Меню сайта
Статьи
Категории раздела
Общий подраздел [15]
Все что не входит в другие разделы, находится здесь.
Альтернативные виды топлива и транспорта [15]
Авто и мото спорт [5]
Великие конструкторы [2]
Американские авто [15]
Эксплуатация [11]
Экспплуатация наших авто
Кемпинг [11]
Покупка и продажа авто [28]
Вся информация о покупке и продаже новых и б/у
Поиск по сайту
Поиск по сайту:

Поиск для Путешественников

Widgets
Пробки на Яндекс.Картах

Яндекс.Погода

Четверг, 21.11.2024, 12:18

Клуб Путешественников OverRoad - Каталог статей

Главная » Статьи » Общий раздел » Авто и мото спорт




"Четверть мили беспредела" - немного о драгрэйсинге

Душа уходит в пятки. В прямом смысле. Ступни ног становятся тяжелыми и напряженными до предела. Зубы непроизвольно сжимаются до скрежета и боли в скулах. Перед глазами только сменяющие друг друга огни светофора: ни тысяч орущих зрителей, ни людей службы безопасности, ни голоса комментатора, ни стоящего на соседней полосе соперника, которого НАДО объехать во что бы то ни стало. Вокруг не видишь никого: мир покрывается туманной дымкой, а перед глазами только стойка с разноцветными лампочками. Не выдерживает красный огонек светофора тысяч напряженных взглядов, гаснет, сменяется короткой «очередью» желтых лампочек, и словно яркая солнечная вспышка бьет в самый центр мозга зеленый сигнал! Сцепление, нога утапливает всей тяжестью педаль газа в коврик, уже выжата она до конца, а хочется еще газу, еще скорости, еще мощности! Подлетает стрелка тахометра к своему пику, сцепление — только газ не отпускать! — доли секунды на движение рычагом КП, и снова разгон, снова вперед, скорость, скорость, скорость!...

Уже за финишной чертой, пролетев отмашку клетчатым флагом, бросаешь взгляд на спидометр — стрелка медленно падает вниз с отметки 160, мотор расслабленно дышит после ударной нагрузки, машина резво бежит на нейтрале к повороту через разделительную, и только в этот момент приходит осознание того, что сквозь невидимую финишную границу твой автомобиль пролетел первым. Если повезло. Это потом на каждой гонке будешь со спартанским спокойствием взирать на светофор и ждать старта, знать трассу и машину на зубок, безупречно уходить вперед, без потерянных секунд на пробуксовку, знать возможности свои и соперников и рассчитывать на реальные шансы. А пока — амбиции, адреналин, головокружительные скорости, запредельные разгонные данные и мощность, скорость, движение, полет... Это 402 метра полной свободы, несколько секунд жизни, пролетевших мимо со скоростью свыше 150 км/ч. Это драгрейсинг. Наш драгрейсинг. И мало кто знает, что это за зверь такой на самом деле и с чем его едят там. Где он родился?

6000 лошадиных сил. 510 км/ч. Четверть мили за 4,5 секунды. Это характеристики гоночного болида, выступающего в высшем классе «Top fuel» чемпионата мира по дрэгрейсингу. Впечатляет? Так-то. Это не сравнимое ни с чем по грандиозности зрелище, которое проходит на специально отстроенной трассе при скоплении десятков тысяч зрителей, и где на кону стоят даже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы долларов. Такова цена победы в настоящем большом драге. Это сейчас дрэгрейсинг стал принимать характер эпидемии чумы, которая распространяется по миру бешеными темпами, растет, развивается, зараженные жадно впитывают в себя каждую новинку технического прогресса, направляя ее на то, чтобы еще хоть чуть-чуть, хоть на сотую долю секунды сжать время полета по прямой на четверть мили. А когда-то все было примерно как у нас: где-то на объездной, подальше от чуткого взора полицейских, слетались желающие погоняться, побеждали, проигрывали и снова доводили машины. Так рождалось сразу две культовых мировых «болезни», имя которым тюнинг и дрэгрейсинг. Итак, когда-то давно в далекой Америке...

Исторические корни

Байки на драге, равно как и Funny car, оснащаются специальным упорным колесом сзади — чтобы супермощная техника не перевернулась при старте назад.

Когда-то давно в далекой Америке, а именно в первой половине ХХ века, среди американской молодежи, причем далеко не самой бедной ее части, начало культивироваться новое увлечение, которое впоследствии стали считать прародителем тюнинга: «дети» Америки заряжали как могли американские автомобили довоенного периода (тогда их цена значительно упала и стала доступной для многих) с одной единственной целью — придать машине неимоверные разгонные характеристики. То, каким образом это достигалось — отдельная история. Технический прогресс тогда еще не сделал общедоступными такие вещи, как системы впрыска азота, не практиковались и многие другие, доступные тюнингерам сейчас, а потому под капот обычного автомобиля устанавливались двигатели от другой техники — многолитровые многосильные монстры от грузовиков, самолетов и прочих подобных достижений инженерной мысли. У кого на что хватало фантазии (истории известен случай установки на один автомобиль сразу двух моторов). Это направление получило название «хот-родинг». В переводе на наш Hot — горячий, rod — сокращение от roadmaster — хозяин дороги. Само собой, что немереные табуны лошадиных сил под капотом грузных больших седанов американского производства 30-40-х годов не располагают к хорошей маневренности и чуткому послушанию руля, а потому демонстрировать возможности своих детищ и выяснять, чье же детище быстрее и лучше приходилось на прямых участках загородных трасс: кто быстрее, тот и лучший. Так рождались первые «нелегалы» по дрэгрейсингу. При этом «тапка в пол» иногда приводила к тому, что многолитровые заряженные двигатели просто не выдерживали тех нагрузок, что давались им на гонках — взрывались. Увлечение это быстро стало повальным и абсолютно никем не контролируемым.

При этом, по одной из версий, было вычислено, что оптимальной дистанцией для развития максимального ускорения дрэгстера является прямая протяженностью в четверть мили или 402 метра — цифра, которая впоследствии вошла в историю автоспорта. Кстати, стандартное расстояние между светофорами на американских городских улицах именно четверть мили. С этим фактом связывают вторую версию возникновения трассы именно такой протяженности.

Свои исторические корни драг начинает в штате Калифорния, со дна одного из засохших озер, на чьей гладкой поверхности проходили в 20-х годах прошлого века первые гонки на импровизированной трассе в 402 метра. Вскоре с таким «автодромом» гонщикам пришлось расстаться — на месте бывшего озера власти США возвели военно-воздушную базу, и рейсеры были вынуждены перебраться на городские улицы. Американские власти решили не противостоять стремительно разрастающейся заразе под названием дрэгрейсинг, а взять ее под свой контроль и превратить из нелегальных опасных ночных гонок в зрелищное, упорядоченное, контролируемое и весьма доходное действо. Официально стартовой точкой отсчета истории дрэгрейсинга принято считать 1948 год: именно тогда в американском городе Голета штата Калифорния была открыта первая в мире специальная трасса для дрэгрейсинга, построенная при содействии Вэлли Парке. И началось! Банальные покатушки по прямой, пусть и на специально отстроенной трассе, стремительно переросли в разряд самых популярных и зрелищных видов автоспорта: вскоре в США была создана Национальная Ассоциация хотродеров, ставшая международной, в которую на данный момент входят более 100 000 человек, затем бешеными темпами стали появляться международные ассоциации дрэгрейсинга и простые клубы «по интересам». Сейчас международные ассоциации по драгу объединяют миллионы увлеченных.

Производители автопокрышек не нарадуются: нигде более их продукция не расходится с таким свистом

Драг начал «переползать» и в Европу. Вскоре зараза укоренилась и по другую сторону океана: в Старом Свете стали как грибы возникать ассоциации дрэгрейсеров. Прародителем европейского драга является Англия, где на одной из взлетных полос, ставших ненужными после войны, был возведен первый профессиональный дрэгстрип в Европе — в 1966 году на полосе Санта Под была официально открыта первая профессиональная трасса для дрэгрейсинга. Чуть ранее, в 1963 году была сформирована Британская федерация дрэгрейсинга. 1972 год ознаменовался очередным временным рекордом: дрэгстер Дениса Придла впервые в истории драга преодолел дистанцию в четверть мили менее чем за 7 секунд! Ему же приписывают и появление в Европе класса «фанни кар». Следующий временной рекорд был поставлен в заезде Алана Хериджа — прямая на 402 метра была пройдена менее чем за 5 секунд! Около 300 миль в час! Впоследствии европейский драг стал развиваться бурными темпами. На данный момент самыми мощными и многочисленными являются ассоциации дрэгрейсинга в Финляндии, Швеции и Англии, они насчитывают около 10 000 активных членов каждая. Несколько лет назад драг официально принял статус одного из видов автоспорта и был признан Международной автомобильной ассоциацией.

Ну, а где Европа, там и до нас рукой подать: загадочная русская душа с головой ринулась в омут под названием дрэгрейсинг. Что самое интересное, гонки на ускорение по прямой стали опрометчиво именовать наряду с Dragrace и Streetrace. А это не совсем правильно: классический Streetrace или стритрейсинг подразумевает полную нелегальность — это гонка по городу (street с английского — улица), где в задачу сразу нескольких гонщиков входит добраться от точки до точки первым. Неважно, какими путями и какими жертвами — скорости у настоящих стритрейсеров при этом неимоверные. Само собой, что ни один полицейский в мире не даст добро на погоню в ночных городских потоках сразу нескольких сумасшедших, чьи скорости во время гонки далеко за пределами 100 км/ч и при этом есть вполне реальный шанс разбить машину в хлам на ближайшем повороте. Как правило, настоящий серьезный стрит проводится в погоне за главным кушем — весомой суммой в долларовом эквиваленте. Суммой, на которую затем можно подлатать то, что было «случайно задето» во время гонки. Вспомните фильм «Форсаж 2». Люди занимались там именно стритрейсингом. У нас же стритом стали гордо именовать гонки на четверть мили по прямой. Возможно, потому что проводились они во времена полного нелегала именно на ночных городских улицах, которые просто внаглую перекрывались машинами.

Впрочем, есть такая практика и сейчас. Но вскоре и к нашим властям пришло желание обуздать столь ярый порыв и направить его в правильное русло: чемпионаты по драгу все чаще становились официальными, при поддержке ГАИ, спонсоров и администраций городов, с соблюдением всех мер безопасности и гонщиков, и зрителей, коих всегда было немало. В итоге в 2002 году в России свершился исторический момент: была создана и официально зарегистрирована Российская Федерация Дрэгрейсинга (РФДР), под покровительством которой проводились многие чемпионаты по драгу. Причем дрэгрейсинг стали включать в календарь гонок, проводимых под эгидой РФ. Как грибы, мини-ассоциации по драгу стали возникать в каждом городе России, у нас такая «организация» получила название GT-клуб. Энтузиастами этих клубов проводятся свои локальные чемпионаты по драгу.

В 2005 году свершилось еще одно важнейшее событие в истории российского драга: 25-26 июня в Красноярске прошла самая масштабная гонка на четверть мили, которая получила название «Драг-битва в середине России». Прошлым летом на взлетной полосе аэропорта «Черемшанка» собрались 9 представителей самых мощных автомобилей страны, чтобы бороться за 20000 долларов. Такого большого призового фонда не было в истории российского драга ни разу.

Тем не менее некоторые из российских гонщиков уже начинают поглядывать на Запад: желание попробовать свои силы в настоящем большом драге ой как велико. А настоящий большой драг — это два крупнейших мировых чемпионата: ежегодно в США проводится серия в 24 этапа, которая выявляет победителя в Чемпионате Мира по дрэгрейсингу. В Европе в 5 этапов каждый год проводится чемпионат Европы. Но там все несколько по-другому.

We are the champions

Что такое настоящий дрэгрейсинг мирового масштаба? Начнем с того, что разбивка на классы там несколько иная. Контингент участников тоже имеет мало общего с нашим местным и даже российским драгом в целом.

В общем, чемпионаты по драгу проводятся более чем в 200 классах, разбивка осуществляется по типу кузова, типу двигателя и т.д. Классификация IHRA (Международная ассоциация хот-родеров) насчитывает 15 больших основных классов, которые могут делиться внутри себя на более мелкие категории. Чтобы представить себе хотя бы в общем, что такое мировой драгрейсинг, познакомимся с самыми зрелищными и популярными классами и их представителями.

Несмотря на то что скорости в таком виде спорта, как драгрейсинг, самые высокие, а совсем недавно на трассах не редки были случаи взрыва двигателей, драг считается одним из самых безопасных видов спорта: гонка здесь проходит только по прямой, исключая резкие

Самое, пожалуй, вкусное, где можно наблюдать настоящие дрэгстеры мощностью в несколько тысяч лошадиных сил, это высший класс Top fuel. Классический дрэгстер этого класса представляет собой длинный стреловидный корпус, напоминающий чем-то ракету. По бокам от острого носа и сзади установлены специальные антикрылья, чтобы при разгоне дрэгстер не отправился бы в свободный полет. Центр тяжести в таком агрегате смещен назад, а потому и мощнейший 8-цилиндровый мотор расположен позади кабины пилота. Мотор дрэгстера, оснащенный нагнетателем, способен развить мощность до 6000 л.с. Питается двигатель такого дрэг-монстра нитрометаном, которого способен «скушать» за один заезд на 402 метра до 60 литров махом. Мощнейшие компьютеры контролируют работу каждого узла «автомобиля». При этом стоимость одного заезда на четверть мили может достигать нескольких тысяч долларов. Ускорение — запредельное: для достижения скорости 160 км/ч пилоту этой махины достаточно потратить чуть менее секунды. На преодоление пути длиной 402,34 метра от старта до финиша уходит около 5 секунд. Скорость «на выходе» — свыше 500 км/ч. Ни о каких тормозах в стандартном их понимании здесь не идет и речи. Чтобы заглушить стрелу, летящую по дороге со скоростью полтысячи километров в час, используются специальные парашюты, выкидывающиеся после преодоления финишной черты. А теперь представьте, что испытывает человеческий организм, находящийся в кабине этого агрегата: нагрузки в этот момент сопоставимы с нагрузками космонавтов и летчиков. Чтобы увидеть автомобиль на финишной черте, сразу после старта достаточно досчитать до пяти.

Еще один класс запредельных скоростей — Funny car. Традиционно заезды этой категории считаются самыми потенциально опасными, потому что представители класса «Смешных автомобилей» являются самыми трудноуправляемыми. Со стороны этот агрегат уже напоминает чем-то автомобиль в его классическом исполнении, но кузов funny car изготавливается из легких композитных материалов — стекло- или углеволокна, при этом не имеет дверей, целиком накрывая пилота сверху. Двигатель на таких машинах имеет переднее расположение, при этом, будучи оснащен нагнетателем, способен развивать мощность до 3000 л.с. Питаются моторы этого класса уже не дорогим нитрометаном, а метанолом, который, впрочем, тоже не так дешев. В этом классе действует ограничение по весу: согласно регламенту IHRA, к соревнованиям в классе Funny car допускаются автомобили весом не менее 1000 кг, включая пилота. Сзади машины сконструированы специальные ролики, необходимые для того, чтобы чересчур легкий и неимоверно мощный автомобиль не перевернулся при старте, встав на задние колеса.

Еще один интересный и самый, пожалуй, экстремальный класс — класс Top sportsman. Нет предела совершенству! Все, до чего дошла человеческая мысль, может быть засунуто в автомобиль, в этом классе нет никаких запретов — ни при конструировании кузова, ни при доработке агрегатов, ни в отделении пилота. Могут быть установлены все возможные электронные системы контроля за состоянием автомобиля.

Популярен также и класс Pro Modified, в котором разрешено изменять и дорабатывать любой агрегат машины с целью добиться лучшего времени на трассе. При этом кузов должен иметь классический свой вид. В качестве топлива здесь используется чистый спирт или этанол. Мощность некоторых представителей этого класса достигает 2000 л.с. При этом гонщикам класса Pro Modified пополнять табун сил дозволено только одним способом на выбор самого гонщика: либо наддувом, либо установкой системы NOS. В зависимости от этого выбора регламентируется объем мотора и вес: машины с наддувом могут иметь литраж не более 8,5 литров и весить при этом не меньше 1200 кг, машины же с закисью могут увеличить объем до 11 литров и установить минимальный вес в 1100 кг.

Интересны также классы Quick Rod и Super Rod. В Quick Rod представлено огромное разнообразие модификаций машин и моторов. Классическая гонка в данном классе несколько усложнена: для пилота дрэгстера важно не просто прийти к финишу первым, а победить противника именно на финишной черте, не превысив при этом Национальное ограничение, которое для трассы в 1/4 мили составляет 8.9 сек. В этом классе для пилота существует огромное количество настроек, автомобиль управляется мощнейшей и очень точной электроникой, которая может помочь пилоту попасть на финише в промежуток скоростей между 150 и 165 км/ч. От водителя требуются не только хорошие навыки пилота, но и интуиция. Класс Super Rod схож с предыдущим. Разница в том, что выступают здесь автомобили меньшей мощности — Национальное ограничение, например, на трассе в 1/4 мили составляет уже 9.9 сек (для 1/8 мили — 6.4 сек). Из-за недостаточной мощности дрэгстеров не используется и система комплексного управления дросселем, как в категории Quick Rod. Хотя класс этот традиционно пользуется популярностью.

Помимо описанных классов в чемпионатах мира и Европы участвуют также и начинающие гонщики, для которых предусмотрена отдельная категория Junior, все они в большинстве своем младше 18 лет. Здесь также присутствуют и дрэгстеры.

Еще одна живописнейшая категория мировых чемпионатов по драгу — класс Nitro Harley-Davidson. Уже из названия ясно, что это категория для мототехники Harley. Этот класс — один из самых малочисленных: для участия в чемпионате здесь отбираются только 8 команд. Притом существует масса ограничений. Так, например, характеристики мотора должны быть максимально приближены к классике: 2-цилиндровый V-образный двигатель, с карбюраторной либо инжекторной подачей топлива, в качестве которого здесь выступает нитрометан. Разрешено и применение закиси азота, но только с этиловым спиртом. Категорически запрещается использовать пропиленоксид. Это одна из самых быстрых и зрелищных категорий: мотоциклы с объемом мотора до 2,8 литров, питающиеся нитрометаном, способны преодолевать трассу в четверть мили за 6-7 секунд.

Не менее красивый по зрелищности класс — класс Pro stock truck, где гоняются дрэгстеры-грузовики.

Движение — это жизнь

Так выглядит классический представитель класса Funny car: легкий кузов из композитных материалов, который накрывает водителя сверху, как купол истребителя, значительно уменьшает вес автомобиля

Общий призовой фонд в соревнованиях профессиональных классов дрэгрейсинга составляет больше миллиона долларов ежегодно. И это само собой зрелище, собирающее огромное количество зрителей. Дрэгстрипы представляют собой целые гоночные комплексы, специализированные на драге: на треках предусмотрены автопарки для участников со всеми необходимыми техническими тонкостями для контроля гоночных болидов и подготовки их к заездам, магазины, где можно приобрести все — от сувениров до гоночных костюмов и запчастей для машин, ну и, конечно же, самое главное — гоночная трасса, на всей протяженности которой расположены высокие зрительские трибуны, огражденные от гоночного полотна специальными барьерами. Именно здесь собирается до нескольких миллионов зрителей ежегодно! Попасть сюда можно только по специальным билетам, которые необходимо купить заранее, самые дорогие места находятся в VIP-секторе — в зоне старта и финиша, стоимость их в несколько раз превосходит цену «обычных» мест. Гонка начинается традиционным представлением участников, после которого начинается то самое волшебное действо, ради которого собираются миллионы: сначала по сценарию живописнейший прогрев резины, и уже потом — несколько порций неимоверного экстрима по несколько секунд каждая. Все результаты отражаются тут же на специальном электронном табло, видном с каждой точки трассы. И так по несколько дней от 5 до 24 раз за лето.

Вот как выглядит настоящий драг. Нам до этого пока еще предстоит расти. Хотя о строительстве специальных гоночных комплексов в России уже начинают говорить. Проекты строительства дрэгстрипов есть уже в нескольких городах России: Питере, Москве, Чите, есть такой проект и в Иркутске. Но пока все эти планы находятся на стадии теоретической подготовки: на возведение дрэгстрипа, способного отвечать международным стандартам, необходимы огромные финансовые вложения. Но при этом первый же появившийся в России дрэгстрип, который действительно будет работать, наверняка станет центром дрэгрейсинга всей России. И уже после этого начнется строительство настоящих тысячесильных болидов, способных покорять неимоверные скоростные барьеры.

Наталья Новикова
Журнал "Автомаркет+Спорт"



Источник: http://info.drom.ru/tuning/7565/
Категория: Авто и мото спорт | Добавил: t0nick (08.02.2010)
Просмотров: 2547 | Рейтинг: 0.0/0



Прицепы 4x4


Прицепы для внедорожников экспедиционные
Эвакуация 4x4


Эвакуация на бездорожье
Мото ремонт
Реклама
Наш опрос
Что Вы думаете о мотоциклистах на дорогах?
Всего ответов: 30
Статистика