История этой всемирно известной марки началась в 1902 году в Детройте,
когда два брата Гораций и Джон создали производство автомобильных
коробок передач. Под названием "Братья Додж" (Dodge Brothers) она была
основана в 1914 в Детройте и вскоре стала одним из ведущих изготовителей
простых и надежных легковых автомобилей, оснащенных электрическим
стартером и электрическими фарами, и уже в следующем году выпустив 45
тысяч автомобилей - их фирма стала третьим по объему производства
автомобилей США. Такие успехи позволили им взяться за производство
грузовиков, и уже в 1916 году с конвейер начали выезжать первые пикапы и
фургоны на базе легковушек Dodge,
в следующем году появились небольшие капотные грузовички, для своих
автомобилей братья использовали одинаковые двигатели 4-х цилиндровые с
мощностью в 24 лошадки. В качестве штабных, санитарных машин и полевых
мастерских они использовались в армии США во время Первой мировой войны.
Эти машины в США стали практически основной техникой для фермеров,
санитаров, пожарных.
В годы Второй мировой войны компания "Додж", известная к тому времени
прежде всего своими легковыми машинами, неожиданно превратилась в
крупнейшего в мире изготовителя легких и средних многоцелевых
полноприводных автомобилей, поставлявшихся в вооруженные силы США и
страны антигитлеровской коалиции по ленд-лизу. Появлению грузовиков в
программе "Доджа" способствовало присоединение в 1925 году небольшой
фирмы "Грэхем" (Graham), а включение компании "Додж" через два года в
состав концерна "Крайслер" (Chrysler) позволило расширить гамму
выпускаемой продукции и стабилизировать финансовое положение. К этому
времени относится создание открытых штабных машин на легковых шасси,
новой гаммы 3/4-тонных грузовиков с мотором мощностью 30 л.с. и
грузопассажирских автомобилей с колесной формулой 6x6. В 30-е годы Dodge
уже поставлял в вооруженные силы несколько штабных легковых автомобилей
и капотных грузовиков с полезной нагрузкой от 500 килограмм - до 3 тонн
с рядными 6-ти цилиндровыми моторами (70-110 л.с.), отличавшихся от
серийных лишь цельнометаллическими кузовами с тентом и решеткой перед
радиатором.
Создание в середине 30-х гг. полноприводных 2-х осных грузовиков дало
толчок развитию новой военной авто-техники. Первые из них, военные
пикапы Т5А и 1,5-тонные модели Т9-К45 и LG45, были построены в 1934-36 в
кооперации с компаниями "Мармон-Херрингтон" (Marmon-Herrington) и
"Тимкен" (Timken), однако уже через три года новый 1,5-тонный вариант
"ТЕ30" (4x4) получил все агрегаты собственного изготовления. В 1939-42
годах в армии использовали также доработанные гражданские легковые
автомобили и 3-х тонные капотные грузовики VH48, VK62B (4x4) и WK60
(6x6) с 6-ти цилиндровыми 90-100 сильными двигателями и 5-ти
ступенчатыми коробками передач. Между тем славу "Доджу" принесли
семейства легких военных автомобилей, разработанные собственными силами и
оснащенные шарнирами равных угловых скоростей "Бендикс-Вейсс"
(Bendix-Weiss). С началом Второй мировой войны фирма начала серийный
выпуск первой 1/2-тонной военной серии Т202 (4x4) полной массой до 2,4
тонн с колесной базой 2945 миллиметров. Она базировалась на шасси
серийных 1-но тонных пикапов и унаследовала от них специфические для
коммерческих машин того времени внешние обтекаемые формы с округлым
капотом и "надутыми" крыльями.
Как и все последующие серии, они получили маркировку по модели 6-ти
цилиндрового двигателя "Т202" (3,3 литров, 79 "лошадок") и
комплектовались 4-х ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой
раздаточной коробкой, отключаемым приводом переднего моста,
гидроприводом тормозов, не разрезными мостами "Додж" на
полуэллиптических рессорах, 6-ти вольтовым электрооборудованием и всеми
односкатными колесами с шинами размером 7,50R16. Их максимальная
скорость составляла 80 км/ч. Эта серия заложила основу всего будущего
ряда военных автомобилей "Додж" разного назначения, оборудованных
соответствующими открытыми или закрытыми кузовами. Гамму "Т202"
составляли 5-ти местные штабные и разведывательные машины VC1 с
цельнометаллическим кузовом фирмы "Бадд" (Budd) без дверей с укрепленным
сбоку запасным колесом и аналогичные им "VC2" с радиостанцией за задним
сиденьем, пикапы VC3, VC4 и VC5 с открытыми или закрытыми 2-х местными
кабинами и цельнометаллической платформой для легкого вооружения, а
также грузопассажирский "VC6" "Кэрриолл" (Carryall) с закрытым
цельнометаллическим остекленным 3-х дверным кузовом. В 1939-40 машин
серии Т202 собрали 4640 единиц.
В 1940 году, выиграв конкурс военного ведомства, на основе своего
семейства Т202 компания "Додж" приступила к выпуску гаммы Т207 с
типичными армейскими очертаниями, решетчатой облицовкой радиатора,
крыльями плоской формы, двигателем Т207 (3,6 литра, 85 лошадиных сил) и
передней 2,3-тонной лебедкой. Прежний ряд исполнений был существенно
расширен и включал базовый пикап WC1 с цельнометаллической кабиной,
штабной WC6 с тентом и его варианты c лебедкой WC7 и радиостанцией WC8,
открытое шасси с откидным лобовым стеклом WC3 для установки вооружения, в
том числе 37-мм пушки Т36 (с лебедкой - WC4), грузопассажирский WC10
"Кэрриолл" и аналогичный ему фургон WC11, а также санитарный WC9 с
удлиненной до 3125 миллиметров базой, закрытым кузовом и задними
двускатными колесами. В 1941-42 выпускалась усиленная гамма Т211 с
модернизированным 85-ти сильным мотором Т211, параллельно с которой
изготовлялась серия Т215 с новым силовым агрегатом Т215 (3,8 литра, 92
лошадиные силы), внешне не отличавшиеся друг от друга. Многочисленный
шлейф их исполнений был аналогичен гамме Т207, но в серии Т211 они
носили обозначения от WC12 до WC20, а в серии Т215 - от WC21 до WC43.
Дополнительно к прежним вариантам в первой гамме появилась мастерская
WC20 на длинно-базовом шасси, а во второй - машина службы телефонной
связи WC43. До 1944 года в общей сложности было выпущено 78229 машин
1/2-тонного ряда. Самую большую известность приобрели 3/4-тонные
автомобили "Додж" серии Т214 (4x4), имевшие в США прозвище "Бип" (Beep) -
Big Jeep ("Большой джип"), а в Красной армии известные как "Додж три
четверти". Прототип этой машины был готов в конце 1941 года, а
производство базовых многоцелевых вариантов WC51
с открытым 10-ти местным цельнометаллическим кузовом с тентом и WC52 с
лебедкой развернулось в начале 1942. Они имели колесную базу 2490
миллиметров сухую массу 2577 и 2700 килограмм соответственно, оснащались
92-х сильным мотором Т214, фактически аналогичным модели Т215, а по
общей конструкции не отличались от 1/2-тонного семейства. Исключение
составляли широкопрофильные шины размером 9.00R16 и 12-ти вольтовое
электрооборудование на последних выпусках. Базовые машины стали основой
5-ти местных штабных и разведывательных вариантов WC56, WC57 с лебедкой и
WC58 с радиостанцией и открытыми кузовами "Бадд", шасси WC55 для
спаренных зенитных пулеметов, 37-миллиметровой зенитной пушки и
установки Т62 для запуска противотанковых реактивных снарядов.
На шасси с удлиненной до 2896 миллиметров базой предлагали 7-ми местные
грузопассажирские машины WC53 "Кэрриолл", а длинно-базовое шасси (3073
мм.) служило для ремонтных мастерских WC59, WC60 и WC61 с разными
надстройками и санитарных машин WC54 с цельнометаллическим кузовом на
7-ми сидячих раненых. В 1945 году выпускали также варианты WC64 со
съемным авиа-транспортабельным дерево-металлическим кузовом и WC54M
(S7MA) с высоким цельнометаллическим фирмы "Бойертаун" (Boyertown) со
сдвижной боковой дверью. Автомобили серии Т214 имели габаритную длину
4215-4940 миллиметров, дорожный просвет 270 миллиметров, сухую массу -
2430-3120 килограмма, развивали скорость 87 км/ч и расходовали в среднем
13 литров бензина на 100 километров В 1943-44 на шасси WC52 построили
опытные образцы компактных низкопрофильных вариантов Т225 и Т226 с
колесной базой 2490 и 2540 миллиметров соответственно. На модели Т225 с
4,6-литровым мотором "Шевроле" V8 десять человек располагались на двух
передних 4-х местных поперечных сиденьях и на одном заднем 2-х местном.
На Т226 место водителя было сдвинуто вперед на 300 миллиметров и
установлено рядом с двигателем. Спиной к нему располагался один
пассажир, сбоку которого крепилось запасное колесо. Это позволило
существенно уменьшить высоту машины, но полезную длину 6-ти местной
грузовой платформы удалось увеличить всего на 12 сантиметров. До конца
войны 2-х осных автомобилей серии WC было собрано 255193 экземпляра,
часть из них поставили в СССР по ленд-лизу. Развитием гаммы Т214 стала
серия 1,5-тонных многоцелевых армейских автомобилей Т223 (6x6),
отличавшихся лишь установкой 2-х ступенчатой раздаточной коробки,
колесной базой 3700 миллиметров, увеличенной до 5,7 метров габаритной
длиной и собственной массой, возросшей до 3430 килограмм. В нее входили
только два варианта с открытыми цельнометаллическими кузовами - базовый
WC62 и WC63 с лебедкой. На них устанавливали цистерны топливозаправщики,
эвакуационное оборудование и различное вооружение, включая зенитную
установку М33 и систему залпового огня Т75, а в 1942 был изготовлен
образец бронеавтомобиля, весившего 3,8 тонны. В 1943-45 годах машин
серии Т223 собрали 43224 экземпляра.
Своеобразным исключением из сложившейся военной программы "Доджа" был
1,5-тонный капотный грузовик Т203 (VF405) 4x4 с двигателем Т209 (3,95
литра, 85 "лошадок"), 8-ми ступенчатой трансмиссией и вакуумным
усилителем в гидроприводе тормозов, изготовленный в 1940-42 в количестве
6,5 тысяч экземпляров. Последним армейским грузовиком "Додж" периода
Второй мировой войны стал 3-х тонный Т234 (4x4) с 5,4-литровым
двигателем мощностью 91 "лошадка", поставлявшийся в 1944-46 годах в
Австралию и Китай. В общей сложности во время войны компания "Додж"
выпустила 437892 различных автомобилей. Их собирали также в Канаде и
Австралии, а при государственных поставках в ряд стран они носили марку
"Фарго" (Fargo). По окончании войны компания "Додж", как и известная
фирма "Виллис" (Willys), прочно привязанная к выпуску полноприводных
армейских машин, долгое время занималась их модернизацией. В августе
1945 года она построила опытный образец Т233 с удлиненной базой и двумя
рядами сидений, а затем вариант Т47 с задними продольными сиденьями,
отличавшиеся внешне от серии WC51/52 только тем, что напоминали
увеличенные в размерах джипы "Виллис-МВ".
Созданные впоследствии перспективные армейские автомобили с двигателями
воздушного охлаждения носили марку "Крайслер", а фирма "Додж" продолжала
заниматься совершенствованием своих машин военного времени. Долгая и
кропотливая работа принесла результат: в 1949 году - начался выпуск
обновленного 3/4-тонного семейства Т245 (4x4) с известным
стандартизованным индексом М37. Внешне базовый пикап М37 отличался от
модели WC51 измененными формами оперения, капота, бампера и 3-х местной
кабиной с тентом. Он имел колесную базу 2845 миллиметров, но оснащался
прежним 3,8-литровым двигателем с новым индексом Т245, развивавшим
мощность 78-81 лошадиных сил, зато получил 2-х ступенчатую раздаточную
коробку, 24-х вольтовое электрооборудование и новую лебедку с тяговым
усилием 3,4 тс.. В 1957-70 годах фирма предлагала вариант Т245А (М37В1) с
модернизированными трансмиссией и водяным насосом системы охлаждения.
Основой нового семейства были шасси с кабиной М56, М56В1 и М56С с
усиленной задней подвеской, послужившие также базой открытого штабного
варианта М42, санитарных машин М43 и М43В1 с алюминиевым кузовом,
1,75-тонного грузовика М53, передвижной мастерской М201, пожарных и
эвакуационных машин.
Среди опытных разработок были автомобили ХМ195 и М37Е2 со 106-сильным
мотором и 1,75-тонный самосвал ХМ708. В целом машин этой серии сделали
130 тысяч единиц. Выпускавшийся с 1946 цельнометаллический 1-но тонный
пикап "Пауэр Вэгон" (Power Wagon) с колесной базой 3200 миллиметров -
гражданский вариант военной серии WC51/52 - также широко использовался в
армии США, в странах Азии и Африки, особенно его последняя версия
WM300. В 1959-68 годах на таком шасси со 125-ти сильным мотором фирма
собирала армейский пикап М601 и санитарный автомобиль М615. В конце 60-х
на смену этим давно устаревшим машинам пришла более совершенная
1,25-тонная тактическая гамма М715 компании "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep).
В свою очередь, фирма "Додж" вместе с тремя другими американскими
компаниями в начале 70-х годов приняла участие в конкурсе на создание
принципиально нового семейства вспомогательных 1,25-тонных армейских
автомобилей. В марте 1975 года был подписан крупный контракт на поставку
таких машин. Их производство началось в мае, и до конца 1978 года было
построено около 44 тысяч автомобилей.
Базовыми являлись пикапы М880 (4x4) и М890 (4x4), выполненные на
коммерческих шасси W200 и D200 соответственно, оснащенных
верхнеклапанным бензиновым двигателем "Крайслер" V8 мощностью 150
лошадиных сил, автоматической 3-х ступенчатой коробкой передач
"ЛоудФлайт" (LoadFlite) и 2-х ступенчатой раздаточной "Нью Процесс" (New
Process), рессорной подвеской и передними дисковыми тормозами. В
семейство, известное как М880, входили также санитарные машины
М886/М893, полноприводные шасси М883/М885 для перевозки легких
контейнеров и мастерские М887/М888 для прокладки и ремонта сетей связи. В
начале 80-х годов очередной контракт на автомобили такого класса
выиграл концерн "Дженерал Моторс" (General Motors),
практически полностью вытеснивший компанию "Крайслер" и ее
подразделение "Додж" из военного сектора. К настоящему времени в
вооруженных силах разных стран мира служат в основном доработанные
коммерческие автомобили "Додж", основная доля которых приходится на
вседорожники и легкие грузовики серии "Рэм" (Ram).
Наиболее интересным среди них является армейский пикап "Рэм-2500ХЕВ"
(4x4) с гибридным приводом от 5,9-литрового дизеля и электромоторов,
получающих энергию от генератора или аккумуляторных батарей и
обеспечивающих машине возможность практически бесшумного передвижения в
боевых условиях.
Источник: http://truck-auto.info/dodge/47-istoriya.html |