Строение и состав аккумуляторной батареи На современных китайских и японских скутерах предусмотрена
возможность запуска двигателя с помощью электростартера. Это возможно
благодаря установленной аккумуляторной батареи (АКБ). Также аккумуляторная батарея
скутера выполняет не менее полезную функцию - подает эталонное
напряжение на регулятор, который преобразует более высокие напряжения
генератора (30 - 90 Вольт) на нужные электрической подсистеме скутера
12-17 Вольт. Поэтому, даже если Вы не пользуетесь электростартером,
батарея в скутере нужна для правильного (безаварийного)
функционирования. Итак, что же такое аккумуляторная батарея? Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея
представляет собой кислотостойкую емкость, в которой залит электролит.
Обычно электролит представляет собой раствор дистилированной воды и
серной кислоты. Также внутрь этой емкости погружены свинцовые пластины
двух типов с выводами (электродами): чисто свинцовые, а также пластины
из диоксида свинца (PbO2)
. При контактировании электролита с этими пластинами на электродах
возникает напряжение. При подключении к электродам потребителя,
например, габаритная лампа скутера, в цепи (аккумулятор + лампочка)
возникает направленое движение электронов - ток. При этом, электролит
(серная кислота H2SO4) разлагается на компоненты водород (H2) и ионы SO4, которые, в свою очередь соединяются, один с O2, а другой с Pb, в результате имеем воду H2O и сернокислый свинец PbSO4. Что же получается, с одной стороны, на пластинах образовывается сернокислый свинец PbSO4, а в электролит добавляется вода H2O,
разбавляя, тем самым концентрацию серной кислоты. Поэтому измеряв
плотность электролита, можно узнать степень разряженности аккумуляторной
батареи. В пределе получится, что электролит при разрядке превратится в
воду (плотность воды ρводы=1г/см³, плотность полностью заряженной батареи ρэлектролита=1,30г/см³ ).
На практике такого не происходит благодаря обратному процессу - зарядке
аккумуляторной батареи, при котором, вода, содержащаяся в электролите
разлагается на ионы водорода H2 и кислорода O2 и прроисходит обратный процесс, соединения H2 с SO4 и Pb с O2.
Вследствие чего, повышается концентрация серной кислоты в электролите
(а с ней и плотность электролита), а также востанавливается оксид
свинца. При перезаряде батареи (когда электролит обильно кипит)
происходит распад (электролиз) воды и обильное выделение газов
водорода и кислорода (взрывоопасная смесь), которые уже не вступают в
реакцию с пластинами АКБ, а испаряются во внешнее пространство - этот
процес называется выкипанием АКБ (а точнее выкипанием воды). Поэтому, со
временем, советуют загладывать внутрь АКБ (если он обслуживаемый) и при
необходимости доливать дистилированную воду. Уделим
внимание такому параметру АКБ, как емкость. Емкость АКБ измеряется в
ампер-часах (Ач) и показывает, как долго полностью заряженная батарея
сможет отдавать энергию определенному потребителю. На величину емкости
прямое влияние имеет величина площади контакта свинцовых пластин с
электролитом. Чем больше площадь (чем больше свинца), тем большее
значение имеет емкость аккумулятора. На срок службы аккумуляторной батареи
большое влияние имеет количество разрядов-зарядов АКБ. Так при заряде
АКБ свинцовые пластины корродируют под воздействием выделяемого при
электролизе кислорода. Если же батарею подвергать так называемому
быстрому заряду, при котором зарядные токи увеличены в 3-10 раз от
рекомендуемых 10% емкостной характеристики АКБ (например АКБ с емкостью
4Ач заряжают током силой 2 Ампера, при правильных 0,4А), то срок службы
такой батереи может уменьшиться на порядок (в 10 раз). Также очень
важным является работа батареи при разряде не более 50%, иными словами,
если АКБ скутера разрядится более чем на 50%, то не исключено, что в
дальнейшем ее нельзя будет зарядить. Это связано с тем, что при
определенных условиях из-за технологического (химического) строения
батареи могут развиться необратимые процессы и сколько, в последствии,
вы не будете заряжать АКБ, будет только выкипать вода, а ионы SO4 с водородом соединятся не будут, это состояние называется сульфатация пластин АКБ. Основываясь на вышеизложенном предоставляю: Рекомендации по эксплуатации и хранению аккумуляторной батареи- Не допускайте разряда АКБ скутера более чем на 50%. Грубо говоря, если
электростартер "вяло крутит" двигатель, следует как можно быстрее
подзарядить АКБ. Не допускайте, чтобы батарея хранилась разряженной.
- Содержите батарею в чистоте, т.к. грязь на АКБ способствует более скорому ее разряду благодаря токам утечки между электродами.
- Недопускайте короткого замыкания на выводах батареи - это выведет ее из
строя навсегда, проверьте установлен ли в электроподсистеме скутера
предохранитель (плавкий), если не установлен или вставлен самодельный,
не пожалейте купите новый.
- Длительное хранение батареи лучше всего производить в сухом, прохладном
месте. Не допускайте хранение батареи при температурах ниже -5 градусов
цельсия. Перед хранением зарядите АКБ до 100%.
- Не стоит перезаряжать АКБ, при достижении заряда в 100% из АКБ начинает
обильно испаряться вода, а энергия уже не аккумулируется.
- Заряжайте АКБ только токами в 10 раз ниже, чем емкостная характеристика.
Например, батарею с емкостью 7Ач заряжайте током силой не более 0,7
ампер.
- Не допускайте сильных ударов по корпусу АКБ, сильных вибраций - может осыпаться активное вещество с пластин АКБ.
- Не допускайте нагрева АКБ (электролита) выше 50 градусов по цельсию.
- Если у Вас обслуживаемый аккумулятор, проверяйте (раз в 2 недели)
уровень электролита, при его падении добавляйте только дистилированную
воду.Добавка кислоты или недистилированной воды приведет к изменению
хим.состава АКБ и его выходу из строя.
- Проверьте напряжение на выводах АКБ при запущенном двигателе, если
напряжение превышает 15 вольт примите меры к понижению зарядного
напряжения. Если этот вопрос некак решить, то чаще следите за уровнем
электролита (раз в неделю).
- Содержите контакты АКБ в чистоте, не допускайте образования окислов на
выходах АКБ и соединении проводки скутера и АКБ. Очищайте кантакты от
окислов.
- Учтите, если на Вашем скутере установлена сигнализация, магнитола,
дополнительные фары и т.д. уменьшайте время между проверкой АКБ на
разряд и уровень электролита. Советую проверять АКБ каждые 1-2 недели.
Вывод Существует много других рекомендаций по эксплуатации и хранению аккумуляторов, выполнение же приведенных выше рекомендаций увеличит срок службы Вашего аккумулятора ,как минимум, еще на один мотосезон.
Источник: http://24moto.dp.ua/page_49.html |