Дом на колесах — отличный способ путешествовать семьей или с друзьями, свободно планируя маршрут, без забот о ночлеге, количестве багажа и качестве общепита. При должной подготовке поездка по Европе на кемпере, напоминающем кукольный домик, может стать забавным приключением. Выбор кемпера Все кемперы делятся на два типа — жилые прицепы, для перемещения которых требуется машина-тягач, и самоходные автодома. Последние более мобильны, в них проще передвигаться в городах, удобнее парковаться, легче маневрировать, наконец, они чаще всего быстрее. Поскольку внутреннее пространство ничем не разделено, во время движения путешественники могут передвигаться по дому как угодно. У прицепа свои достоинства: оставив его в кемпинге, можно ездить по округе на машине без лишнего скарба. Кроме того, прицеп на джипе можно протянуть через кочки или песок, чтобы обеспечить себе, например, вид на море. Но караван получается длинный, возможностей для маневра становится меньше, и не всякий водитель с этим справится. На выбор кемпера могут повлиять и ваши права: для управления автомобилем с прицепом необходима категория «E», а чтобы водить автодом массой до 3500 кг, достаточно категории «В». Кемперы, если не считать самых редких гигантов, вмещают обычно до семи человек. Чтобы выбрать автодом правильного размера, нужно учитывать, что на всех должно хватать не только спальных мест, но и сидений с ремнями безопасности. Во-первых, это норма безопасности, во-вторых — закон во многих странах Европы. Чтобы не толкаться все путешествие в слишком тесном вагончике, стоит сразу разделить количество пассажиров, на которое теоретически рассчитан предлагаемый кемпер, на полтора — в автодоме, скажем, на шесть человек четверо всегда будут чувствовать себя комфортно. Прокат Арендовать кемпер в России больше не проблема. Такую услугу предлагают уже несколько компаний, но все же удовольствие от такой поездки кажется сомнительным, — по крайней мере пока. Почти полное отсутствие сколько-нибудь пригодных кемпингов и федерального масштаба проблема с парковками, не говоря уже о дорогах, не способствуют развитию караванинга. Другими словами, нужно бронировать автодом там, где вы сможете на нем ездить. В Европе кемперы предлагают несколько сотен прокатных станций. В Германии можно обратиться в DRM (www.drm.de) и McRent (www.mcrent.de), во Франции на кемперах специализируется специальное подразделение Avis (www.aviscaraway.com), в Италии — BluRent (www.blucamp.com), для Скандинавии подойдет Touring Cars (www.touringcars.fi). Бронировать почти всегда можно прямо на сайте, и лучше всего делать это как можно раньше. Стоимость аренды кемпера практически у всех прокатчиков зависит от времени года и составляет от 50 евро до 200 в сутки. Не дадут караван в прокат водителям со стажем меньше двух лет и тем, кто не достиг 21 года. Планируя поездку в автодоме по Европе, надежнее будет заранее получить автомобильные права международного образца. Перед стартом стоит не полениться и прочитать полную техническую характеристику кемпера. Если вы арендуете его, все документы вам обязаны предоставить вместе с ключами. Многие прокатные компании, как только вы первый раз вернете им кемпер в целости, предложат карту постоянного клиента или участие в накопительной системе скидок. Кемпинг В Европе, где путешествие в доме на колесах уже стало не только популярным видом туризма, но и целой культурой, места для ночевок и стоянок встречаются часто. Кемпинги нужны для того, чтобы подключить автодом к электричеству, заправиться чистой питьевой водой и продуктами, слить отработанную воду, зарядить аккумуляторы автодома и просто отдохнуть. Подключив дом на колесах к 220 В, вы сможете пользоваться всеми благами цивилизации, которые не потянет автомобильный генератор. Кемпинги, как и гостиницы, бывают разного уровня, и несмотря на то что жилье у всех с собой, разница в условиях очень чувствуется. В одних кемпингах даже нет электричества и канализации, там вы только и сможете, что поставить свой караван на ночь. Есть кемпинги, которые, наоборот, занимают огромные площади, тянутся в длину и ширину на несколько километров и представляют собой маленькие города с собственными ресторанами, бассейнами, дискотеками, развлекательными программами, теннисными кортами и полями для гольфа. Стоимость суточной стоянки в кемпинге составляет от 10 до 20 евро. За дополнительную плату в 5–10 евро в день обычно предложат свежее постельное белье, за примерно те же деньги — пляжные полотенца, если в них есть необходимость. Ресурсы В Интернете есть огромное количество ресурсов, с помощью которых вы сможете найти и даже иногда заранее забронировать место в кемпинге (www.campings.com, www.campingcheque.co.uk, www.en.infocamping.com, www.eurocamp.co.uk). Можно понадеяться на удачу и дорожные указатели с изображением палатки с колесами, но в таком случае есть некоторый шанс приехать ночью туда, где все места заняты. Заранее спланировать маршрут, прикинуть расстояние и среднюю скорость передвижения, рассчитать, сколько необходимо топлива и сколько придется на это потратить денег, можно с помощью специальных онлайн-сервисов. Удобнейший www.viamichelin.com по-французски экономно рассчитывает расходы. Сайт www.mappy.com охватывает всю Западную Европу и несколько стран Восточной, www.mapquest.com и www.map24.com планируют поездки и по США, maps.yahoo.com годится и для Канады, а www.ferry-routing.com будет полезен для водителя кемпера, если по пути есть паромные переправы — например, на пути из Петербурга в Скандинавию. Путешествия, транспорт, журнал афиша-мир Афиша-Мир, №048, 1 апреля 2008 г. Текст: Наталья Червякова
|