Эмблема не оставляла сомнений – это Chevrolet, а вот то, что это был Blzer K5, я узнал уже много позже. История модели началась годом раньше, в 1969. Тогда рынком полноразмерных внедорожников безраздельно владели Ford Bronco и International Scout. Естественно, такого гиганта как General Motors такое положение не устраивало, и GM нанес сокрушительный удар по конкурентам, выпустив на рынок Chevrolet Blazer K5. Собственно, инженеры Chevrolet не стали изобретать велосипед и поступили точно так же, как и их конкуренты: взяли короткобазную версию полноприводного среднеразмерного пикапа, снабдили задний откидной борт опускающимся стеклом, установили второй ряд сидений и накрыли все это съемным фибергласовым «кэбом». Агрегаты взяли не слишком новые и хорошо проверенные на пикапах. Двигатели – рядная шестерка объемом 4.0 литра и два V8, объемом 5.0 и 5.7 литра. Коробки передач – механическая четырехступенчатая SM465 (были и варианты с трехступенчатыми механическими КПП) и трехдиапазонный автомат TH350. Раздаточная коробка NP205 с принудительным подключением переднего моста и передаточным отношением пониженного ряда 1:1.96. Машина получилась больше и мощней, чем у конкурентов, да и вид она имела более грозный. Результат не заставил себя ждать: цифры продаж устремились вверх с неотвратимостью ракеты «Сатурн-5», уносящей к Луне «Аполлон-11». В первый же год выпуска было продано 4,935 машин, в следующем году - 11,257, а в 1972 году американцы купили уже 44,266 Blazer K5! Словом, это была именно та машина, которую хотел иметь в своем стойле каждый ковбой, считающий себя крутым парнем. Плюс ко всем достоинствам, автомобиль имел отменную проходимость: достаточно сказать, что индекс RTI этой модели до сих пор остается самым высоким среди всех серийных внедорожников. Наверное, следует отвлечься и объяснить, что такое RTI. RTI, или индекс рампы, измеряется так: автомобиль заезжает одним колесом на рампу, расположенную под углом 20 градусов до того момента, как одно из его колес оторвется от земли. Расстояние, которое машина сумела проехать, отнесенное к величине колесной базы, и составляет индекс RTI. Чем он больше, тем лучше артикуляция мостов. У большинства современных внедорожников этот показатель составляет 0.35-0.45. У выдающихся проходимцев, например, у LandRover Defender 90 он достигает величины 0.55. У нашего героя индекс RTI составляет 0.69!
В 1973 году К5 претерпел первый рестайлинг. Машина стала чуть шире, передний мост типа Dana 44 был заменен на GM-10 bolt, а в линейке двигателей появился V8 объемом 6.5 литра. Тогда же Blazer получил новую приборную панель, делавшую его кабину похожим на рубку океанской яхты. К 1979 году Blazer K5 достиг пика своей популярности: в этот год было продано 90987 машин! Но тут грянул энергетический кризис, сильнее всего ударивший именно по прожорливым многолитровым монстрам. Продажи К5 в 1980 году упали втрое. Нужно было что-то делать, и в 1981 году Blazer обновился еще раз. Тогда и появились фундаментальные «двухэтажные» фары и очертания внешних панелей, которые не менялись вплоть до окончания выпуска в 1991 году, а также автоматические муфты свободного хода передних колес. В том же самом 1981 Blazer K5 начали оснащать знаменитыми дизельными двигателями объемом 6.2 литра (до этого дизелями оснащали только легкие грузовики). Принятые меры возымели свой эффект – продажи поползли вверх, и к 1985 году достигли 40 тысяч. Примерно тогда же Blazer K5 примерил военную форму: GM и военное ведомство США подписали крупный контракт на поставку армейских внедорожников и легких грузовиков. Все семейство получило название CUCV (Commercial Utility Cargo Vehicle), а входящий в него военный двойник К5 – армейский индекс М-1009. Но затем цифры продаж вновь стали неумолимо снижаться. Американских покупателей перестал устраивать «легковой автомобиль на грузовом шасси», им хотелось большего комфорта, да и «младший брат» - Blazer S-10 уже успел переманить часть покупателей. В 1991 году было продано всего 7332 К5, и руководство GM приняло решение прекратить производство этой модели. В общем, до счастливых дней, когда Россия широко распахнула ворота для западной автотехники, «большой Blazer» не дожил.
Наверное, именно поэтому Blazer K5 нечасто можно увидеть на наших дорогах, а цена на него может варьировать в самых широких пределах. Можно купить машину за полторы тысячи долларов (как правило, уже с неродными агрегатами, или без полного привода), а можно 15-18 тысяч (по такой цене предлагают вояку M-1009 CUCV с консервационных складов НАТО). Состояние автомобилей может быть абсолютно любым, от состояния новой машины до состояния полной рухляди. К5 можно назвать «машиной контрастов»: встречаются изумительно сохранившиеся экземпляры с пробегом, приближающимся к миллиону километров, а бывают и уезженные в хлам аппараты с пробегом в пару сотен тысяч. Уязвимых мест у К5 не слишком много. Нередко ржавеет радиатор печки, а основной радиатор со временем забивается шлаками и перестает выполнять свои функции, хотя и выглядит совершенно целым. Новый радиатор стоит очень дорого, особенно если речь идет о дизельном автомобиле, поэтому владельцы чаще всего приспосабливают бывший в употреблении радиатор от Tahoe. Это дает возможность заплатить 150 –350 долларов вместо 1400. Двигатели К5 – надежные и неприхотливые. Они, конечно, большие и не очень современные, так что они с аппетитом кушают топливо и с не меньшим аппетитом закусывают его маслом. Как следствие – следить за уровнем масла нужно очень регулярно, по возможности – каждый день. Большая часть неисправностей мотора происходит именно из-за того, что владелец вовремя не долил масло. На дизельных машинах иногда выходит из строя механический подкачной насос, который стоит порядка 120-130 долларов, зато ТНВД зачастую выхаживает и по миллиону километров, если, конечно, не ездить на воде вместо солярки. На К5 стоят дизельные двигатели GM (а не Cummins и не Detroit Diesel, как иногда считается), объемом 5.7, 6.2 и 6.5 литра. ТТХ этих дизелей не вызывает особых восторгов, но они фантастически надежны. Есть, правда, и тут одна ложка дегтя. На дизельных машинах выпуска до 1986 года применялся электромеханический контроллер, управляющий нагревом свечей накаливания. При выходе из строя этого контроллера двигатель вообще отказывается запускаться на холоде. Тут главное не пытаться установить тумблер, включающий свечи напрямую от бортовой сети: машина имеет 12-вольтовую схему электропитания, а свечи потребляют напряжение в 6 вольт. Время их накала должно быть строго ограничено, иначе свечи сгорят, а цена одной свечи составляет 18 долларов. Поэтому в данном случае нужно либо менять систему на 12-вольтовую от более поздних машин, либо менять контроллер, который стоит порядка 120 долларов. Плохо только то, что в середине 90х в запасные части была поставлена большая партия заведомо дефектных контроллеров. Расход топлива на К5 зависит от очень многих факторов, в том числе - от передаточного отношения главных пар. Они бывают от 2.73 до 4.11. Так вот, машины с «легкими» главными парами 1:2.73 при движении по трассе потребляют бензина меньше, чем «Жигули», в то время как для других машин и 30-35 литров по городу будет вполне нормальным. Дизельные машины с трехступенчатой коробкой кушают в городе 18-20 литров солярки на сотню, на трассе – порядка 15. Аппетит машин с четырехступенчатой коробкой меньше: до 15 в городе и 9-10 литров на сотню по трассе.
Если переоценить выносливость К5 и регулярно возить на нем тонны по три груза, может погнуться балка заднего моста. Кроме того, от такой перегрузки лопаются листы задних рессор. Оригинальная новая рессора стоит порядка 800 долларов, отдельные рессорные листы не продаются, а афтермаркет рассчитан в основном на лифтованные машины. Зато передние рессоры пирамидального типа не выходят из строя практически никогда. Очень часто людей смущает, что в нормальном состоянии передние рессоры К5 имеют обратный прогиб, но это особенность конструкции. Самый большой конструктивный недостаток К5 связан с его рулевым управлением. Дело в том, что четыре из шести точек крепления рулевого редуктора приходятся на поперечину рамы. Рулевой редуктор испытывает поперечные реактивные нагрузки от рулевой сошки, в результате чего поперечина может лопнуть по линии отверстий соединительных болтов. Чтобы обнаружить этот дефект на ранней стадии, нужно взять ладонью рулевой редуктор так, чтобы одновременно дотрагиваться до рамы, и попросить напарника повернуть руль. Если вы почувствуете перемещение рулевого редуктора, значит – пора ехать на сервис. Простая проварка рамы, как правило, дает лишь кратковременный результат, и лучше использовать специальный ремкомплект ценой около 250 долларов. Но даже если трещин еще нет, то все равно лучше произвести ремонт в порядке профилактики. Этот дефект проявляется, как правило, внезапно, при езде по пересеченной местности. Представьте, поехал человек на пикник, переехал канаву, а тут хлоп! Нередко подтекают шланги насоса гидроусилителя, кольца адаптера масляного фильтра, задний сальник раздаточной коробки. Решение этих проблем не требует больших финансовых вложений. Что касается мостов, то на задний мост подходит большая часть деталей от Tahoe. Передний мост на К5, естественно, свой, но все равно от Tahoe подходит достаточно много, например, главные пары. Определенного внимания требуют подшипники ступиц, которые обязательно нужно подтягивать при каждом ТО. Если этой процедурой пренебречь, то гибель подшипников неминуема. Ремонт обойдется в 160 долларов (120 –запчасти и 40 – работа) на одну сторону. Еще одним слабым местом являются автоматические муфты переднего моста, но это беда любых машин с муфтами такого типа. Проблема решается заменой муфт на механические (муфты WARN стоят всего 120 долларов). Нередко выходят из строя крестовины передних полуосей. В этом случае можно купить либо оригинальный ремкомплект от GM, либо крестовины передних полуосей для Cherokee, оснащенных ABS. Ресурс таких крестовин много меньше, зато они стоят относительно дешево и их не нужно заказывать. Немало проблем доставляет шлицевое соединение переднего карданного вала, выполненное из чугуна и имеющее мелкую шлицовку. Оно ржавеет, забивается грязью, и вал выходит из строя. Выход – приобретение неоригинального карданного вала, который, к тому же, стоит не 850 долларов, как оригинал, а всего 350. Электрика весьма надежна, разве что на бензиновых машинах не очень удачно расположен жгут проводки двигателя. Он проходит с той же стороны, где расположен щуп коробки передач. Масло иногда выбивает через щуп, попадает на выхлопной коллектор и загорается. Само по себе это не опасно, но при этом обгорает изоляция проводов жгута, и вот тут-то возможно замыкание и настоящий пожар. Кузов весьма надежен и долговечен, и даже при серьезных повреждениях лакокрасочного покрытия сквозная коррозия может возникнуть очень не скоро. Пластиковый верх имеет внутри две стальных дуги безопасности. Кстати, верх у К5 съемный, но не легкосъемный, как у Jeep Wrangler. Каждое снятие и установка крыши требуют замены одноразового уплотнителя. Еще одна проблема касается опускного стекла задней двери. Стекло это на части автомобилей опускается ручкой, являющейся одновременно и замком. Как правило, на большинстве машин «в возрасте» эта конструкция уже развалилась. Другая часть машин оборудована электростеклоподъемником, который часто выходит из строя из-за проникающих в дверь воды, грязи и соли. Стоит моторчик порядка 150 долларов. И вообще, заднее стекло надо беречь. Многие наивно полагают, что стекло это плоское и дешевое. Это заблуждение – опускное стекло заднего борта имеет кривизну и стоит дороже, чем все остальные стекла в К5 вместе взятые, а именно – 460 долларов, ну а наши изготовители за такие стекла не берутся меньше чем за 350 долларов. Тормозная система весьма надежная. Дизельные машины оборудованы гидроусилителем со специальным устройством, позволяющим произвести несколько эффективных торможений даже при заглушенном двигателе. Эффективен и вакуумный усилитель машин с бензиновыми двигателями. Передние тормоза дисковые вентилируемые, задние – барабанные, диаметром 11 дюймов. Единственный их недостаток состоит в том, что если не пользоваться стояночным тормозом, то колодки придется подводить. Задняя крестовина заднего карданного вала выхаживает по 70 и более тысяч километров при одном условии: она оригинальная и регулярно смазывается специальной смазкой. В противном случае она может может потребовать замены тысяч через пять. Коробка передач на этих машинах бывает как трех, так и четырехступенчатая. Трехступенчатая коробка в Америке почему-то считается надежней четырехступенчатой, хотя специалисты по ремонту автоматических трансмиссий с этим утверждением не соглашаются. Самое слабое место этих коробок - блокировка гидротрансформатора. Если использовать режим овердрайва при большой нагрузке, то блокировка выходит из строя, кусочки фрикционного материала закупоривают каналы, после чего коробка начинает быстро саморазрушаться. Еще один недостаток характерен только для машин последних лет выпуска: у них отсутствует стяжка, соединяющая раздаточную коробку с верхним колоколом коробки передач. Из-за этого при прыжках, например, при прохождении ходом «лежащих полицейских», трансмиссия испытывает большие нагрузки, и задняя часть корпуса коробки передач может лопнуть. Но такое случается и с потомками К5, имеющими такую же конструкцию трансмиссии. ТО на К5 проводится с периодичностью 5 тысяч километров, и стоимость его составляет от 120 (малое) до 350 (большое). Вообще К5 не слишком дорог в обслуживании. Лампы-фары для машины выпуска до 86 года стоят по 9 долларов за штуку, на машинах с 86 по 89 год они дороже, по 19 долларов. На бензиновых машинах нужно периодически менять провода, крышки трамблера, качающий элемент бензонасоса (эта деталь стоит 102 доллара).
Вот такой он, этот реликт ушедшей эпохи по имени Chevrolet Blazer K5. Да, может быть, его динамика и управляемость не отвечает современным требованиям, а экономичность заставляет вспомнить фразу «Мужик, выключи двигатель, а то никогда не заправишься». Но это настоящий автомобиль и настоящий внедорожник, недаром его так ценят американские любители рок-кроулинга. Да, он не годится на роль городского семейного автомобиля, но кто лучше него доставит к месту рыбалки тяжелый прицеп с катером? И какая машина может доставить вам большее удовольствие, если, конечно, вы настоящий любитель приключений?
Тезнические характеристики
Вес, кг 2048
Длина, мм 4694
Высота, мм 1864
Колесная база, мм 2705
Емкость топливного бака, л 31 галлон