Автор ALT-F13 | Дата: 19 Октябрь 2008
Ежегодная гонка Indianapolis 500
является, пожалуй, самым известным автоспортивным событием,
происходящем в США. Впервые овальный трек принял 500-мильную гонку в
1911 году и с тех пор только во время Первой и Второй мировых воин
гран-при не проводился. Специфика заездов по овалам такова, что старт
гонки дается с ходу, а не с места, как в Формуле-1. В связи с этим,
обязательно требуется наличие пейс-кара, то есть машины, задающей темп
на прогревочном круге и, затем, выезжающей на трассу в случае аварий
или других непредвиденных ситуаций, требующих ограничения скорости
болидов. Пейс-кар, таким образом, является важнейшей частью
мероприятия, а при телетрансляции и на самом треке зрители видят его
достаточно существенное количество времени. И, опять таки, в отличие от
Формулы-1, где safety-кары сугубо функциональны, в Indy существует
целая традиция, связанная с пейс-карами.
Каждый год выбирается один
автомобиль, исключительно американского производства и, как правило,
спортивный, которому выпадает честь быть использованным в качестве
официального пейс-кара. В большинстве случаев это серийная модель, но
иногда в конструкцию вносятся изменения для повышения технических
характеристик. Зато в обязательном порядке машина украшается обширными
виниловыми наклейками с символикой Indy 500 и словами "Official pace
car". На старт гонки пейс-кар выводит кто-то из знаменитостей, проводя
пелетон по овалу во время двух церемониальных кругов и одного
прогревочного перед стартом (при необходимости вывести пейс-кар по ходу
заездов, конечно, им управляет уже другой водитель). Всего две-три
машины используются в самой гонке, но еще до сотни становятся так
называемыми festival cars, обслуживая другие аспекты мероприятия и
находясь возле трассы. А победитель Indy 500 получает копию пейс-кара в
качестве дополнительного приза - ключи вручаются на официальной
церемонии в понедельник после гонки. И, что особенно интересно, как правило изготавливается некоторое количество реплик, которые поступают в свободную продажу. Число их с годами различается, хотя наиболее традиционным и логичным количеством является 500 экземпляров, а иногда реплики и вовсе не производятся.
Относительно
коллекционной ценности реплик, существует два полярных мнения. С одной
стороны считается, что несмотря на ограниченность «тиража», реплики
пейс-каров не пользуются особой популярностью среди серьезных
коллекционеров, за исключением собственно любителей именно пейс-каров,
чьи коллекции состоят именно из таких машин. Основная причина этому –
отсутствие, в большинстве случаев, технических изменений относительно
серийных моделей (в сравнении, например, с редкими разновидностями
маскл-каров, имевших более мощные двигатели). С другой же стороны,
стоимость реплики на рынке всегда несколько выше, чем у аналогичного
«обычного» авто того же года выпуска, а в некоторых случаях разница
оказывается достаточно существенной, вплоть до двухкратной и более.
Таким образом, стоит отметить, что коллекционная ценность реплик
пейс-каров все же признается, просто не следует ожидать каких-то
запредельных сумм за подобные автомобили. Разумеется, что оригинальные
экземпляры пейс-каров, особенно имеющие необычные агрегаты, ценятся
значительно выше, но вследствие минимального их количества редко
появляются в продаже на аукционах.
За последние 25 лет продукция
General Motors доминирует в списках пейс-каров, всего 4 раза это право
завоевывали Chrysler и Ford. Более того, целых 9 лет гонку выводили на
старт Corvette, из них пять - в последние 5 лет подряд!
Кстати, автопроизводители не считают пейс-кары Indy 500 неким особо
эффективным маркетинговым мероприятием: скорее это просто хорошая
традиция, которую не слишком накладно поддерживать, а отдача от
публичности укладывается в общую стратегию продвижения марки.
1983
В год своего 20-летия Buick
Riviera стал официальным пейс-каром Indy 500. Насколько известно,
существует только два оригинальных кабриолета, использовавшиеся в самой
гонке - один был подарен победителю, а второй регулярно появляется на
сборах американского клуба Riviera Owners Association. Для того, чтобы
обеспечить достаточную резвость тяжелому автомобилю, в пейс-карах был
установлен 4.1-литровый V6 с двумя турбонагнетателями и электронным
впрыском топлива, что в итоге позволило получить мощность в 450 л.с.
Этот двигатель был создан на базе Turbo V6, используемого в нескольких
моделях Buick, но был существенно модифицирован с целью повышения
характеристик.
Выпущенные Buick в количестве 500
штук реплики отличались наличием обычного Turbo V6 объемом 3.8 литра и
кузовом "купе" без складывающейся крыши. Также, по некоторой
информации, был произведен 61 кабриолет для участия в фестивале - эти
машины отличаются надписью "Official car" на дверях. Остальные из 1750
кабриолетов не имели отношения к Indy 500, зато были самыми дорогими
автомобилями GM в тот год.
1984
Определенно уникальным выбором
оказался пейс-кар 1984 года - Pontiac Fiero, производство которого
только началось. Компактный спорткар стал: первым 4-цилиндровым
пейс-каром Indy с 1912 года, первым (и единственным до сих пор)
среднемоторным пейс-каром и самой маленькой по габаритам машиной,
удостоившейся этой чести. Хотя формально использовался такой же
двигатель, как и на серийном Fiero, для нужд гонки мощность была
увеличена почти втрое: расточенный до 2.7 литра мотор выдавал 232 л.с.
против 92 л.с. у стандартного Pontiac. Внешне пейс-кар отличался
наличием воздухозаборника на крыше, развитым аэродинамическим обвесом и
хромированными колесными дисками.
2000 реплик на базе версии Fiero SE сохранили обвес за исключением воздуховода на крыше (более
того, в 1985 году появился Fiero GT с такими же бамперами), но имели
обычные колеса и серийный 2.5-литровый двигатель. Для нужд гонки GM
также предоставили "official truck" GMC Indy Hauler, окрашенный в те же
цвета, что Fiero, и с похожим обвесом.
1985
Восьмидесятые были эрой экономии
в американском автопроме, так что не удивляет, что после Fiero тут же
появился еще один 4-цилиндровый пейс-кар. Oldsmobile подготовили четыре
экземпляра кабриолета на базе компактной четырехместной модели Calais,
которая серийно производилась в тот год только с жесткой крышей.
Внешне, за исключением специальной окраски, мягкого верха и встроенной
в задний спойлер "гирлянды" специальной индикации автомобиль остался
неизменным, зато был подвергнут существенным доработкам в технической
части. Двигатель был расточен до 2.7 литра, степень сжатия повышена до
9.5:1, использовались специальные головка блока цилиндров, распредвал,
поршни и коленчатый вал. Все вместе это дало мощность 215 л.с. при 6500
об/мин, достаточно для легкой машины, какой был Calais. Трансмиссия
была усилена, кузов опущен относительно серийной модели на 2.5 см с
использованием более жестких амортизаторов и пружин. Также были
установлены 16-дюймовые колесные диски с шинами размерности 225/50R16.
Не забыли и про интерьер - он был полностью перешит кожей в
серебристо-красных тонах и даже на ковриках было вышито "Calais 500".
Предшественник современных автокомпьютеров под названием "Auto
Calculator" располагался на центральной консоли под магнитолой.
Реплики, выпущенные "по мотивам"
Oldsmobile Calais 500 в количестве 2998 штук имели кузов купе и обычный
двигатель. Один из четырех оригиналов на данный момент выставлен на
продажу по цене $50000.
1986
В первый год выпуска Corvette
четвертого поколения проиграл "выборы в пейс-кары" Pontiac Fiero, но
получил эту возможность в 1986-м, когда к купе в модельном ряду
добавился кабриолет. Как и в дебютном в этой роли 1978 году, серийный
'Vette и так прекрасно справлялся с задачами пейс-кара, поэтому никаких
дополнительных модификаций в его конструкцию вносить не пришлось -
только установить обязательные для гонки аксессуары.
Что более интересно, так это
решение GM не выпускать специальные реплики: вместо этого все 7315
кабриолетов 1986 года, независимо от опций и цвета (оригинальный
пейс-кар был желтым), были укомплектованы соответствующими наклейками
на двери, которые могли быть использованы дилером или владельцем по их
усмотрению.
1987
Наконец-то перерыв в списке
GM'овских марок: в 87-м пейс-каром был выбран обновленный кабриолет
Chrysler LeBaron, первый год выпускаемый в стильном аэродинамичном
кузове со скрытыми фарами. И вновь, 4-цилиндровый мотор на Indy. Для
того, чтобы обеспечить необходимую скорость (не менее 210 км/ч по
овалу), турбированную "четвёрку" от Dodge Daytona Turbo Z инженерам
Chrysler пришлось существенно видоизменить. Для достижения 235 л.с.
пришлось заменить, в частности, головку блока, впускной коллектор,
дроссельную заслонку, интеркулер, распредвал, инжекторы и другие
детали. Также была установлена турбина большего диаметра, повышено
давление наддува (до 0.83 бара), удален катализатор и кондиционер, а
коробка передач заменена на более крепкую разновидность. В итоге
автомобиль смог достичь максимальной скорости 240 км/ч. Четыре
выпущенных экземпляра пейс-кара были, кроме того, оборудованы усиленным
генератором, трехточечными ремнями безопасности, системой пожаротушения
и использовали нестандартные колесные диски.
Разумеется, реплики (1000 штук)
были лишены всего сугубо гоночного оборудования и, по сути, были
стандартными LeBaron Convertible различных цветов. Дилерам Chrysler,
разместившим заказы на реплики пейс-каров, просто прислали наборы для
модификации, включавшие: необходимые наклейки, вставку на центральной
консоли с местом для гравировки имени покупателя, брошюру об этом
автомобиле, четыре постера, значок, брелок и подписанный Ли Якоккой
сертификат аутентичности в рамке.
1988
Oldsmobile вновь выиграл возможность
выпустить пейс-кар своего производства на "Старую Кирпичницу" в 1988
году. Кабриолета в списке серийных машин снова не нашлось, поэтому был
размещен заказ в компании Cars and Concepts на переделку Cutlass
Supreme из купе. Кроме мягкой крыши, был добавлен аэродинамический
обвес с увеличенным передним спойлером, а машина окрашена в непривычный
для пейс-кара черный цвет с серой "юбкой". Технически изменений для
соответствия требованиям к пейс-кару пришлось внести гораздо больше,
чем внешне. Четырехцилиндровый двигатель Quad-4 был оборудован
турбонагнетателем с интеркулером, став прототипом серийных
турбированных Quad-4. Итоговая мощность составила 250 л.с. Трансмиссия
была усилена в GM Motorsports Group, использовались 16-дюймовые
легкосплавные диски с шинами Goodyear 225/50ZR16. Все четыре кресла
были выполнены раздельными, также перешит весь интерьер. Установлено
все необходимое оборудование для обеспечения безопасности, включая
систему пожаротушения, гоночные ремни безопасности и каркас позади
передних сидений. Пейс-кары и реплики-кабриолеты имели HUD-дисплей
совместной разработки Hughes и Delco, проецирующий информацию на
лобовое стекло.
Кроме 5 официальных пейс-каров,
Oldsmobile и Cars and Concepts изготовили 50 реплик в кузове кабриолет
(эти автомобили использовались для фестивальных нужд Indy 500, а затем
были распределены по дилерам Oldsmobile), а еще 200 машин несли
соответствующую символику и внешний обвес, будучи серийными купе
Cutlass Supreme. Уже после передачи фестивальных кабриолетов дилерам,
выяснилось, что имеются проблемы с сертификацией этих машин. В итоге
большая их часть была отозвана (с компенсацией дилеру ее стоимости) и
уничтожена, но некоторые компании отказались вернуть раритетные
автомобили. На сегодняшний день известно о 10 сохранившихся
кабрио-репликах, одна из которых с пробегом чуть больше 1000 км была
продана на аукционе Barrett-Jackson в октябре 2008 года за $20000.
1989
Третье появление Pontiac в
качестве пейс-кара совпало с 20-й годовщиной производства модели Trans
Am. К вопросу создания пейс-кара и реплик в PAS подошли очень серьезно
и итоговый результат сильно отличается от большинства остальных решений
тех лет. Была создана отдельная модель Turbo Trans Am (TTA), которая
выпускалась только в 1989 году - суммарный объем производства составил
1555 экземпляров. Основой послужил Trans Am GTA, но вместо
5.7-литрового атмосферного двигателя с TPI-впрыском под капот TTA
устанавливались легендарные турбированные 3.8L V6 от Buick, правда с
головками блока от Pontiac Bonneville. Официальные данные о мощности
сообщают про 250 л.с., но это число было занижено относительно реальных
показателей. Все TTA были оборудованы автоматической КПП типа 200-R4 и
главной парой 3,27. Также, практически все автомобили серии имели белый
окрас кузова с бежевым интерьером, но отличались в деталях: некоторые
включали такие опции, как съемные панели крыши "тарга" и кожаные
кресла. Известно о двух не-белых TTA (оба из предсерийной партии в 5
штук) и трех кабриолетах работы ASC.
Рекламным слоганом Turbo Trans Am
стал "Все, что пришлось изменить для пейс-кара - это наклейки". В
действительности, как раз соответствующие стикеры (вместе с логотипами
"20th Anniversary") присутствовали на всех 1555 экземпляров TTA, но для
нужд гонки 5 случайно (!) отобранных серийных машин были оборудованы
стробоскопами, радиостанциями, видеокамерами (впервые в Indy
проводилась трансляция из пейс-кара) и системой пожаротушения. В
течение нескольких месяцев Turbo Trans Am был самым быстрым серийным
автомобилем США, отобрав этот титул у Buick Regal Grand National, но
вскоре уступив Chevrolet Corvette ZR1.
1990
За редким исключением,
пейс-карами становятся кабриолеты. Если серийного варианта избранной
машины в кузове с открытым верхом нет, такие авто заказывают в одном из
ателье, специализирующихся на подобных модификациях. В принципе,
Chevrolet Beretta Indy 1990 года относится именно к таким проектам:
компания Cars & Concepts по заказу GM переделала в кабрио 3
экземпляра Beretta GTZ. Но на
самом деле Chevrolet действительно планировали запустить кабрио-Beretta
в серию, а на всю программу подготовки были затрачены немалые средства.
Cars & Concepts выполнили работу на уровне, гораздо более высоком,
нежели требуется для создания просто "инди-кабриолета". Так, например,
вместо крыши на Beretta Indy был установлен тканевый верх с
электроприводом и задним стеклом с подогревом. Модифицированный V6,
расточенный до 3.4 литра, выдавал 225 л.с., что позволяло Beretta
набирать 100 км/ч за 5.8 секунд и проходить четверть мили с места за
13.8 секунд. Использовалась трансмиссия 4T60-E, а многие детали
подвески были заменены на более эффективные в гоночных условиях.
Однако, генеральный менеджер Chevrolet Джим Перкинс, который по иронии
судьбы был пилотом пейс-кара в тот год, в итоге принял решение
отказаться от планов выпуска Beretta-кабриолета из-за того, что машина
не соответствовала стандартам качества General Motors.
Зато Beretta Indy интересны тем, что до сегодняшнего дня это последние
пейс-кары, которые были существенно модернизированы относительно
серийной модели.
Вместо этого было произведено
7500 реплик в кузове "купе". Фактически, от стандартных Beretta GTZ их
отличали кресла, наклейки и цвет - 1500 машин желтого цвета и 6000
сине-зеленого. Кстати, для обслуживания фестиваля Indy 500 в том году
Chevrolet предоставили 30 желтых и 50 сине-зеленых кабриолетов Corvette.
1991
Даже удивительно, насколько часто
с пейс-карами случаются какие-то непредвиденные ситуации. Вот и в 1991
году, когда право задать темп Indy 500 выиграли Dodge, не все прошло по
запланированному сценарию. До последнего момента пейс-каром должен был
быть Dodge Stealth, чье производство только началось. Но кто-то из
функционеров профсоюза UAW (United Auto Workers) в итоге обратил
внимание, что эта машина - на самом деле клон Mitsubishi 3000GT и, что
самое ужасное, производится на заводе в Японии! Так как пейс-кары
всегда выбирались из числа американских автомобилей, Dodge пришлось в
срочном порядке менять машину. К счастью, замена нашлась - и очень
достойная. Viper должен был поступить в продажу только в конце 1992
года, но один из двух собранных вручную предсерийных прототипов оклеили
стикерами Official Pace Car, снабдили необходимым оборудованием
(интересно, что сигнальные огни аккуратно встроили в имеющуюся на Viper
дугу безопасности) и выпустили на трассу: мощнейший суперкар с
двигателем V10 не требовал никаких других изменений для выполнения
обязанностей пейс-кара. Кстати, за рулем тогда был идеолог Viper легендарный Кэрролл Шелби.
Более ста перламутрово-белых
Dodge Stealth R/T Turbo обслуживали гонку, в том числе два - на
пит-лэйн в качестве машин безопасности во время Indy 500 (Viper выезжал
только на старт). Также, именно Stealth был призом для победителя гонки
Рика Мирса. Что касается реплик, то Dodge поступили неортодоксально: с
началом продаж Viper в конце 1992 года, было изготовлено 50 комплектов
наклеек, аналогичных нанесенным на пейс-каре '91 - стоимость такого
набора составляла всего $100. Так как Viper в 92-93 годах ничем не
отличался от пейс-кара, то все экземпляры с наклейками считаются
репликами.
1992
На момент проведения Indy 500 в
тот год уже было известно, что двухместные кабриолеты Cadillac Allante
снимаются с производства. Это было сложное решение для компании, но в
то время денег у GM было немного, поэтому пришлось выбирать, куда
инвестировать имеющиеся средства - в требующий рестайлинга Allante с
годовым объемом выпуска около 3000 автомобилей, или гораздо более
популярные и прибыльные модели. Выбор оказался не в пользу Allante,
разумеется. Но в последний год производства Allante успел послужить
Cadillac в качестве тестовой машины для нового двигателя Northstar 4.6
L. Как объясняли представители компании, им нужна была
"экспериментальная" модель для проверки поведения Northstar в реальных
условиях. Allante 1993 модельного года начали выпускать в начале
1992-го, так что гонка Indianapolis 500 оказалась еще и возможностью
разрекламировать новый мотор. В отличие от HT-4100 и HT-4500, которыми
оснащались эти кабриолеты в предыдущие годы, 295-сильный Northstar
сделал Allante очень резвой машиной, так что никаких технических
модификаций для эксплуатации в качестве пейс-кара не потребовалось.
Три экземпляра Allante
красного цвета были оборудованы соответствующими аксессуарами
пейс-кара, а еще несколько десятков (предположительно от 20 до 40)
машин использовались для обслуживания фестиваля: все они несли на
бортах наклейки с логотипами Indy 500 и надписью "Official Pace Car".
Реплики не выпускались.
1993
После 9 лет выпуска третье поколение платформы F-body (Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird)
сменилось четвертым, которое поступило в продажу в 1993 году. Кроме
совершенно нового аэродинамичного кузова, машины отличались очень
мощным мотором в топовых комплектациях: 5.7-литровый LT1 пришел
прямиком с новых Corvette и обеспечивал (в варианте для F-body) 275
л.с. Так что Chevrolet Camaro Z28 с кузовом типа «тарга», выбранный
пейс-каром Indy 500, был технически практически серийной машиной, за
исключением 4-ступенчатой КПП от Corvette и обязательного гоночного
оборудования. Кстати, Camaro стал первым автомобилем, четырежды
вышедшим на старт гонки в Индианаполисе в качестве пейс-кара.
Было
изготовлено 645 реплик с характерной двухцветной отраской и
разноцветными наклейками, из которых 125 использовалось в качестве
фестивальных машин.
1994
Новый
Ford Mustang, гораздо более близкий к оригиналу, чем специфического
дизайна машина 80-х годов, дебютировал в 1994 году и тогда же стал
пейс-каром Indy (третий раз в истории этой модели). Конечно, в качестве
основы для пейс-кара была взята флагманская разновидность Cobra с
двигателем V8 объемом
5.0 литра мощностью 240 л.с. Человека, ответственного за разработку
пейс-кара, звали Джек Рауш – глава компании Roush, хорошо известной
сейчас среди энтузиастов тюнинга Mustang. Он выбрал красный цвет Rio
Red в качестве окраски кабриолета, с бежевыми наклейками на дверях.
Крылатый логотип Indianapolis 500 появлялся и в салоне: он был вышит на
подголовниках. Для установки проблесковых ламп на пейс-каре и повышения
безопасности в конструкцию добавилась рама позади передних сидений.
Вся
тысяча выпущенных в тот год Ford Mustang Cobra Convertible были
репликами пейс-кара, включая идентичную цветовую гамму на всех
экземплярах. Единственная разница заключалась в типе трансмиссии:
реплики получили 5-ступенчатую механическую КПП, в то время как
реальный пейс-кар имел «автомат». Стикеры с эмблемами и текстом "Official Pace Car” поставлялись вместе с машиной и дилеры могли клеить их по собственному желанию.
1995
Chevrolet Corvette
был выбран пейс-каром в третий раз в 1995 году. Как и до этого, никаких
принципиальных изменений в конструкцию машины не вносилось, гонку
выводил на старт практически серийный автомобиль в богатой
комплектации. Генеральный менеджер Chevrolet Джим Перкинс в тот год
тоже появился за рулем пейс-кара в третий раз (после 1990 и 1993 годов).
Всего
было выпущено 3 экземпляра оригинальных пейс-каров, один из которых был
продан недавно на аукционе Barrett-Jackson за $41000. Поступившие в
розничную продажу 527 реплик в точности копировали пейс-кар, за
исключением каркаса безопасности позади кокпита. Начиная от окраски
(белый «низ», бордовый «верх») и черного с бордовыми вставками кожаного
интерьера с вышитыми логотипами Indy 500 на подголовниках, заканчивая
главной парой 3.07:1, тормозными дисками и колесами от версии ZR1 и шинами размерности 275/40ZR17.
1996
И вновь Dodge Viper. Всего
через пять лет после первого появления RT/10 на «Старой кирпичнице»,
свежая версия GTS с кузовом купе была выбрана в качестве пейс-кара Indy
500. На этот раз никаких проблем с производством машины уже не
возникло, но для нужд гонки Dodge предоставили только 4 экземпляра
Viper GTS в стандартной окраске (синий металлик с белыми полосами) и
стикерами "Official Pace Car”.
450 лошадиных сил 8-литрового V10 гарантировали, что машина справится с
задачей без дополнительных модификаций. На старт Viper вывел
вице-председатель Chrysler Роберт «Боб» Лутц. Интересно, что позже Боб
Лутц выражал в прессе свое недовольство тем, как режиссеры и ведущие
телетрансляции осветили пейс-кар, ни разу даже не упомянув в эфире
марку и модель автомобиля. Вряд ли это послужило причиной, но с тех пор
только продукция General Motors выбирается в качестве пейс-каров (а
Роберт Лутц уже несколько лет руководит именно GM).
Реплики
пейс-кара Viper GTS не производились – машина была серийной, цветовая
схема тоже, но индикаровские наклейки в свободную продажу не поступили.
Зато были выпущены реплики фестивального пикапа Dodge Ram, внешне
выполненного в том же стиле, что и Viper GTS.
1997
На протяжении сезонов 1996 и 97 годов все остальные гонки серии Indy Racing League обслуживали пейс-кары Oldsmobile Aurora.
Эту же машину выбрали для Indy 500 – вполне заслуженно. Таким образом
Aurora стала первым четырехдверным пейс-каром Indy с 1947 года и первым
переднеприводным седаном в истории гонки. Технически автомобиль
оставался серийным (за исключением хромированных дисков, главной пары
3.73:1 и шин Goodyear Eagle LS), так как 4-литрового V8 мощностью 250
л.с. хватило для выполнения задачи пейс-кара. Более любопытно другое:
тот же самый двигатель, но в гоночной разновидности мощностью 650 л.с.
стоял в 1997 году на машине победителя Indianapolis 500, что создало
занятный прецедент – пейс-кар и машина победителя использовали
принципиально один и тот же мотор.
Гонку обслуживало 64 автомобиля Oldsmobile Aurora белого цвета с золотыми наклейками. Реплики не производились.
1998
Chevrolet Corvette «сравнивает
счет» с Camaro по числу появлений на Indy 500 – по четыре раза.
Конечно, тогда никто не мог предположить, что 'Vette в итоге уйдет в
недостижимый отрыв. Как обычно, стандартный 'Vette-кабриолет с
двигателем LS1 (5.7 л, 345 л.с.) прекрасно справился с обязанностями
пейс-кара без какого-либо вмешательства в конструкцию серийной машины.
Зато окраска Corvette
1998 года оказалась одной из самых экстремальных и, пожалуй, безвкусных
за всю историю «Инди»: ярко-желтые колесные диски и огромные наклейки
странно смотрелись в сочетании с базовым цветом Radar Blue, да и
желто-черный салон выглядел излишне броским. Пилотировать 'Vette должен
был звезда гольфа Грег Норман, но из-за перенесенной операции на плече
был вынужден отказаться от этой чести – вместо него за руль сел
победитель Indianapolis 500 1963 года Парнелли Джонс.
Chevrolet выпустили 1158 экземпляров реплики пейс-кара (RPO-код Z4Z, отличающий подобные машины от остальных), все в кузове кабриолет.
1999
В 1999
году люкс-купе Chevrolet Monte Carlo впервые завоевывает право вывести
на старт Indy 500. Как это часто бывает, момент использовали для
продвижения нового поколения: пейс-каром стал Monte Carlo 2000
модельного года после существенного редизайна. Автомобили красного
цвета с белой полосой по нижнему периметру получили стикеры на всех
кузовных панелях (отчего стали несколько напоминать болиды NASCAR),
причем кроме логотипов производителя и типовых эмблем, связанных с Indy
500, наклейки включали себя изображения известного мультипликационного
персонажа Тасманийского Дьявола – это было частью соглашения о взаимном
промоушене, заключенного между Chevrolet и Warner Brothers. Механически
же Monte Carlo остался серийным. Пилотом стал известный актер,
телеведущий и коллекционер автомобилей Джей Лено.
Так как
Monte Carlo производился только в виде купе, в качестве фестивальных
машин Chevrolet предоставили несколько десятков белых кабриолетов
Camaro с соответствующими наклейками на дверях. Реплики пейс-кара
Chevrolet Monte Carlo производились, но их точное число неизвестно.
2000
Oldsmobile
Aurora в виде машины, прошедшей заметный рестайлинг, вновь вернулась в
Indy 500 в 2000 году. Для выполнения функций пейс-кара автомобили были
оборудованы необходимыми средствами безопасности и проблесковыми
маячками, но в остальном сохранили серийные спецификации (включая
двигатель: такой же 4-литровый V8 мощностью 250 л.с., что стоял и на
пейс-каре 1997 года). Красная окраска в задней части машины
превращалась в клетчатый красно-белый флаг, а на дверях нанесены
подобающие случаю наклейки. Официальные фестивальные машины отличались
«негативной» цветовой гаммой – белый основной цвет и бело-красная
клетчатая корма.
Реплики для розничной продажи через дилерскую сеть не предлагались.
2001
Вероятно, General Motors и оргкомитет Indianapolis 500 решили сделать финальный подарок поклонникам марки Oldsmobile –как
иначе объяснить повторный выбор в качестве пейс-кара машины отделения
GM, доживавшего свои последние дни? И в определенном смысле, участие
Oldsmobile в гонке 2001 года запомнилось надолго. Во-первых, впервые за
руль пейс-кара пустили женщину, которой стала Эллен Ирвин-Мелленкамп –
фотомодель и жена певца Джона Мелленкампа. Во-вторых, и это более
важно, впервые роль пейс-кара выполнял SUV: Oldsmobile Bravada модели
2002 года. Удивительно, но рядного шестицилиндрового мотора Vortec 4200
мощностью 290 л.с. (чуть выше стандартных 270 л.с. за счет
модифицированных впуска и выпуска) хватило для того, чтобы тяжелый SUV
справился с задачей старта гонки.
Oldsmobile
вновь не предложил дилерам реплики, зато собственно программа
обеспечения гонки оказалась одной из самых обширных. Два пейс-кара
цвета красный металлик, 64 белых и 1 черная машина для парада, а еще 54
экземпляра Bravada использовались для обслуживания VIP-персон,
персонала трека и прессы. Суммарно автомобили Oldsmobile выводили на
старт 11 гонок Indy 500 с 1949 года – по этому показателю марка
уступила лишь Chevrolet.
2002
Начиная с 2002 года, Chevrolet
(в первую очередь благодаря Corvette) уходят в недостижимый в ближайшее
будущее отрыв по количеству участий в Indianapolis 500 в качестве
пейс-кара. Первый «кирпичик» этого рекорда заложил Corvette 2003
модельного года, избранный пейс-каром для 86-й гонки Indy 500 –
собственно, для выполнения этой обязанности были использованы три
первых экземпляра этой модели в кузове купе, одновременно ставшей
юбилейной в честь 50-й годовщины производства 'Vette (с 1953 года). Для
50th Anniversary были разработаны специальные шильдики и цвет
«Anniversary Red», но что более любопытно, так это факт внесения
некоторых доработок в подвеску, трансмиссию и выхлопную систему на
пейс-карах.
Полноценные
реплики с отдельным RPO-кодом не продавались Chevrolet, но около 300
наборов наклеек, копирующих таковые на пейс-каре, были произведены и
распространены через дилерскую сеть.
Источник: http://detroit.in.ua/?p=1202 |