Ретардер – устройство, дополняющее рабочую тормозную систему грузовика, седельного тягача или туристического автобуса. Непосредственной задачей ретардера является помощь рабочим тормозам на продолжительных спусках, серпантинах, горных дорогах
Это устройство активной безопасности вполне можно так назвать в прямом и переносном смысле. Ретардер (или по-русски – тормоз-замедлитель) призван продлить жизнь не только вам, но и тормозной системе вашего транспортного средства. К тому же в большинстве случаев он устанавливается на те автомобили, которые используются в горных условиях. В принципе вам придется отдать свое предпочтение, если, конечно, существует такая необходимость, одному из двух типов ретардеров – гидродинамическому или электромагнитному. Представителями противоборствующих лагерей являются фирмы Voith и Telma. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Первое, что их объединяет, – это цель. В задачи обоих типов систем входит создание тормозного момента. Второй объединяющий фактор – механизм. В обоих агрегатах есть вращающаяся часть (ротор) и невращающаяся часть (статор). Правда, устроены они по-разному: их разобщает принцип действия и технические характеристики. Остановимся подробнее на их устройстве и работе.
Гидродинамический ретардер Гидродинамический ретардер состоит из двух турбин, закрепленных на одной оси в общем корпусе, который заполнен маслом. Ротор жестко связан с ведущими элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. При включении ретардера открывается клапан, через который сжатый воздух поступает в расширительный бак. Таким образом, рабочая жидкость начинает поступать внутрь турбины. Ротор, движимый карданным валом, разгоняет масло, которое затем попадает в статор и тормозится, замедляя тем самым и грузовик. Для вывода тепла чаще всего используется система охлаждения двигателя. Ретардеры могут оборудоваться собственным радиатором, если объем системы охлаждения автомобиля не рассчитан на появление дополнительных источников тепла. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Недостатком гидродинамического ретардера является тот факт, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.
Акватардер Последняя разработка фирмы Voith – акватардер. Он работает по гидродинамическому принципу. Возникающая при торможении теплота отводится охлаждающей жидкостью двигателя. Акватардер установлен спереди двигателя и жестко закреплен с его коленчатым валом. Он относится к классу ведущих ретардеров. Во время эксплуатации поток жидкости направляется помпой в систему охлаждения двигателя, минуя акватардер. Любое торможение активирует переключающий клапан, который направляет с помощью помпы весь поток охлаждающей жидкости в контур ретардера. Дальше эту функцию берет на себя ретардер, так как он сам действует как мощный насос. Чтобы с такой мощностью нагнетания получить желаемый тормозной момент, ретардер должен сопротивляться выходному сопротивлению. Этим дросселем является установленный на выходе акватардера пневматический регулировочный клапан, который служит бесступенчатым регулированием тормозного момента. При выключении ретардера оба клапана вентилируются и возвращаются в свое прежнее состояние. К недостаткам конструкции относиться малая мощность – около 1800 Нм, меньше, чем у ретардеров, работающих на масле (от 2000 до 3200 Нм). К достоинствам – малый вес, всего 32 кг, что в сравнении с электромагнитным ретардером (в среднем от 100 кг) – вообще пушинка.
Электромагнитный ретардер Что касается работы электромагнитного ретардера, то при вращении ротора возникающее магнитное поле взаимодействует с полем электромагнитов статора и замедляет движение автомобиля. Несмотря на то, что электромагнитные ретардеры тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество: начинают эффективно работать практически с холостых оборотов. Слабая сторона – недешевая замена вышедших из строя электрокатушек. Ретардеры могут быть установлены как непосредственно на вторичный вал трансмиссии или карданный вал, так и через пару шестерен. Некоторые производители встраивают непосредственно в коробку передач (интардер), чем достигается экономия в весе. Наиболее распространенным способом является установка ретардера за коробкой передач.
Так и трансмиссия не подвергается излишним перегревам, и в обслуживании проще. Фирма Telma предлагает еще один способ установки – «на ось» или «осевой ретардер», если переводить дословно – axle retarder. На самом деле он устанавливается на задний мост, и ротор крепиться на вал главной передачи. На данный момент фирмы-производители люксовых автодомов лишь предусматривают возможность установки ретардера, некоторые предлагают как опцию. Все же необходимо прикинуть, в каких дорожных условиях будет использоваться транспортное средство. Думаю, если на пути до полюбившейся опушки леса или озера вам встретиться пара холмов, не стоит перегружать автодом дополнительными 50-100 кг. Ну, а если вы не «слазите с гор», то, как говорится, сам Бог велел. Как всегда выбор и расчет издержек предоставляем вам.