Дизель, Рудольф
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рудо́льф Кристиа́н Карл Ди́зель (нем. Rúdolf Chrístian Karl Diésel; 18 марта 1858, Париж — 29 сентября 1913, Ла-Манш) — немецкий инженер и изобретатель, создатель дизельного двигателя.
Биография
Родился в немецкой семье переплётчика книг. Во время франко-прусской войны с семьёй бежал в Англию. В том же году отправляется на учёбу в Германию. Лучшим учеником заканчивает реальное училище (1873) и Аугсбургскую политехническую школу (1875). После приглашён в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году заканчивает, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала её существования.
27 февраля 1892 года
Дизель подает заявку на получение патента на «новый рациональный
тепловой двигатель». Который и получает в императорском патентном бюро
в Берлине 23 февраля 1893 года под названием «Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу» (зарегистрирован 28 февраля 1892 года). Второй патент с модифицированным циклом Карно был зарегистрирован 29 ноября 1893 года.
С 1893 года велись разработки нового двигателя на Аугсбургском машиностроительном заводе (с 1904 года M.A.N.) при финансовом участии компаний Фридриха Круппа и братьев Зульцер (Sulzer Brothers Ltd). Первый функционирующий двигатель был создан Дизелем там же в 1897 году. Мощность двигателя составляла 20 л. с. при 172 оборотах в минуту, КПД
26,2 % при весе пять тонн. Это намного превосходило существующие
двигатели Отто с КПД 20 % и судовые паровые турбины с КПД 12 %, что
вызвало немедленный интерес промышленности. Двигатель Дизеля сразу же
нашёл применение, был оценён во многих странах. Но у себя на родине Р.
Дизель не нашёл признания и тяжело это переживал.
1 января 1898 Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей. Осенью 1900 года в Лондоне для этих целей регистрируется компания. Первый корабль с дизельным двигателем построен в 1903 году. В 1908-м построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1936-м впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D). Его разработала компания «Даймлер-Бенц».
Дизель был сторонником эсперанто. Известно его высказывание: «De
multaj jaroj mi mem interesiĝas pri Esperanto. Tiu ĉi intemacia
helplingvo plenumas bazajn kondiĉojn, por ke akceptu ĝin plej multaj
popoloj kaj ke ĝi plue ekzistadu en natura ligo kun la ĉefaj gvidantaj
lingvoj en la genia simpleco kaj logiko de sia strukturo.
Chi tiun lingvon mi pritraktas el vidpunkto de inĝeniero, kies
klopodo estas direktita al ŝparo de energio… La celo de Esperanto estas
ŝpari tempon, energion, laboron, monon, kaj plirapidigi, plisimpligi la
internaciajn rilatojn.
De tiu vidpunkto estas malfacile kompreni kontraustarojn, kiaj
ankorau aperas kontrau enkonduko de la afero tiel utila por la homaro.
Mi opinias enkondukon de Esperanto kiel necesegan bezonon por la paco
kaj kulturo.» «Das Esperanto ein Kulturfaktor». 1913
Многочисленные патентные процессы подорвали здоровье (лечился в
психиатрической клинике в Нойвиттельсбахе) Рудольфа Дизеля, кроме того
финансовое состояние его дел было неудовлетворительным — Дизель не был
хорошим бизнесменом. А финансовый кризис 1913 года привёл к его полному
банкротству.
29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился из Антверпена на борту парома «Дрезден» в Лондон
на открытие нового завода от одной из компаний, которая производила
двигатели его конструкции. Он, казалось, был в хорошем настроении,
однако, после того, как вечером отправился в свою каюту, его больше
никто не видел. Через несколько недель немецкими рыбаками были
предъявлены для опознания два кольца, снятые с тела хорошо одетого
мужчины, найденного в море. По морскому обычаю тело оставили в воде.
Сын Рудольфа Дизеля опознал кольца, как принадлежащие его отцу.
Выдвигались версии о самоубийстве или убийстве Дизеля. Точные
обстоятельства смерти так и не были выяснены.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дизель,_Рудольф |