Одна
из «утечек» из кошелька водителя – транспортный налог. Ежегодно в
почтовый ящик автомобилиста приходит уведомление из налоговой инспекции.
Но из-за несовершенной системы при регистрации машин
часто допускаются ошибки. Например, мощность автомобиля указывается
больше фактической, что приводит к переплате налогов.
Налогом облагается официальный владелец транспортного средства,
зарегистрированного в установленном порядке – автомобиля, мотоцикла,
мотороллера, автобуса, самоходной машины и механизма на пневматическом и
гусеничном ходу, а также различных видов воздушного и водного
транспорта. Владелец автомобиля – человек, на которого оформлено
свидетельство о регистрации, он же последний (или единственный) в
паспорте ТС. Физическим лицам налоговая инспекция раз в год высылает
квитанцию, в которой указаны сумма и срок оплаты, юридические лица
самостоятельно занимаются расчетом налога.
Транспортный налог зависит от мощности автомобиля – чем она выше,
тем больше сумма. В каждом субъекте Российской Федерации учреждены свои
налоговые ставки, оплате подлежит каждая лошадиная сила. Ставки могут
меняться в большую или меньшую сторону относительно зафиксированных в
статье 361 Налогового кодекса. Налог рассчитывается путем умножения
установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Исключение
составляют находящиеся в розыске машины, легковые автомобили с ручным
управлением для инвалидов и обычные машины с двигателем мощностью менее
100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения,
автомобили Минобороны РФ, органов внутренних дел РФ, Государственной
противопожарной службы МЧС РФ, учреждений, органов
уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ. Их владельцы свободны от
уплаты транспортного налога. Кроме того, в Москве от уплаты
транспортного налога освобождаются герои Советского Союза, Российской
Федерации и полные кавалеры ордена Славы (за одно транспортное средство,
зарегистрированное на них), владельцы автомобилей, мощность которых
меньше 70 л. с., а также организации, оказывающие услуги по перевозке
пассажиров городским пассажирским транспортом, кроме такси.
Налоговое
уведомление в виде заполненной квитанции приходит по месту прописки
автовладельца, ее необходимо оплатить в течение 30 дней. В случае
игнорирования документа высылается повторное требование, в котором
указан срок оплаты. Если после второго напоминания деньги в казну не
поступят, в суд будет направлено дело о взыскании. Кроме того, будут
начисляться пени за каждый день просрочки. В крупных городах из-за
неравного соотношения количества машин и налоговых агентов заказное
письмо с квитанцией может не прийти. Автовладелец может самостоятельно
рассчитать налог, заполнить квитанцию (легче всего это сделать через
интернет на сайте налоговой службы) и оплатить ее в Сбербанке.
По причине неразберихи в налоговых органах уведомление об оплате
может прийти и после снятия автомобиля с учета. Эту ситуацию бывший
владелец тоже может разрешить самостоятельно – ему необходимо сообщить
лично или отослать по почте заказное письмо с уведомлением и описью
вложения (предпочтительнее) следующего содержания: «Прошу отозвать
налоговое уведомление №13 на уплату транспортного налога в связи с тем,
что автомобиль (данные автомобиля, номер ПТС и государственный знак) был
продан
мною, гражданином (ФИО, паспортные данные, адрес регистрации),
гражданину (ФИО покупателя, паспортные данные, адрес регистрации по
договору купли-продажи) и снят с учета в отделении ГИБДД (данные
отделения), о чем сделана отметка в ПТС. Опираясь на статью 357
Налогового кодекса, я более не являюсь плательщиком транспортного налога
по вышеуказанному объекту. Прошу выдать мне справку об отсутствии
задолженности по транспортному налогу». К письму приложить копии
договора купли-продажи, ПТС и налогового уведомления.
Счастье
обладателей мощных спортивных
автомобилей омрачается ежегодной оплатой транспортного налога. В
некоторых случаях табун лошадей под
капотом может обойтись в 30-50 тысяч руб. Кто-то просто не ставит машину
на учет, только оплачивает штрафы за просроченные транзитные номера. А
бывают случаи, когда на таможне или в базе МРЭО допущена ошибка –
мощность автомобиля выше фактической. Например, когда одна и та же
модель автомобиля имеет несколько модификаций двигателей или оснащается
турбиной. Добраться до истины и исправить неточность сложно, но можно.
Автомобилисту стоит запастись терпением и настойчивостью, чтобы добиться
своего, так как не в каждом отделении ГАИ захотят пойти
навстречу.
Начать стоит с самого легкого способа – запросить официальное письмо
от производителя (или его представителя в стране покупки), в котором
сообщается действительное количество лошадиных сил в данном автомобиле. С
этим письмом и заявлением нужно идти к начальнику МРЭО и, в случае его
одобрения, вносить изменения в ПТС и СТС. Второй способ более сложный и
менее гуманный по отношению к машине – в официальном сервисе произвести
работы по укрощению мощности (например, демонтировать или поменять турбину,
дефорсировать систему впрыска, перепрошить систему управления двигателем).
С заверенной справкой о проделанной работе, в которой должно быть
указано, сколько лошадиных сил осталось под капотом, ехать в ГАИ и переоформлять
документы. Здесь есть спорный момент – не каждый автосервис может дать
объективную информацию о мощности автомобиля. Для этого надо
воспользоваться услугами специализированных центров, например, НАМИ
(Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный
институт).
Перед
началом беготни со справками надо заполнить заявление на внесение
изменений в ТС (возможно, за этой бумагой из МРЭО, где машина ставилась
на учет, отправят в другое) и получить на нем подписи и печати
начальника МОТОТРЭРа и главного инспектора ГИБДД своего района. Этот
документ вместе с копией ПТС отвозится в НАМИ, где в течение нескольких
дней делается диагностическая справка. Отметим, что работа института
стоит более 10 тысяч руб. Затем с результатом экспертизы надо
пройти техосмотр в ГАИ, где выдается свидетельство с подписью начальника
отделения о соответствии состояния автомобиля для эксплуатации на
дорогах общего пользования. И уже со всеми этими готовыми документами
можно ехать в МРЭО для внесения изменений в ПТС и замены СТС. Здесь все
идет по обычной схеме – подача документов с заявлением, осмотр на
площадке, оплата квитанции и выдача новых документов.
Конечно, времени на это уйдет немало, но выгода налицо: потратив
однажды несколько дней и небольшую (по сравнению с налогом) сумму денег,
в последующие годы вы возместите эти потери.
Текст: Ольга Забелкина.