Автор ALT-F13 | Дата: 26 Январь 2009
Нефтяной
кризис начала семидесятых и активное проникновение импортных марок на
рынок США навсегда изменили представления американцев, как покупателей,
так и автоконструкторов, о том, каким должен быть легковой автомобиль.
Все три корпорации провели эпические пересмотры модельных рядов, в
результате чего «новыми full-size» стали считаться модели, ранее
относившиеся к среднеразмерным. Канули в Лету и биг-блоки на легковых
авто – теперь объем в 350 кубических дюймов, то есть 5.7 литров, уже не
казался скромным, расширился ассортимент V6, а в качестве опции даже
появились предложения дизельных моторов... Но так как процесс создания
новых моделей требует достаточно длительной подготовки, то все это
происходило во второй половине декады (последним сдался Lincoln в
1979-м), а самые впечатляющие образцы классического американского стиля
автомобилестроения появились, как это не парадоксально, уже после
начала кризиса.
Обозначение Fleetwood Brougham
(сочетающее в себе название кузовной мастерской Fleetwood Metal Body
Company, поглощенной General Motors в 20-е годы и характерный тип
кузова "брогэм" у некоторых карет и первых автомобилей) традиционно
принадлежало самым дорогим и престижным разновидностям «формальных»
Cadillac. Конечно, в разные годы реальными флагманами линейки этой
марки выступали Eldorado, Seville и Allante, но именно Fleetwood
Brougham предельно отражали консервативно-благородные вкусы целевой
аудитории: как правило, немолодых и состоятельных людей. С послевоенных
лет и вплоть до прекращения производства этих машин в 1996 году,
отражением кадиллаковского слогана «Standard of the World» был большой
заднеприводный четырехдверный автомобиль с несъемной крышей и
двигателем V8 под капотом.
Любой из Fleetwood Brougham мгновенно
идентифицируется как Cadillac даже неспециалистами – с первого взгляда.
И несмотря на то, что экспрессивно оформленные модели 50-х годов
(особенно 1959!) приобрели гораздо более широкую известность, а машины
двух последних поколений до сих пор в сравнительно достаточном
количестве встречаются даже на наших дорогах, эталон образа «дорожная
яхта» - это Cadillac Fleetwood Brougham выпуска 1971-76 годов. Именно в
этот период, предшествовавший «усыханию» полноразмерных GM в 1977-м,
своего апогея достигли: общая длина автомобиля, колесная база, объем
двигателя и, хоть ее и невозможно измерить, концентрация духа настоящей
авто-Америки.
Используя в качестве основы
общекорпоративную платформу "B-body”, инженеры Cadillac применяли для
своих машин в те годы несколько ее удлиненных разновидностей под общим
обозначением "D-body" (с некоторыми прочими небольшими отличиями, в
частности с рулевым управлением от предыдущего поколения): со
130-дюймовой колесной базой для большинства своих заднеприводных
моделей, 133-дюймовый вариант для седанов Fleetwood Brougham,
151.5-дюймовый для седанов и лимузинов Fleetwood Seventy-Five и аж
157.5 дюймов колесной базы полагалось «коммерческим шасси», на основе
которых сторонние компании создавали стретчи, машины скорой помощи,
катафалки и прочие «профессиональные автомобили», как их именуют в США.
Таким образом, если исключить специализированные решения, то именно
Fleetwood Brougham был самым большим Cadillac. Общая длина авто
составляла 5.81 метра в 1971 году, постепенно увеличившись за счет
изменения в оформлении передних и задних бамперов до 5.95 метра к
1976-му. Кстати, стоит отметить, что несмотря на широко
распространенный миф, ни одна серийная легковая машина производства
США, за исключением лимузинов, не имеет длины свыше 6 метров – хотя
очень близко к этой цифре подобрались не только описываемые Cadillac,
но и некоторые Lincoln и Imperial тех же лет, да и более доступные
марки не слишком отставали по габаритам...
Модель Fleetwood подвергалась
практически ежегодным незначительным рестайлингам оформления
фронтальной и тыловой части машины, хотя в целом конструкция кузова
оставалась неизменной в 1971-76 годах. Наиболее заметная модернизация
прошла в 1975-м, когда Cadillac получили сдвоенные прямоугольные фары
головного света вместо круглых, что заметно изменило восприятие машины
– она стала более монументальной.
Основным двигателем для данного
поколения машин в 1971-74 годах являлся 472-кубовый (7.7 литра)
биг-блок собственной разработки Cadillac с четырехкамерным карбюратором
Quadrajet. В 1975 году стандартным стал 8.2-литровый мотор аналогичной
конфигурации при заявленной мощности 190 л.с. (значительно меньше, чем
у 7.7-литрового двигателя 1971 года, даже с учетом разницы в способе
измерения), а в качестве альтернативы в 1976 году предлагался такой же
двигатель с впрыском топлива – его мощность составляла 215 лошадиных
сил. Коробка передач использовалась одна: трехступенчатая
автоматическая GM Turbo Hydra-Matic 400.
В то время упомянутые Lincoln и
Imperial составляли Cadillac ощутимую конкуренцию в борьбе за
состоятельных клиентов, поэтому разработчикам (скорее, из отдела
маркетинга, нежели конструкторского бюро), приходилось изобретать все
новые способы противостояния соперникам. Одним из главных следствий
этой гонки вооружений стали огромные списки возможных опций на и так
богато укомплектованных автомобилях, отчасти позволявшие заказчику
вернуться в 30-е годы, когда практика индивидуальной постройки кузовов
была широко распространена. Конечно, менять панели кузова никто не
предлагал, зато салон можно было преобразить опциями достаточно
существенно, да и внешне добавить декора по вкусу – например, цвет из
линейки красок Firemist, подсветку центральных стоек крыши или окна
"opera” сзади (последнее, правда, Cadillac не предлагали). Особого
упоминания заслуживает фирменный кадиллаковский сдвижной люк в крыше
"Astro Roof”, появившийся в качестве дополнительного оборудования
впервые в 1975 году, стоивший тогда около 10% цены всей машины и,
кстати, ныне тоже ощутимо удорожающий оборудованный им экземпляр на
коллекционном рынке. Сейчас такие люки являются стандартными даже на
недорогих авто, но 30 лет назад электрическое управление стеклянным
люком и возможность его именно сдвигать внутрь крыши, а не просто
приподнимать вверх (как на обычных люках того периода, впрочем,
ненамного более дешевой опции у Cadillac - $668 против $843 за Astro
Roof в 1975 году) считались эксклюзивом.
Когда идеи относительно индивидуальных
опций в 1973 году временно иссякли, Cadillac предложили своим клиентам
для deVille и Fleetwood пакет дополнительных элементов под названием
d’Elegance. В первую очередь, этот набор отличался исключительным
оформлением передних и задних кресел (с использованием при пошиве
подушек многочисленных пуговиц, как в традиционной мягкой мебели),
более толстым напольным ковром и шильдиками d'Elegance внутри и снаружи
автомобиля. Стоимость данной опции составляла $750 при цене базового
Fleetwood Brougham в $7762 (интересно, что тот же по сути набор опций
для deVille стоил вдвое дешевле). Решение оказалось популярным и
оставалось в списках дополнительного оборудования Cadillac вплоть до
конца 90-х годов, хотя фактические элементы набора постепенно менялись.
А на следующий год в ассортимент
добавилось еще одно опциональное предложение: Talisman. Формально это
был «апгрейд» для Fleetwood Brougham, как и d'Elegance, но все
обозначения модели автомобиля на нем самом были особенные: просто
Fleetwood Talisman, без упоминания Brougham. Это – самый исключительный
из всех классических Cadillac того периода.
Группа оборудования, включенная в пакет Talisman, в 1974 году состояла из следующих компонентов:
• Четыре раздельных кресла (два спереди, два сзади), обшитых высококачественным велюром Medici черного или темносинего цвета;
• Полноразмерная центральная консоль для обоих рядов кресел, с
подсветкой и набором для записей спереди и отсеком для принадлежностей
сзади;
• Изменяемый наклон спинки переднего пассажирского кресла;
• Карманы на обратной стороне спинок передних кресел;
• Петли для облегчения выхода из машины;
• Очень толстые и качественные напольные ковры;
• Колесные диски Turbine (как на d'Elegance);
• Стоящее накапотное украшение и эмблемы Fleetwood Talisman на стойках крыши.
Цена Cadillac Fleetwood Talisman была
на $1800 выше, чем у стандартного автомобиля. Для тех, кому не хватало
и этого, предлагался вариант Talisman с кожаным салоном – за $2450
сверх базовой стоимости Fleetwood. Разумеется, авто можно было
дополнить и другими опциями, но ни одна из них не составляла треть цены
всей машины. Более того, для наглядности следует упомянуть, что новый
Ford Pinto с четырехцилиндровым мотором стоил в том же году $2550...
В целом, Fleetwood Talisman нашел своих
покупателей – 1898 машин в 1974-м году, 1238 и 1200 в два последующих,
соответственно (совокупно 4336 экземпляров). В 1975-76 годах набор
опций был несколько модифицирован для большего соответствия пожеланиям
клиентов. Дело в том, что длинная центральная консоль превращала
огромный автомобиль в средство передвижения максимум для четырех
человек, что заметно снижало его практичность во многих случаях.
Поэтому конструкторам пришлось вернуть традиционный задний диван с
убирающимся в спинку центральным подлокотником. Также, был добавлен
особый вариант оформления виниловой крыши, отличающийся от стандартного
для Fleetwood. А вот от варианта со сверхдорогим кожаным салоном
пришлось отказаться, что делает такие машины (только 1974 года выпуска)
наиболее редкими среди Talisman. На сегодняшний день стоимость
Fleetwood Talisman в хорошем коллекционном состоянии составляет около
10 тысяч долларов – не слишком много, но предложения о продаже раритета
тоже встречаются нечасто.
Материал взят здесь: http://detroit.in.ua/?p=2070
|