В двухтактном двигателе рабочий цикл полностью происходит в течение
одного оборота коленчатого вала. При этом от цикла четырёхтактного
двигателя остаётся только сжатие и расширение. Впуск и выпуск заменяются
продувкой цилиндра вблизи НМТ поршня, при которой свежая рабочая смесь
вытесняет отработанные газы из цилиндра.
Более подробно цикл двигателя устроен следующим образом: когда поршень
идёт вверх, происходит сжатие рабочей смеси в цилиндре. Одновременно,
движущийся вверх поршень создаёт разрежение в кривошипной камере. Под
действием этого разрежения открывается клапан (лепестковый) впускного
коллектора и свежая порция топливовоздушной смеси (как правило, с
добавкой масла) засасывается в кривошипную камеру. При движении поршня
вниз давление в кривошипной камере повышается и клапан закрывается.
Поджиг, сгорание и расширение рабочей смеси происходят так же, как и в
четырёхтактном двигателе. Однако, при движении поршня вниз, примерно за
60° до НМТ открывается выпускное окно (в смысле, поршень перестаёт
перекрывать выпускное окно). Выхлопные газы (имеющие ещё большое
давление) устремляются через это окно в выпускной коллектор. Через
некоторое время поршень открывает также впускное окно, расположенное со
стороны впускного коллектора. Свежая смесь, выталкиваемая из кривошипной
камеры идущим вниз поршнем, попадает в рабочий объём цилиндра и
окончательно вытесняет из него отработанные газы. При этом часть рабочей
смеси может выбрасываться в выпускной коллектор. При движении поршня
вверх часть свежей смеси вытолкнутой из выпускного коллектора
засасывается назад в кривошипную камеру. Можно заметить, что двухтактный
двигатель при том же объёме цилиндра, должен иметь почти в два раза
большую мощность. Однако полностью это преимущество не реализуется,
из-за недостаточной эффективности продувки по сравнению с нормальным
впуском и выпуском. Мощность двухтактного двигателя того же рабочего
объема, что и четырёхтактного больше в 1,5 — 1,8 раза. Важное
преимущество двухтактных двигателей — отсутствие громоздкой системы
клапанов и распределительного вала.
Источник: http://24moto.dp.ua/index.php?show_aux_page=6 |