля, предупреждают усталость и поддерживают физическое состояние водителя в тонусе. В чем, собственно, и заключается главное назначение кондиционера. Но что примечательно: известен автомобильный кондиционер давно, а его конструкция, по крайней мере, внешне остается практически неизменной. Замкнутая система, состоящая из компрессора, испарителя, конденсора (иногда его называют конденсатором, что, вообще говоря, технически не совсем правильно), ресивера-осушителя и трубопроводов, в которой циркулирует хладагент. Таким кондиционер был изначально, таким же он остается до сих пор. Эволюция Если кондиционеры все-таки эволюционировали, то только благодаря развитию электроники, которое привело к появлению систем климат-контроля. Обычный кондиционер работает в режиме, вручную задаваемом водителем. Климат-контроль допускает и ручное управление, но в отличие от традиционного кондиционера эта система ориентирована в первую очередь на автоматическую работу. После включения климат-контроль переходит в режим ожидания и начинает самостоятельно функционировать, если датчики системы определят, что микроклимат в салоне не соответствует параметрам комфорта, заданным водителем, либо характеристикам, хранящимся в памяти системы. Например, еще в 1998 году Mercedes-Benz "зашил" в компьютер климат-контроля моделей CL и S-класса (остальные получили это позднее) 250 сравнительных характеристик микроклимата в диапазоне от 40 град. мороза до 50 град. тепла. Имея эту информацию и сравнивая ее с показаниями датчиков, кондиционер сам включался в работу, даже когда в автомобиле был вовсе не изнуряющий зной, а температура, характерная для поздней осени и даже зимы. Правда, воздух при этом вовсе не охлаждался (для чего, как принято думать, кондиционер и предназначен), а только подсушивался, готовясь быстро удалить влагу с запотевших окон, после чего направлялся в отопитель, где и нагревался до необходимой температуры. Электроника значительно расширила возможности кондиционеров. Появились датчики качества воздуха, определяющие концентрацию угарного газа и окислов азота в окружающем воздухе, и при необходимости автоматически переключающие климат-контроль на режим рециркуляции, отсекая поступление излишне загазованной атмосферы в салон. Стало возможным распознавать число пассажиров, находящихся в салоне, и определять необходимый объем подаваемого воздуха. Некоторые модели получили датчики солнца, позволяющие определять интенсивность и даже угол падения солнечных лучей и обеспечивать по этой информации подачу дополнительного прохладного воздуха в ту часть автомобиля, где пассажирам приходится особенно несладко от прямых солнечных лучей. Разработаны даже датчики, фиксирующие через перфорированную обивку сидений температуру и влажность тел водителя и пассажиров! Впрочем, такие датчики доступны пока только эксклюзивным моделям, хотя они и указывают на магистральное направление, по которому развиваются кондиционеры. Итак, индивидуальное обслуживание различных зон в автомобиле. Типичный пример - система Climatronic, разработанная Volkswagen. Этот климат-контроль имеет две разновидности. 2C-Climatronic предлагается для моделей VW от Golf и выше и предусматривает раздельное кондиционирование для водителя и переднего пассажира. Более продвинутая система 4C-Climatronic, доступная на моделях Phaeton и Touareg, позволяет создавать индивидуальный микроклимат для каждого из четырех членов экипажа. Второе существенное изменение, которое претерпели кондиционеры, было связано с экологическими причинами. Прежде системы кондиционирования заправлялись фреоном марки R-12. Выяснилось, однако, что этот хладагент оказывает разрушительное действие на озоновый слой в атмосфере. Заменой стал другой фреон - марки R-134a. Границей оказался 1992 год, на который пришелся массовый переход производителей с R-12 на R-134a. Прежде всего, это перепрофилирование сказалось на типе специального масла, которым вместе с хладагентом заправляют кондиционеры. Одновременно изменилась конструкция заправочного вентиля, чтобы в эксплуатации не было соблазна закачивать в новые системы более дешевый R-12. Перспектива Грядущие изменения наверняка будут по-прежнему связаны с электроникой и экологией. Хотя фреон R-132а содержит на порядок меньше фторуглеродов, чем R-12, "зеленым", того и гляди, удастся добиться и его запрета. Что, скорее всего, станет заменой R-132а, сейчас, в общем-то, уже известно. Все ведущие производители вовсю пробуют на роль хладагента углекислый газ. Но тут есть две проблемы. Чтобы углекислый газ работал так же эффективно, как R-132а, его необходимо сжимать до давлений, семикратно превышающих те, что необходимы для фреона. Значит, требуются конструктивные доработки, которые обязательно увеличат стоимость кондиционера. Увеличится и мощность, потребляемая кондиционером. А это вызовет дополнительный расход топлива двигателем, который снабжает климатическую установку энергией, и прирост выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу. Получается обратный удар по экологии, и как удастся производителям выкрутиться из этой ситуации, еще до конца не ясно. Сергей Волков (Газета "Автобизнес - Weekly")
|