Иногда решения маркетинговых отделов
автомобильных корпораций оказываются настолько удивительны, что
объяснить их с логической точки зрения почти невозможно. Например,
зачем марке Dodge с ее широчайшей линейкой пикапов, включая компактный
Ram 50, копию Mitsubishi Forte/Triton, мог понадобиться еще один
микрогрузовик на легковой базе? И уж тем более непонятно, зачем этой
скромной маленькой машинке дали брутальное имя Rampage (в переводе с
английского – «ярость, неистовство»)?! Но, так или иначе, идея была
воплощена в серийном автомобиле, а нам остается лишь изучить историю
необычной модели Dodge Rampage и ее двойника Plymouth Scamp.
Легковые
пикапы – австралийское изобретение, где оно популярно последние лет 70,
а сами авто называют «ute», сокращенно от «utility». Способ создания
ute прост: используя платформу обычного легкового автомобиля, к
имеющейся передней части (по заднюю кромку передних дверей) добавляют
грузовой отсек с откидывающимся задним бортом. То, что на американской
земле такое решение может прижиться, еще с 50-х годов было удачно
продемонстрировано General Motors и Ford на примерах El Camino и
Ranchero. Публика полюбила эти необычные машины за сочетание
комфортабельности и функциональности – ведь не всегда в пикапе
требуется возить по тонне груза... Однако, и El Camino, и Ranchero были
достаточно крупными автомобилями, производными от отнюдь не маленьких в
то время легковых рамных мидсайзов Chevelle и Fairlane. В Dodge пошли
другим путем, взяв в качестве основы идею субкомпактного пикапа VW
Rabbit Sportruck на базе Golf. Иными словами – построили миниатюрный
грузовик с передним приводом и несущим кузовом. Человеком в корпорации,
ответственным за появление необычной машины, являлся Хэнк Карлини
(правая рука Ли Якокки и один из идеологов Chrysler в те годы), а
первый прототип произвели легендарные братья Гаффожлио, владельцы
калифорнийской компании Metalcrafters – создатели бесчисленного
множества концепт-каров.
Основой для Rampage послужила платформа
«L», разработанная в середине 70-х годов европейским подразделением
Chrysler. Первыми с конвейера начали сходить пятидверные хэтчбеки Simca
Horizon, которые в 1978 году при почти неизменной внешности были
достаточно существенно технически переработаны для американского рынка
- полностью изменилась подвеска, ассортимент двигателей и трансмиссий.
В США машины поступили в продажу, как Plymouth Horizon и Dodge Omni,
тем самым формируя новый класс субкомпактных автомобилей от «большой
тройки». Да, именно в это время маховик «антикризисной» стратегии в
автопроме раскрутился и GM, Ford и Chrysler массово предложили
покупателям более компактные, более экономичные, но и резко менее
мощные модели. Успех Omni/Horizon во многом определил судьбу Chrysler,
так как корпорация находилась на грани банкротства. В следующем году за
хэтчбеками последовали чуть более привлекательные трехдверные купе со
странными названиями Dodge Omni 024 и Plymouth Horizon TC3 – они
базировались на платформе «L», но существенно отличались внешне.
Интересно, что с точки зрения маркетологов корпорации, эти машины стали
первыми американскими переднеприводными спорткупе – видимо, о
существовании гораздо более мощного и быстрого Oldsmobile Toronado
предпочитали не вспоминать или же отнесли его к классу «personal
luxury». К 1982 году вариант от Dodge успел получить имя Charger,
напоминающее о маскл-карах 60-70-х годов (хотя это поколение машины не
имело ничего общего с впечатляющими предками), а версия Plymouth была
переименована в Turismo.
Пикап использовал без изменений всю
переднюю часть Charger до центральных стоек крыши, включая двери и
интерьер. Кабина выполнена двухместной с типичным для пикапов
вертикальным задним стеклом за креслами пассажира и водителя. При весе
автомобиля 1089 кг цельнометаллический кузов, являющийся частью несущей
структуры, позволяет загрузить 520 килограмм груза – вполне достаточно
для миниатюрного грузовичка. Колесная база была увеличена относительно
Omni/Charger (с 2517 мм до 2647 мм), но в остальном механически машины
были идентичны. Базовым силовым агрегатом для Charger был 1.7-литровый
мотор Volkswagen, но в качестве опции предлагался появившийся в 1981
году новый Chrysler'овский рядный четырехцилиндровый восьмиклапанный
двигатель объемом 2.2 литра с распредвалом в головке блока. В
дальнейшем 2.2-литровый двигатель станет культовым благодаря
многочисленным турбированным вариантам, способным выдавать достаточно
большую мощность, но в 1982-84 годах предлагался только атмосферный
карбюраторный вариант. Мощность составляла 84 л.с. и этот двигатель
стал единственным доступным для Rampage. Под капотом он расположен
поперечно и приводит передние колеса через одну из двух возможных КПП –
четырехступенчатую «механику» или трехступенчатый автомат. Передняя
подвеска выполнена по схеме МакФерсон с пружинами, амортизаторами и
поперечным стабилизатором, а вот сзади размещен вполне соответствующий
для грузовой машины неразрезной мост на листовых рессорах с
амортизаторами. Тормоза - дисковые спереди и барабанные сзади.
Разумеется, динамические характеристики
Dodge Rampage оставляли желать лучшего с точки зрения покупателя
легкового автомобиля, но для утилитарного пикапа вряд ли требовалось
больше. Разгон до 100 км/ч занимал 11.3 секунды, время прохождения ¼
мили с места – 17.5 секунд, максимальная скорость – 165 км/ч, согласно
данным тестирований журналов Motor Trend и Car & Driver. Правда,
при полной загрузке баланс развесовки (68/32) смещался назад, что плохо
для переднеприводной машины. С учетом того, что в рекламных буклетах
автомобиль позиционировали, как «спортивный пикап», то, наверное,
покупатели ожидали лучшего, но, с другой стороны, приведенные выше
цифры лучше, чем у BMW 320i тех лет.
Существовало два варианта комплектации
Rampage – базовый High Line и Sport, который отличался броскими
наклейками, креслами от Charger 2.2 с центральной консолью,
передаточным числом главной пары 3.56 вместо 3.06 и более широкими
шинами моделей Goodyear Eagle GT или Firestone HPR размерности
195/60R14 вместо базовых 175/75R13. В целом списки опций были полностью
аналогичны Charger: кондиционер, гидроусилитель руля,
электрорегулировка зеркал, литые алюминиевые колесные диски,
радиоприемник AM/FM, модуль круиз-контроля и так далее. Суммарно за год
выпущено от 17000 до 17576 экземпляров, по различным данным.
В 1983 году добавилась возможность
заказать пятиступенчатую КПП с ручным переключением (базовая на версии
Rampage 2.2, преемника Sport), но гораздо более интересным стало
появление двойника Rampage под брендом Plymouth: Scamp и Scamp GT. Это
имя ранее использовалось в 1971-76 годах для обозначения
заднеприводного купе на платформе A-body, «плимутовского» клона Dodge
Dart Swinger (полное название - Plymouth Valiant Scamp).
За единственный год произвели 3564
экземпляра пикапа Scamp и 1435 штук Scamp GT, что делает их весьма
редкими, хотя и не особо желанными у коллекционеров автомобилями (Dodge
Rampage сделали 7500 штук). Самое заметное отличие от Dodge – это чуть
иное оформление передка, позаимствованное у Plymouth Turismo, а также
отсутствие АКПП в списке дополнительного оборудования. Разновидность GT
была аналогом Rampage 2.2 и включала схожий набор стандартных опций, а
внешне сразу отличалась наличием «горба» на капоте, хоть и не
выполнявшего никакой реальной функции.
Весной 1983 года Chrysler также
выпустил 248 экземпляров специальной версии Rampage для канадского
рынка, известной как Direct Connection. Эти машины поставлялись с
накладками на бампер и пороги, небольшим антикрылом на крыше, черной
пластиковой крышкой кузова с интегрированным спойлером, хромированной
крышкой ГБЦ и специальными наклейками и пинстрайпами по бокам.
Кэрролл Шелби, в те годы сотрудничавший
с Chrysler, представил в том же году концепт-кар Shelby Street-Fighter
Rampage, к сожалению, так никогда и не ставший серийным, в отличие от
«заряженных» по рецепту Шелби Dodge Charger, Omni, Shadow, Dakota и
Lancer... Машина отличалась огромным горбом на капоте и развитым
обвесом с уникальным решением передка с закрытыми фарами, в целом
продолжая концепцию Dodge Shelby Charger, поступившего в продажу
несколькими месяцами ранее. Этот прототип пережил отмену проекта, был
продан одному из дизайнеров и существует до сих пор.
На следующий год Dodge Charger получил
измененный дизайн фронтальной части с четырьмя фарами и внешний вид
Rampage тоже был обновлен соответствующим образом, став более
привлекательным. Кроме того, мощность двигателя была увеличена до 94
л.с., улучшая динамику машины. Plymouth Scamp стал историей, а самих
Rampage сделали всего 3000, зато под самый конец выпуска модели было
произведено 218 экземпляров автомобиля, известного, как California
Shelby Rampage.
Визуально эти машины отличались, опять
таки, оформлением передней части – на этот раз используя характерные
запчасти от Dodge Shelby Charger (внешний вид которого сложно было
перепутать с обычным Charger), накладками на пороги, пинстрайпами по
бокам, наклейками Direct Connection на лобовом стекле, 15-дюймовыми
колесными дисками, специальной трансмиссией от Shelby, фирменной
педалью газа и тюнинговой выхлопной системой. За исключением сидений с
высокой спинкой, в штатную комплектацию CS Rampage входили все опции,
доступные для данной модели на конвейере. Причина, по которой Кэрролл
Шелби и Chrysler отказались от производства еще более
индивидуализированного Rampage на основе концепта Street-Fighter
проста: уже было известно, что 1984-й станет последним годом выпуска
маленького пикапа, так что было нецелесообразно тратить дополнительные
ресурсы на подготовку серийного варианта Street-Fighter с эксклюзивными
деталями. Все 218 экземпляров Dodge CS Rampage поступили в продажу в
автосалонах калифорнийских дилеров Dodge по цене $10289, то есть на 40%
дороже обычного варианта.
В середине 80-х в Chrysler наступала
эра платформы «К-car», ставшей основой для практически всех моделей
корпорации на следующие 10 лет. В частности, на смену Charger/Turismo
пришли Dodge Daytona и Chrysler Laser, а Omni и Horizon заменили Dodge
Shadow и Plymouth Sundance. Новой итерации Rampage не было, да и не
могло появиться – продажи объективно были провальными (27000 штук за
три года), несмотря на достаточно позитивные обзоры в прессе в
сравнении с единственным прямым конкурентом производства Volkswagen.
Был, правда, еще один игрок на рыке мини-пикапов, но Subaru BRAT
отличался приводом на все колеса. Вероятно, несмотря на всю любовь
американцев к «тракам», их компактный вариант был действительно
избыточен на рынке: VW перестал продавать Rabbit Sportruck после 1982
года (хотя в Европе эти автомобили прекрасно известны по сей день, как
VW Caddy нескольких поколений), а импорт BRAT прекратился в 1987-м.
Самым маленьким пикапом от Dodge вновь стал импортируемый из Японии Ram
50, но и он в 1993 году уступил этот титул вполне типично
среднеразмерному Dakota.
Имя Rampage с тех пор использовалось
лишь однажды. В 2006 году на Чикагском автошоу компания представила
пикап, близкий по размерам к Ram и оснащенный 5.7-литровым двигателем
Hemi, но вновь, как и у оригинального Rampage, имевший привод на
передние колеса. Агрессивный дизайн с массивными колесными арками и
22-дюймовыми дисками должен был привлечь внимание аудитории к концепту,
гораздо более соответствующему своему грозному имени, чем его
предшественник из 80-х. По словам представителей корпорации, пикап был
ориентирован на «тех, кто обычно не покупает грузовики». Автомобиль так
и остался концептом.
Коллекционная ценность Dodge Rampage и
Plymouth Scamp минимальна. Безусловно, как у любого автомобиля, у них
есть свои поклонники, но об узком круге фанатов говорит, например, тот
факт, что в США не существует даже отдельного клуба любителей Rampage –
немногочисленные ценители состоят в организациях, посвященных
родственным Charger/Omni. Наверное, лет через 10 цены на субкомпактные
пикапы вырастут, как это обычно бывает с формально редкими, но
непопулярными ранее на коллекционном рынке, машинами к 35-40 годам. На
сегодняшний же день цена в США составляет около $2000 за хороший
экземпляр и вдвое-втрое меньше – за требующий реставрации. Правда,
летом этого года дилер коллекционных авто Best of Show Automotive
выставил на продажу идеально отреставрированный Dodge Rampage Sport '82
красного цвета (фотографии которого приводятся в этой статье) за $12900
– пока что это рекордная цена, но данный экземпляр наверняка является
абсолютно лучшим Rampage в мире.
Материал взят здесь: http://detroit.in.ua/?p=3496
|