Кемеровчанин Александр Николаевич Сысоев вот уже 30 лет занимается
автоспортом. В 1983 году он стал Чемпионом России в классе
спортивно-кроссовых автомобилей (багги), а в 1984 году на своей машине
к финишу пришел вторым. В 1985 году Александр Николаевич занял восьмое
место в Чемпионате СССР по автокроссу (класс багги). Кроме этого, он
принимал участие в гонках на выживание, «гонялся» в автокроссе на
автомобиле с заднеприводной компоновкой. Но это были не «Жигули», а
«Запорожец».
— Мне известно, что Вы на своем ЗАЗе принимали участие в
новосибирских гонках на выживание «Кольцо Мужества». Прошли шесть
этапов: три летних — по гари и три зимних — по льду, с шипами без
ограничений, когда был разрешен любой размер шипа. Тогда, в 1999 году,
Вы заняли первое место. Что это было за время, и тяжело ли быть первым
на пьедестале почета?
— В те годы гонки на выживание собирали огромное количество и
зрителей, и участников. Гоняться можно было, практически, на всем, что
только ездит. Больше всего было «восьмерок», «жигулевской классики»,
присутствовали и немецкие автомобили. Но по-настоящему, бесшабашно,
гонялись только два гонщика: Валерий Губин на своем «Запорожце» и я
— таких «боевых» машин больше ни у кого не было. Валерий как раз был
организатором этих гонок. Машины-участницы больше походили на танки:
все обварены по кругу, спереди стояли скорее «лопаты» от бульдозеров,
чем бамперы.
— К большому сожалению, мне пока не посчастливилось побывать на
подобных гонках. Они в настоящее время хотя бы где-нибудь проводятся?
— Можно сказать, что нет. Сам по себе это очень опасный вид
автоспорта, к тому же затратный в денежном эквиваленте, ведь автомобили
просто-напросто уничтожаются на треке, превращаются в кучу металлолома.
Правил немного, например, нельзя бить в водительскую дверь и врезаться
в остановившуюся машину, обязательны дуги безопасности, когда их трубы
полностью повторяют контур кузова и проходят вплотную к нему. Это ради
безопасности, чтобы во время кувыркания машины рука или нога водителя
не попали в пространство между кузовом и трубой. Были случаи, когда и
руки ломали, и головой не слабо бились. А еще стали устанавливать
металлические сетки на окна машин, чтобы водитель руку не смог высунуть
и сломать ее во время аварии, пришло это из гонок в классе багги начала
восьмидесятых годов. Это потом стало требованием и в других видах
автоспорта. Вообще, первое правило при аварии: держи руки на руле и
прижимай голову, машина покувыркается и остановится, нечего глазами
хлопать, ведь ничего интересного, кроме собственных переломов и, не дай
Бог, смерти, не увидишь.
— В Вашей спортивной карьере были аварии, чтобы все, как говорится, по-настоящему: автомобильные детали в разные стороны?
— В Набережных Челнах на трассе в «Балаково» (Саратовская область)
нас стартовало 15 спортивно-кроссовых автомобилей (багги). Я в первый
же вираж очень удачно вошел: стал обгонять впереди идущего соперника по
выгодной для меня траектории, он заметил это и ударил мою машину в бок.
В этом месте у трассы как раз длинный спуск был, я и полетел вниз,
сделав в воздухе четыре кувырка. Когда приземлился, попытался сразу же
машину завести, чтобы гонку продолжить, а мне болельщики кричат:
«Стой!» Оказывается, от удара об землю заднее колесо срезало вместе со
ступицей. Тогда я так и не смог выполнить «Мастера спорта»... до сих
пор без «титулов». Хорошо, что сам не пострадал.
— Расскажите, пожалуйста, о своем легендарном «Запорожце», на котором Вы принимали участие в гонках на выживание.
— Это был синий ЗАЗ-968М 1979 года выпуска. Родной двигатель поменял
на мотор Audi-100, который поставил сзади посередине салона, прямо за
моей спиной, то есть я сидел посередине. Машина получилась довольно
тяжелой: мотор, снаружи по кузову трубы-дуги безопасности, внутри
— каркас безопасности…
— Как Вам удалось установить двигатель от чужеземного автомобиля?
— У Audi же передний привод: сначала идет мотор, а потом коробка с
приводами. Вот и сообразил: мотор поставил в салон, а коробка и приводы
расположились сзади. Боевая получилась машина, много ярких минут
подарила, есть о чем вспомнить.
— Где сейчас эта машина? Какова ее судьба?
— Стоит у меня в гараже, словно старый рыцарь: вроде и долгие годы
за спиной, но до сих пор готовый ринуться в бой, будто молодой совсем.
Недели две назад заводил, послушал звук мотора,.. в общем, потрепал по
загривку старого коня. Думаю молодежи его отдать, пусть гоняются.
— На эти гонки Вы также приехали на ЗАЗе. Это, наверняка, уже не
такой злой «Запор», как тот. Скажите пару слов о своей настоящей
машине, что она из себя представляет?
— Да, этот ЗАЗ не такой мощный, как тот, что с немецким двигателем.
Намного слабее: родной мотор объемом в 1300 кубиков, и это не
роторно-поршневой двигатель современной Mazda RX-7 или RX-8. Кузов с
большим трудом нашел не гнилой, в хорошем состоянии — это большая
редкость на сегодняшний день, потом ободрал его до «голого» металла,
чтобы облегчить. Изменил выпуск. Ну и с мотором немного поколдовал:
там-сям ковырнул — немного лошадок и «накопал» сверху.
— Что побудило заняться именно «Запорожцами»: легко ли из него сделать гоночный автомобиль для автокросса?
— Подготовить «Запорожец» во все времена было не такой уж и легкой
задачей. Если все переводить на деньги, то, конечно, «восьмерку»
подготовить будет дороже. Но именно ЗАЗ потребует к себе большего
творческого подхода и инженерных находок. Вот сейчас в моей машине хоть
и стоит родной мотор, но поршни и кольца — от японского мотоцикла
«Судзуки», крутится он до 7000 об/мин. Аналогов зазовскому двигателю во
всем мире практически нет, за исключением оппозитников. Это V-образная
«четверка» объемом 1,3 литра. Только немцы когда-то выпускали моторы
«Ванбруг» и «Трабант» с похожей конструкцией, но опять же, Vanbrugh был
оппозитником, а Traband был трехцилиндровым, когда один цилиндр стоял
под углом между двумя другими. Однажды, в 85-м году, в Латвию на «Кубок
Соцстран по автокроссу» на гонки приезжал один немец, так он к трем
цилиндрам «Трабанта» добавил еще один, чтобы попасть в класс и мощность
поднять.
— А сейчас сделать из «Запорожца» гоночный автомобиль,
подходящий для выступления в классе Д2-Классика, или простого
«городского забияку» будет тяжело? Дорого?
— Допустим, каркас безопасности мне обошелся в полторы тысячи
рублей. Год назад я купил трубы длиной 18 метров, самостоятельно сварил
и загнул их по кузову. Можно с уверенностью сказать, что самое дорогое
у моей машины — это спортивные четырехточечные ремни безопасности и
гоночное кресло, которые обошлись мне свыше восьми тысяч рублей. В
класс попадают автомобили с рабочим объемом до 1600сс, у зазовского
мотора не хватает еще 300 кубов, поэтому можно попытаться «попилить»
двигатель. Я уже сделал мотор, объем которого составляет 1500сс, но
перед этими соревнованиями поставить его на автомобиль не успел. Еще
регламентом разрешается устанавливать на родной двигатель вазовский
карбюратор. Коробку поставил со сближенными передаточными числами, а
блокиратор — от старого БТРа. УАЗовский не поставишь — не подходит, от
военной же техники подходит: два ряда кулачков, которые сломать почти
невозможно. Сам корпус коробки родной, а вот на первичный вал, где
стоит планетарный механизм, нанизаны кулачки (на заводских версиях
стоят шестерни). Эти блокировки мы стали применять еще в 82-ом году на
багги.
А вообще-то, если делать скоростную машину для гонок или для города,
возникнет ряд проблем, связанных с отсутствием зазовских запчастей:
хорошего качества их сейчас просто нигде не найти.
— Люди продолжают интересоваться такими автомобилями из советского прошлого, как «Запорожец»?
— Да, конечно. Три года назад мне удалось открыть спортивную школу
для детей, где занималось 50 ребятишек из школ-интернатов. Разработал
целую преподавательскую программу, открыл класс по изучению ПДД для
технических занятий и вождения. Но на развитие школы не хватило
собственных средств. Пришлось закрыть. Городская администрация
пообещала платить мне зарплату в размере 900 рублей, но на них ведь не
проживешь.
— А сейчас чем занимаетесь?
— Работаю водителем, дорабатываю до пенсии и для собственного
удовольствия «гоняюсь» потихонечку. За свою жизнь сделал шесть багги,
на которых выступал на всесоюзных соревнованиях. «Восьмерок»,
«Запорожцев» и «классики» тоже переделал немало.
Беседовал Алексей Шмелев
Авто Медиа