Начнешь объяснять, что такое бигфут – сочтут за издевательство. Мол,
знаем мы про большие колеса, кого ты тут учить вздумал? Но ведь не так
просто прикрутить к первой попавшейся машине огромные диски с
гигантского размера резиной. Возможна эта операция только при соблюдении
ряда бигфутовских заповедей, о которых знают далеко не все. И которые
можно легко изучить на примере этого монстра, построенного американцем
Джорджем Бэлганом. Эту статью ты сможешь найти и в июньском номере MAXI
Tuning за 2006 год.
Покрышки размером 66-дюймов на 28-дюймовых дисках – не рекорд
даже для конкретного автомобиля: были времена, когда тут стояла резина
размером 73 дюйма!.. Смотрится феерически, но только пока не потребуется
провернуть все это хозяйство, стартуя с места. Среднестатистическому
мотору недолго и надорваться, поэтому строители бигфутов на мощности
экономить не привыкли. Эта издали напоминающая Escalade конструкция
имеет на вооружении классический alcohol engine: работающий на метаноле
девятилитровый V8 540 Merlin Motor с компрессором. Не спрашивай,
какой у него расход – на протирку лобового стекла спирта не останется!
Зато и отдача на уровне – полторы тысячи лошадей. Заявления о разгоне до
сотни за пять с половиной секунд мы оставим на совести Джорджа, но по
традиционной бигфутовской трассе – крышам старых машин – это красавец
двигается очень шустро. Короче, когда будешь строить свой бигфут, не
забудь о сверхмощном двигателе; без него сможешь кататься только по
выставкам. Хотя нынешние классики бигфутостроения, как выяснилось, с
этого и начинали – см. врезку.
Порвать с прошлым
Когда с одной стороны – мощный мотор, а с другой – шагнувшие за
разумный предел неподрессоренные массы, стандартная трансмиссия начинает
чувствовать себя некомфортно. И тут же отправляется на заслуженный
отдых. Каждый бигфутер может до ночи рассказывать истории о возне с
мостами от армейских грузовиков грузоподъемностью от двух с половиной до
пяти тонн. Рамы заокеанских джипов и пикапов не назовешь хлипкими, но и
они начинают издавать нецензурный треск и хрип, когда на них вешают
такое дополнительное оборудование да еще и заставляют со всем этим
прыгать! Бэлган испытал это на себе: полгода он строил свой первый
бигфут, а тот «сложился» после первого же прыжка. Не спасали и
дополнительные силовые элементы – сколько профилей ни приваривали к
стандартной раме, рано или поздно конструкции наступал полный кирдык.
Все сначала
Одним словом, второй закон бигфутера – строить машину с нуля.
Во-первых, можно все дотошно выверить и просчитать, включая мощный
каркас безопасности для водителя, который по мере роста мощностей и
экстремальности трюков стал обязательным элементом для такой техники.
Во-вторых, необязательно придерживаться знакомой по стоковому автомобилю
компоновки. Двигатель монтируем посередине, за счет чего Monster Truck
становится более предсказуемым при прыжках и лучше рулится в момент
приземления, когда машина чуть ли не ложится брюхом на землю. Вдобавок
становятся лучше видны трубы диаметром сто десять миллиметров, из
которых состоит несложная выхлопная система. Издаваемый ей рев нельзя
назвать приятным, но встающему на дыбы монстру положен как раз такой
саундтрек. «Рёв его подобен раскатам грома. В нем слышится ржание диких
неукротимых мустангов, у которых глаза мечут искры, а из ноздрей хлещет
сера» - пишут с восторгом газеты захолустных американских городков после
гастролей Джорджа в рамках очередного шоу. После постройки рамы
остается одна заморочка: а как теперь напялить сверху стандартный кузов?
Но у бигфутеров наготове встречный вопрос: а зачем? Сотни американцев –
гонщики NASCAR, пилоты дрэгстеров Funny Car и так далее – обходятся
пластиковыми имитациями с очертаниями, отдаленно похожими на формы
серийных машин. Строители бигфутов не сочли зазорными воспользоваться
этой технологией после долгих мучений со стальными панелями.
Здесь есть хоть, что-то стандартное?
Трудно представить, чтобы стоковая машина при нормальных условиях
эксплуатации выдерживала нагрузки, сравнимые с теми, которые переносит
Monster Truck. Поэтому обычным узлам и деталям здесь не место. Так
можешь и сформулировать третий закон бигфутера в своей записной книжке.
Примеры – пожалуйста!.. На каждое колесо здесь приходится по два
амортизатора с выносными масляными резервуарами. Поиски тормозов на
привычных местах также заканчиваются ничем. Диски расположены на
карданных валах, перед дифференциалами и защищены собственными каркасами
безопасности (обрати внимание на фото). Конечно, далеко не везде
применяются столь необычные конструктивные решения. Взять баранку – она
традиционной круглой формы, вот только управляет она лишь давлением в
рампе, которое и заставляет перемещаться в нужную сторону управляющие
рейки и поворачивать колеса. Бэлган пытался адаптировать классическую
схему, но рулевое управление просто разваливалось на части! Кстати,
поворотными на Escalade сделаны обе оси – чтобы развернуться, нет
необходимости искать поблизости футбольное поле. Достаточно площадки
вполне разумного размера – к примеру, парковки у районного американского
супермаркета. У задних колес есть электронный датчик поворота, чтобы
водитель всегда мог сориентироваться и продолжал скакать по списанным
тачкам, а не выпрыгнул случайно на паркинг для почтенных гостей.
Вечная молодость.
Джордж не первый год замужем – более того, он один из тех, кто стоял у
истоков движения бигфутеров (см. врезку). За два десятка лет он не
растерял драйва и до сих пор зажигает со своим Monster Truck отнюдь не
только ради денег – его просто прет! На недавней встрече бигфутов под
названием Monster Jam наш Джордж порвал всех во фристайле – он
поднял свою тачанку на дыбы на уложенных в три слоя автомобилях и
прокрутил эффектное сальто! Впрочем, останавливаться на достигнутом он
не планирует. Следующий уровень доработок: полноценная аудиосистема с
четырьмя двенадцатидюймовыми сабами, двумя мониторами диагональю 17
дюймов и DVD-плеером. Не отвалится ли вся эта музыка при первом же
прыжке? Джордж не знает – этот закон бигфутера только предстоит
выработать.
Источник: http://www.maxi-tuning.ru |