Двигатель 4Т скутера (далее скутер)
является высокотехнологическим устройством, но в то же самое время
достаточно простым для выполнения диагностики и ремонта.
Разборка
двигателя в мастерской подразумевает снятие двигателя. Если Вам
необходимо произвести срочный ремонт в полевых условиях, то снятием
двигателя с рамы скутера можно пренебречь. Однако, без снятия двигателя с
рамы Вы не получите удобства при разборке. В данной серии
статей рассматриваются двигатели типа 1Р57QMJ, устанавливаемые на
скутера с рабочим объемом от 125 до 180 куб. см., однако эту же
технологию можно распространить и на двигателя типа 139QMA/B, с
минимальными разницами в конструкциях трансмиссии, КШМ и ЦПГ. Для снятия двигателя с рамы необходимо:
Отсоединить от карбюратора трос управления дроссельной заслонкой.
Отсоединить провода, идущие от генератора
Отсоединить провод массы (двигатель-рама)
Отсоединить провод, идущий от релле стартера(на раме) к стартеру (на двигателе)
Снять фильтровую коробку
Отсоединить топливопровод от карбюратора и вакуумную шлангу, идущую к бензоклапану.
Отсоединить задние амортизатор(ы) желательно со стороны рамы, чтобы амортизатор остался на двигателе.
Отвинтить гайку и вынуть ось крепления двигателя к раме.
Аккуратно выкатить двигатель из-под рамы.
После того, как двигатель будет отсоединен от рамы, необходимо его
тщательно вымыть (Двигатель должен быть остывшим). При этом особое
внимание следует уделить герметизации впускного отверстия от карбюратора
в двигатель и контактам проводов, выходящих из генератора. После
тщательной мойки, двигатель готов к дальнейшей разборке.
Рис. 1. Внешний вид двигателя 157QMJ
Действия по дальнейшей разборке:
Отсоединяем глушитель
Снимаем пластиковый кожух системы охлаждения (состоит из нескольких частей, охватывающих головку и цилиндр скутера)
Рис.2. Снятие системы охлаждения.
Для доступа к деталям трансмиссии снимаем рычаг кикстартера (на
двигателях 139QMA/B это делать не обязательно). Откручиваем болты,
которыми крепится крышка вариатора к картеру двигателя. Далее необходимо
резиновым(деревяным) молотком обстучать аккуратно крышку, придерживая
ее. Затем снимаем крышку вариатора.
Рис.3. Снятие крышки вариатора.
При осмотре открывшейся части трансмиссии следует обратить
внимание на наличие резиновой пыли(стружки), что вызывается износом
резинового ремня вариатора. Если ширина ремня достигла износа в 10% от
номинальной ширины, то ремень необходимо заменить. Т.е. Если толщина
ремня достигла 18мм, при номинале 20мм, то ремень подлежит замене. Также
следует уделить внимание состоянию ремня. Если ремень имеет явные
повреждения, трещины, видны кордовые нити, то он подлежит замене, иначе в
самый неподходящий момент ремень может лопнуть, что повлечет
невозможность дальнейшей эксплуатации скутера, до установки нового
ремня.
Рис.4. Измерение ширины ремня.
Для снятия и разборки ведущего шкива вариатора нужно зафиксировать
коленвал специальным приспособлением (ключем типа болгарочного ключа
зафиксировать неподвижную щеку вариатора). После фиксации коленвала,
откручиваем гайку крепления неподвижной щеки вариатора (момент затяжки
33Нм).
Рис.5. Разборка ведущего шкива вариатора.
Снимаем щеку со шлицов левой цапфы коленвала, затем снимаем втулку, внутреннюю подвижную щеку вариатора вместе с пластиной и роликами.
Осматриваем рабочие поверхности щек ведущего шкива и, если
имеется значительный износ, необходимо заменить изношенные детали
вариатора. Если ролики(грузики) имеют нарушение геометрии, их также
необходимо заменить на новый набор. Желательно, чтобы ролики нового
набора по весу соответствовали тем, которые были установлены
заводом-изготовителем скутера иначе, динамика скутера может измениться.
Размеры (внешний диаметр - высота) роликов должны обязательно быть
идентичными заводским. При снятии ведещего шкива вариатора необходимо
осмотреть сальник левой цапфы коленвала, если виден износ, то сальник
необходимо заменить.
Для снятия сцепления (ведомого шкива вариатора) необходимо
также, как и в случае с ведущим шкивом, применять специальный фиксатор.
Рис.6. Снятие сцепления. Проверка состояния.
Сняв сцепление с помощью специального фиксатора необходимо проверить
толщину накладок колодок сцепления (номинал 152QMI/157QMJ равен 2.5мм,
допустимый минимум равен 2.0мм).