Автор ALT-F13 | Дата: 30 Сентябрь 2009
Имя Grand National происходит от
названия самой престижной серии гонок NASCAR с 1950 по 1970 годы (затем
чемпионат начал именоваться по титульному спонсору: Winston Cup,
NextelCup и, сейчас, Sprint Cup). Buick впервые его использовали на
Regal Grand National в 1982 году, чтобы подчеркнуть успехи этого
автомобиля, выигравшего Winston Cup в 1981-м и, уже после появления
Regal GN, в 1982 годах. На тот момент модернизированный кузов Regal
считался весьма аэродинамичным, но буквально через пару лет оказался
«кирпичом» в пелетоне по сравнению с Ford Thunderbird и Chevrolet Monte
Carlo SS. При этом серийные Regal Grand National начали вновь
производиться в 1984-м, приобретя культовый статус благодаря
установленному в них турбированному V6 объемом 3.8 литра: его мощности
оказалось достаточно, чтобы машина стала очень динамичной, а после
недорогих и несложных манипуляций – опережала по характеристикам даже
Corvette. Особенно прославились на этом поприще модели 1986-87 годов с
интеркулером, а финальным аккордом («Grand National to end all Grand
Nationals») стал невероятный Buick GNX, сделанный так, как будто
инженеры уже знали – это последний шанс для марки создать суперкар. Так
что название Grand National весьма известно, но даже энтузиасты Regal
далеко не всегда знают, что в 1986 году был еще один автомобиль с такой
приставкой к имени - полноразмерный LeSabre.
Из всех
трех омолгационных версий серийных машин General Motors середины 80-х
(Chevrolet Monte Carlo SS Aerocoupe и Pontiac Grand Prix 2+2), Buick
LeSabre Grand National (кратко именуемый LGN) в «штатском» варианте
больше всех отличался от болида NASCAR, носящего такое же имя, будучи
переднеприводной и с поперечным V6 под капотом. Впрочем, на тот момент
санкционирующий орган существенно ослабил требования к схожести
гоночного авто с серийным, сведя их к внешним панелям кузова – ради
которых Buick и пришлось «городить огород».
Аэродинамика нового поколения LeSabre,
впервые в 1986 году получившего привод на передние колеса и длину менее
5 метров, изначально была лучше, чем у Regal. Поэтому Buick решили
сделать именно LeSabre в варианте купе базой для их наскаровского
аппарата (так же поступили и Oldsmobile, поменяв Cutlass на Delta 88).
Ключевым элементом, определившим появление особой модификации LeSabre
Grand National оказалась форма боковых стекол. Заменив крупные
треугольные стекла задних пассажиров прямоугольными с достаточно
топорно выполненными декоративными накладками сзади, инженерам удалось
немного улучшить аэродинамические показатели. Функционеры NASCAR
посчитали такое изменение достаточно существенным для того, чтобы
потребовать отдельной омолгации, как серийного автомобиля.
Для выполнения этих требований в
декабре 1985 года на заводе Buick City во Флинте, штат Мичиган, в
течение одной недели была произведена партия в 117 (по другим данным –
112) экземпляров LeSabre Grand National. Насколько известно, все они
были черного цвета – в брошюре Buick упоминаются и возможность заказа
белой версии, но документальных подтверждений существования таких машин
нет, а единственный такой автомобиль в самой брошюре является на самом
деле LeSabre Limited с измененными боковыми окнами и эмблемами. Также,
по свидетельству одного из сотрудников компании, ответственного за
выходной контроль, собранных автомобилей было ровно 119 штук и один из
них был красного цвета – этот экземпляр был передан команде Miller, где
выступал Бобби Эллисон на красном же «боевом» LeSabre GN. По другой
информации, расхождение в данных о количестве произведенных машин
объясняется тем, что выпущено было 117 штук, а в свободную продажу
поступило 112.
Все LGN относились к одной партии и
даже VIN-коды шли последовательно или почти последовательно. Список
опций был также идентичен:
- P37: базовая модель LeSabre Custom Coupe;
- WE2: ключевой RPO-код, определяющий принадлежность к серии Grand National (такой же был и на Regal GN);
- LG3: атмосферный двигатель V6 объемом 3.8 литра – к этой детали мы еще вернемся;
- FE1: определяет тип подвески, т.н. Gran Touring;
- F17: передаточное число главной пары 2.84;
- 282: интерьер из серой ткани,
передний диван цельный с электрической регулировкой (этот вариант
оформления салона также известен, как Grand National);
- U23: одометр поездки;
- UM6: кассетная AM/FM-стереомагнитола;
- AU3: центральный замок;
- A31: электрические стеклоподъемники;
- N33: рулевая колонка с регулировкой по наклону;
- K34: круиз-контроль;
- CD4: пульсирующие стеклоочистители;
- TT5: галогеновые лампы;
- VK3: место для крепления переднего номерного знака.
Другие специфические элементы LeSabre
Grand National не имели RPO-идентификаторов или же таковые просто
неизвестны. В частности, некоторые хромированные детали на LGN стали
черными, задний бампер лишился клыков, имелась сдвоенный оконечник
выхлопной трубы, а боковой молдинг был выполнен из тонкой полосы
резины. Использовались литые алюминиевые колесные диски размерности
15х6 от флагманской модели Electra/Park Avenue. Нестандартный передний
спойлер в дальнейшем применялся на LeSabre T-Type 1987-89 годов.
В интерьер входил спортивный
трехспицевый руль, обшитый кожей, а на передних ковриках были вышиты
эмблемы «Power-Six» красного цвета. Точно такие же логотипы с красной
стилизированной шестеркой и надписью Grand National размещались на
передних крыльях – цвет отличался от красно-желтых для Regal Grand
National. По замыслу, такая цветовая дифференциация должна была
отличать турбированные Grand National от атмосферных. На капоте
крепилась плоская эмблема вместо классического вертикального орнамента
у обычных LeSabre (последующие T-Type также использовали эту эмблему).
Изначально планировалось оснастить
машину Turbo V6, чтобы характеристики соответствовали статусу, но
оказалось, что серийная переднеприводная автоматическая трансмиссия
THM440-T4 не способна выдержать большую мощность. Вероятно, будь проект
более принципиален для компании, решение бы нашлось (усилить АКПП не
слишком сложно), но бюджет проекта LGN был невелик, а кроме одной
партии автомобилей больше их выпускать не планировали – так что от
турбины пришлось отказаться и в итоге двигатель остался атмосферным,
мощностью 150 л.с.
Все произведенные экземпляры Buick
LeSabre Grand National были доставлены в Дайтону, штат Флорида для
«участия» в гонке Daytona 500, открывающей сезон NASCAR 1986 года.
Слово «участие» взято в кавычки потому, что реально на старт вышли
пилоты на болидах, лишь внешне напоминающих LeSabre (с теми самыми
прямоугольными задними окнами, ради которых пришлось выпускать LGN!), а
серийные машины использовались в рекламных целях.
Каждый экземпляр был дополнен пакетом
памятных аксессуаров с символикой Buick Motor Sports (кулер для
напитков, мягкая подушка для сидения на трибунах и ручка) и все 112 или
117 машин проехали минимум один круг по легендарной трассе.
Дилером, обслуживающим всю процедуру
участия LGN в гонке и дальнейшую транспортировку клиентам, был местный
автосалон Lloyd Buick в Дайтоне. Несмотря на то, что все остальные
работы по трансформации LeSabre Custom Coupe в Grand National
проводились на самом заводе Buick, сервисному отделу автосалона тоже
пришлось поучаствовать в процессе. Дело в том, что специфические для
LGN передние спойлеры оказались неготовы к моменту производства машин
(что объясняет отсутствие данной детали на официальных фотографиях GM,
сделанных с применением предсерийных прототипов) – их доставили в Lloyd
Buick, где с поступивших автомобилей сняли стандартные «лесейбровские»
бампера и установили спойлеры до начала мероприятий Daytona 500. Этот
факт породил стойкий миф о том, что Lloyd Buick собственно и выпустили
LGN, подобно тому, как заказ на GNX был размещен в компании ASC/McLaren.
По завершению Daytona 500, автомобили
были распределены по дилерам в Джексонвилле, Флорида и Атланте,
Джорджия – двух крупных городах неподалеку от Дайтоны. Для заказчика
Buick LeSabre Grand National стоил на $1237 дороже, чем LeSabre Custom
Coupe. При чуть более, чем 100 произведенных экземплярах, эта модель
является не только самым редким из всех Grand National (следующие
претенденты – Regal GN 1982 года, 215 единиц и Buick GNX 1987-го, 547
единиц), но и вообще самым редким Buick за последние десятилетия.
На смену LeSabre Grand National в 1987
году пришла модификация со знакомым названием T-Type (на фото выше). В
принципе, после появления аналогичной версии у флагмана марки Electra,
можно было не сомневаться, что дальнейшее развитие околоспортивного
варианта LeSabre будет проходить тоже в рамках концепции T-Type.
Специфические задние окна исчезли, но в остальном машина продолжала
стиль Grand National, продержавшись на конвейере три года: к концу 80-х
Buick окончательно решили сменить имидж, перейдя к образу поставщика
решений премиум-класса, а не спорткаров.
Точное количество сохранившихся до
наших дней LGN неизвестно – в отличие от Regal, эти авто не заслужили
сколь-либо заметного поклонения у энтузиастов, так что многие хозяева,
скорее всего, даже не были в курсе об исторической ценности своих
машин. Однако сейчас, когда существует несколько клубов любителей
LeSabre T-Type, об LGN тоже вспоминают, поэтому цены на крайне редко
появляющиеся в продаже экземпляры составляют достаточно солидные для
автомобилей этого периода суммы: от $5000 за требующий реставрации до
$20000-25000 за образцовый коллекционный экспонат.
Материал взят здесь: http://detroit.in.ua/?p=3181
|